Вот информация о субсидировании государством дворянского землевладения из казны и о том как русское поместное дворянство влезло по уши в долги после 1861 года .
Без государственной поддержки 2/3 помещиков просто разорились-бы ещё к началу 19 века !
И до 1861 года миллионами списывали с помещиков кредиты за счет казны .
И проблема неплатёжеспособности помещиков возникла не в середине 19 века , а на век раньше .
К концу первой половины 18 века одной из первоочередных проблем для государства стало массовое разорение помещиков .
К началу 60-х годов 18 века около 100 000 дворянских имений было заложено или обременено неоплатными долгами .
18 век в России был веком расцвета и процветания ростовщичества.
И проценты были отнюдь не маленькие: от 10% до 20%.
В случае неуплаты в срок имения должников оказывались в руках ростовщика.
Но причина проблемы была вовсе не в ростовщиках , а в мотовстве дворянства .
Кроме того многие дворяне сами были ростовщиками и немилосердно пускали других дворян по миру .
Дабы избежать разорения дворянства , императрица Елизавета Петровна дала Сенату указ обсудить возможность учреждения специального банка для льготного кредитования дворян .
Год спустя манифест от 13 мая 1754 года объявлял "во всенародное известие"о создании в России государственного банка для дворянства, точнее Петербургского и Московского дворянских банков, находившихся в ведении Сената.
Банки предоставляли ссуды уже под 6 процентов с максимальной рассрочкой платежа на три года.
И тут начались отсрочки ,рассрочки ,махинации с кредитами ( вроде Чичиковских с мертвыми душами ) и.т.д. и т.п.
Дворянские банки прошлось реорганизовывать .
В 1786 году был образован Заемный банк, организованный на основе упраздненных в 1786 году дворянских банков.
Предполагалось ,что Заемный банк принесет казне 19 млн. руб. чистого дохода.
Но эти расчеты не оправдались .
Уже в 1789 году Правление Заемного банка просило Сенат издать распоряжение о скорейшем возврате дворянских долгов.
В 1810-1811 году уже Государственный совет разбирал вопрос о списании долгов помещиков , образовавшихся еще до 1786 года , то есть до реорганизации дворянских банков в Заемный банк ,т.е. дворяне не выплачивали даже те кредиты ,которые брали ещё при Елизавете Петровне и в начале правления Екатерины 2 .
Перед началом Отечественной войны 1812 года на заседаниях Государственного совета опять обсуждался вопрос о долгах дворян Заемному банку.
В результате 2 апреля 1812 года был издан манифест, в котором объявлялось о новых льготах дворянству.
Все восьмилетние займы, “с которого бы года они учтены не были”, пролонгировались на 12 лет, считая с 1 января 1812 года.
Выплата процентов по 20-летним займам должна была производиться по облегченным правилам 25-летнего займа Вспомогательного банка для дворянства, а сам банк под названием “Двадцатипятилетней экспедиции” был в том же году объединен с Заемным банком.
Вот когда явно проявился факт неэффективности дворянского землевладения и повального мотовства .
Средства на счетах Заёмного банка для кредитования дворянства появлялись путём путем перекачивания средств Коммерческого банка в Заемный банк .
Т.е. купцы и промышленники клали деньги на счета Коммерческого банка , а тот переводил их в Заемный банк .
Т.е. купцы кредитовали помещиков !!!
Хотя Коммерческий банк был создан для кредитования торговли и промышленности !!!
К началу 19 века сумма вкладов купцов в Коммерческий банк достигла 200 миллионов рублей, а ссуды для кредитования торговли и промышленности не превышали 25 миллионов рублей .
Государственные учреждения дворянского поземельного кредита и Коммерческий банк оказались к 1860 году в очень плохом финансовом состоянии .
Попытки спасти казенные ипотечные банки оказались безуспешными, что заставило правительство принять решение об их ликвидации.
31 мая 1860 года Заемный банк был закрыт, а его дела переданы Санкт-Петербургской сохранной казне.
С ликвидацией государственных учреждений поземельного кредита в 1859 году , правительство не хотело вновь создавать подобные провальные с экономической стороны заведения .
Было решено впредь предоставить право кредитования дворянства только частным ипотечным учреждениям .
Но по мнению дворянства передача ипотечного кредита в руки частных предпринимателей себя не оправдала.
Процент был велик !
Реформа 1861 года ударила по помещичьей экономике еще более сильно, чем по крестьянской.
В множестве поместий не было и не велось никакого производящего хозяйства.
Не было ни живого , ни мёртвого инвентаря , ни семян , ни нужных хозяйственных строений , ни сельскохозяйственных животных и сами помещики в огромном большинстве совершенно не разбирались в сельском хозяйстве .
Те помещики у кого всё это было встречались в основном на юге России .
Но и у многих из них не хватало инвентаря и скота для ведения хозяйства в новых условиях .
Его нужно было создавать с нуля : покупать орудия производства, тягловую силу, оплачивать рабочие руки.
Прежде всего, нужны были деньги.
Такие подсчеты были сделаны накануне реформы, например только на обзаведение помещиков Самарской губернии нужно было приобрести живого и мёртвого инвентаря и прочего на 2 637 915 руб.
Но помещики ( вернее их имения ) и без того были обременены немалыми долгами .
Основная часть долгов приходилась на старые кредитные учреждения (Заемный банк, Приказы общественного призрения, Сохранные казны) по Самарской губернии таких долгов было 4 211 607 руб.
А по всей России долгов было на землевладельцах выданных под залог населенных помещичьих имений на 425 миллионов рублей .
Долги эти были почти целиком погашены путем выкупной операции.
Задолженность помещиков частным лицам вообще не поддается никакому точному учету.
Но то ,что она была велика сомнений нет .
Поступление средств помещикам сократилось сбор хлебов товарного значения сократился из-за уменьшения барской запашки, выкупная сумма больше была в активе казны, нежели помещиков и была выдана в основном не наличными, а выкупