О политике царской России в отношении евреев .
Тут можно много интересного рассказать .
В России до разделов Польши евреев почти не было .
С разделом Польши стал вопрос о том ,что делать с евреями ставшими поневоле русскими подданными ?
А их в 80х годах 18 века в России было уже 80-100 тысяч .
При Екатерине 2 евреев сперва рассматривали как некое сословие на религиозной почве .
Для евреев ввели подушный налог , который был больше крестьянского ,но меньше купеческих .
При Екатерине 2 были отменены традиции магдебургского права в отношении к евреям .
По магдебургскому праву лица иудейского вероисповедания не могли быть членами цеховых и купеческих корпораций .
Так вот всех евреев бывшей Речи Посполитой в России поделили по родам занятий просто взяли и приписали к существующим в империи сословиям и так появились евреи духовного сословия , евреи мещане и евреи купцы , позже появились евреи крестьяне .
Евреи заодно получили все права и обязанности тех сословий к которых их приписали .
Закон Екатерины 2 о положении евреев по которому они приписываются к сословиям с получением всех соответствующих прав и обязанностей ,был издан в 1780 году .
Евреи получили права избирать и быть избираемыми в органы городского самоуправления .
В Речи Посполитой к моменту её разделов были весьма сильно урезаны права кагала ( еврейского общинного самоуправления )
В Российской империи все традиционные права кагала были полностью восстановлены .
Это уже чисто российская особенность опираться на местные структуры самоуправления на национальных окраинах .
Однако Екатерине 2 и её советникам очень не нравился традиционный образ жизни и занятий бывших польских евреев .
Ну чем они занимались ?
Мелкой и мельчайшей торговлей , ремёслами , содержанием панских кабаков и винокурен , ростовщичеством и арендаторством .
С точки зрения Екатерины 2 евреи должны были сменить роды своей деятельности .
Евреи должны были стать крестьянами , заниматься ремёслами , крупной торговлей , возможно стать чиновниками и лицами свободных профессий ( врачи , инженеры , учителя и проч. )
Мероприятия Екатерины 2 привели к резкому улучшению правового статуса еврейского населения .
Введение законоположений о евреях в России встретило массовые протесты христианского населения .
Такие вещи ( протесты и волнения ) при проведении государствами мер по эмансипации еврейского населения были по всей Европе .
Ответом был именной указ 1785 года о котором всем петициям и жалобам на евреев был дан от ворот поворот .
Все меры законов 1780 года были подтверждены снова и были примяты и новые меры к эмансипации евреев .
Екатерина 2 о евреях русских подданных :
"Когда еврейского закона люди вошли уже на основании указов Ее Величества в состояние, равное с другими, то и надлежит при всяком случае соблюдать правило, Ее Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами без различия закона и народа".
Вот так-то .
Эти меры привели к тому ,что из еврейского населения быстро выделись люди , которые вместо того ,что-бы обслуживать интересы бывшей польской шляхты , стали использовать свои способности к предпринимательству для ведения дел с русскими дворянами и чиновниками и государством .
Такие дельцы быстро и необычайно богатеют и не которые из них получают или приобретают имения с крепостными .
Еврейская община явно раскалывается появляются те ,кто хочет и желает существовать уже среди русского населения и в русской среде .
Первая мера екатерининского времени направленная против евреев , это запрет начала 90х годов 18 века евреям быть московскими купцами .
Первоначально евреи могли приписываться к купеческим гильдиям по всей империи и в любом городе .
Такой привилегии не имели русские купцы .
Бывшие московские купцы евреи перебрались в Санкт-Петербург и там приписывались к местным гильдиям .
Начало ревизии первоначального екатерининского законоположения о евреях относится к времени после третьего раздела Польши .
С этого времени число евреев в империи выросло до 500 тысяч человек .
Именно в России теперь находится крупнейшая еврейская община ,в России проживает более половины всех евреев ( без учета кавказских ).
Для упорядочивания положения евреев при Александре 1 возникает Еврейский комитет .
Юридическое оформление черте оседлости сообщило "Положение об устройстве евреев" 1804 года, которое перечисляло те губернии и территории, где евреям дозволялось селиться и торговать ("Положение" строго предписывало всем евреям записываться в одно из сословий : земледельцев, фабрикантов и ремесленников, купечество, мещанство).
"Положение" касалось не всех евреев ,примерно 1/4 часть евреев была изъята и не подлежала его действию и ограничений на них не было .
Не касалось "Положение" и евреев Кавказа ,а позже и Средней Азии .
Кроме принятия "Положения" никакой систематической политики по отношению к евреям правительство Александра 1 не вело .
Была попытка принудить евреев посылать своих детей в казённые школы , но она тогда успеха не имела .
После польского восстания 1830 года власти "вдруг" обнаружили ,что интересы большей части еврейской верхушки исторически и традиционно завязаны на обслуживание интересов польской шляхты и аристократии .
Пока (до 1830 года ) польскую аристократию и польское дворянство в Санкт-Петербурге рассматривали как вполне лояльную местную элиту , то историческая связь местной элиты с евреями не считали проблемой .
С начала правления Николая 1 была начата политика еврейской аграрной колонизации .
Хотели из местечковых евреев сделать крестьян .
Хотя это программа не имела 100% успеха , но к началу 60х годов 19 века только в Новороссии было уже 23 тысячи семей евреев-крестьян.
Т.е. минимум 100 тысяч человек евреев жили с " земли" .
Без этой аграрной колонизации евреев успешное создание Израиля было-бы невозможным .
При Николае 1 на евреев распространили рекрутскую повинность .
Закон этот появился в 1827 году .
Закона этого не желали ни в среде русской элиты ,ни тем более евреи .
Закон о рекрутах-евреях имел одну особенность , еврейские общины могли посылать в рекруты детей в возрасте от 12 лет .
Закон этого прямо делать не обязывал , но к 18 годам практически все мужчины в еврейской общине были не то ,что женаты , но имели обычно 2 детей .
Однако были и такие кого призывали даже в 9 лет !
"Русский" писатель ,публицист и историк Никитин Виктор Никитич (1839? — 1908, Петербург) был сдан еврейской общиной в девять лет отроду и был взят в кантонисты в Нижний Новгород, где его силой крестили и дали русское имя и фамилию (еврейское имя и фамилия неизвестны).
Благодаря красивому почерку и прилежанию стал писарем , потом и офицером , в 1850-х гг. -- домашним секретарем директора канцелярии военного министерства генерала К. Кауфмана.
Упорно занимался самообразованием и сделал успешную чиновничью карьеру после окончания в 1869 г. военной службы -- был одним из директоров Петербургского тюремного комитета, чиновником по особым поручениям при министерстве земледелия и государственных имуществ.
Призыв в 18 лет оставлял жену и детей на содержание общины и создавал ещё и религиозные проблемы !
Вот и бросали жребий на детей или просто посылали детей тех евреев ,кто не мог из бедности их прокормить .
Детей призывали в кантонистские батальоны .
Конечно там сохранить веру было трудно , меры по обращению евреев-рекрутов в христианство были самые серьёзные , но до 1/5 кантонистов так оставались иудейского вероисповедания .
Впрочем те кто остался открыто привержен иудаизму уставом разрешалось ходить в синагогу по месту службы.
Если синагоги не было, то военнослужащие-евреи могли собираться для общей молитвы и избирать сведущего в религиозном законе наставника .
Для этого снимали особые помещения, где устраивали постоянные молельни.
Так называемые солдатские синагоги существовали во многих городах вне черты оседлости.
Командование разрешало кантонистам по субботам и еврейским праздникам посещать их.
Здесь мальчики встречались со взрослыми солдатами-евреями, и это укрепляло их дух, помогало легче переносить все тяготы жизни.
Из евреев-кантонистов вышло немало хороших офицеров .
Николаевские солдаты — так стали называть солдат и офицеров из евреев-кантонистов , были мужественными, преданными царю и выносливыми воинами.
Конечно призыв еврейских мальчиков в 12 и даже менее лет был жутким кошмаром .
Насильственное обращение в христианство мальчиков-кантонистов было единственным примером из политики имперской России , когда
проводилась политика силовой христианизации евреев.
Надо сказать , что официальная церковь весьма нежелательно относилась к обращению евреев в христианство и даже более того саботировало официальную политику , которая была направлена на добровольную христианизацию евреев .
Официальная церковь евреев просто боялась.
К всему можно вспомнить довольно массовое обращение русских крестьян в иудаизм в конце 18-19 веке
Хотя официальная политика была к евреям недоброжелательна , но скандальных процессов о еврейских жертвоприношениях христианскими младенцами и употреблении крови христианских младенцев , в России почти не было.
Только в 1856 году в Саратове было такое судилище , но осуждённых тут-же помиловали , а судьи получили по шее .
Например за вторую половину 19 в Австро-Венгрии таких процессов было больше десятка .
В 40х годах 19 века Николай 1 и Уваров решили таки отменить кагал , как вредное учреждение , которое способствовало консервации и консолидации еврейской общины , кроме этого были созданы еврейские светские школы в которых преподавание велось на русском языке , а преподавание иудейского закона велось на немецких учебниках и на немецком языке .
Эти учебники были созданы на основе Хаскалы и реформистского иудаизма .
Появление этих школ было воспринято иудейскими общинами ещё более негативно , чем ужасный закон о еврейских рекрутах .
Общины восприняли эти школы как инструмент политики ассимиляции и обращения евреев в христианство, чего кстати вовсе делать никто и не собирался .
Детей пришлось в эти школы загонять силой .
Через 20 лет результатом деятельности этих школ стало резкое увеличение численности евреев среди учеников гимназий и университетов.
Попытки империи перестроить традиционную жизнь евреев до отмены крепостного права особого успеха не имели и еврейские общины более-менее успешно этому сопротивлялись .
Но появилось не мало и ассимилированных евреев , которые только по религии отличились от русского населения .
Именно с 1856 года по конец 70х годов у властей Российской империи был реальный шанс провести успешную эмансипацию евреев .
В русском обществе были очень сильны настроения на либеральную ассимиляцию евреев .
И большой враждебности это меры бы не встретили .
Тут и среди самих евреев появилось достаточное число тех , кто этого желал .
С начала открытия для евреев гимназий , реальных училищ и многих высших учебных заведений их число там начало увеличиваться невозможно быстро .
В первом наборе учеников в Одесскую Николаевскую гимназию в 1879 году среди выдержавших приёмный экзамен было 105 евреев и только 38 всех христиан из которых 1/4 была из крещёных евреев .
И такая картина была везде ,где для евреев открывали возможность поступать в учебные заведения .
Правительство начинает понемногу снимать ограничения черты оседлости .
Из под действия положения о черте еврейской оседлости постепенно изымаются :
Все лица с высшим образованием как техническим-естественнонаучным , так и гуманитарным ( в том числе и иностранным ) , все имеющие ученые степени ,все врачи , инженеры ,техники , аптекари и их помощники ,фельдшеры , дантисты , учителя , акушерки , ремесленники , квалифицированные рабочие , отставные солдаты и матросы и отставные сверхсрочные солдаты и матросы .
Можно было "временно" покинуть черту оседлости для обучения .
Черта оседлости становится довольно условным понятием .
Наплыв в учебные заведения еврейской молодёжи связан не в последнею очередь с возможностью покинуть черту оседлости .
К принятию мер по эмансипации евреев стали призывать , уже даже и не либералы и левые , а такие личности как Катков и Лесков .
Именно Катков требовал от правительства мер по отмене всех ограничений для евреев
Катков о евреях :
"Русское законодательство безостановочно идет вперед в одном и том же направлении.
Желательно, чтобы закон не проводил черты различения между ними, евреями, и всем русскими подданными.
Евреи везде, где только признают их права, действуют в интересах политического единства страны".
Катков точно подметил , что евреи могут и должны стать укрепителями Российской империи .
Евреи и польский вопрос .
Несмотря на тесные связи между евреями и польским дворянством .в 1830 году евреи не поддержали мятежа .
Во время мятежа 1863 года евреи в своём огромном большинстве тоже остались лояльными России и враждебными повстанцам .
Лояльность большинства евреев во время мятежа 1863 года обратила на себя внимание Муравьёва , который предложил создать из евреев особые полицейские отряды для усмирения поляков и поддержания порядка в будущем .
Проект Муравьёва долго и серьёзно обсуждали в Петербурге , но он так и увяз в бюрократическом болоте .
В 1862 году был принят закон о том , что евреям в всём Западном крае разрешено покупать пустые земли .
Это закон был отменён в 1864 году .
Однако за это время некоторые евреи смогли стать крупными помещиками .
Только сахарный магнат ,всю Россию снабжавший сахаром Израиль Маркович (Меерович) Бродский и его дети скупили более чем 35 тысяч десятин земли.
После подавления мятежа 1864 года этот закон отменили .
Конфискованной у мятежников земли стало много и власти прикрыли возможность покупки земли евреями .
Землю теперь могли покупать только русские .
Поляки могли только продавать землю , но не покупать её .
Это было ошибочным решением .
Во первых у русских помещиков в большинстве не было денег .
У евреев деньги были , но купить землю прямо они не могли .
В результате цены на землю упали и казна лишилась больших доходов .
Нужно было только не допускать покупки земли поляками через евреев подставных лиц .
Можно было к пользе для империи вместо польской шляхты получить помещиков-евреев .
К концу 19 века евреев в России было уже около 5 миллионов человек , из них более 300 тысяч уже официально проживало вне черты оседлости и не меньше проживало нелегально .
Для сравнения всех евреев Германии было около 600 тысяч человек .
Евреев Франции было 100 тысяч человек .
В Австро-Венгрии в процентном соотношении было столь-же много евреев ,как и в России .
Однако там был принят закон о эмансипации евреев в 1867 году .
Для ограничения перемещения еврейского населения в Австро-Венгрии было положение ,что любой человек мог быть выслан на место своего рождения , если он не имел постоянных источников дохода или заработка .
Для не высылания таких лиц нужно было заручится поручительством общины или частного лица .
Это положение действовало до конца 19 века , а правовое положение евреев ничем не отличалось от прочих граждан .
Российская империя весьма пострадала от отказа от эмансипации евреев .
Ведь получилось плохо , правовую эмансипацию евреев не провели и даже начали опять притеснять евреев .
Но тех евреев которые желали ассимилироваться было уже очень много и ведь правительство само усиленно подталкивало евреев к этому начиная с 1840 года .
С начала 80х годов 19 века отношение к евреям по почти всей Европе меняется к худшему .
Меняется и точка зрения на евреев , если раньше просто их презирали , то теперь стали боятся .
Если до этого времени на евреев смотрели по большому счету как на грязных нищих , неудачников и вообще как на неполноценных человеков .
Теперь евреи становятся плохими по причине их "большей приспособленности" к новым реалиям .
Еврейство в глазах обывателей становится плохим так , как оно экономически сильно , умно и хитро и лучше других умеет управляться в новом капиталистическом мире .
А так как многие евреи уже совершенно ассимилировались и по поведению ничем уже неотличимы от простого обывателя , то конечно
пошли разговоры о тайных замаскировавшихся евреях вредящих христианам .
С это момента и пошли разговоры о тайных еврейских заговорах против всего человечества .
Страх перед евреем пробивающимся из низов в элиту был очень велик .
Например в начале 19 века на территории Германского Союза более 80% евреев были не просто беднотой , а беднотой в квадрате .
К 1873 году на территории Германской империи более 80% евреев имели доходы выше среднего немца .
К началу 20 века территории Германской империи евреям принадлежало 1/3 всех крупнейших состояний ,а было их всего 1% населения .
Неудивительно ,что среди лузеров стал популярен антисемитский бред .
В России же эмансипацию не провели , евреев начали опять ущемлять , государство стало отторгать евреев .
Но ведь таких евреев которые уже мало чем отличаются от русских по образованию и культуре ( Левитан например ) становилось все больше , стало очень много аккультурированных и ассимилированных евреев .
Государство их отторгает , общество начинает боятся и тогда куда идти образованному и ассимилированному еврею ?
Кто таких не отталкивает ?
Конечно есть и такие слои общества которые не отторгают евреев .
Это либералы и революционеры !
Вот туда и пошли ассимилированные евреи .
В 70-80х годах 19 века количество евреев в революционных организациях народнического толка было не больше их процентного количества евреев в России — 4-5%
Ситуация радикально меняется к концу 19 века .
Уже к концу 90х годов 19 века число евреев в революционном движении уже до 40-50%, и ситуация сильно меняется.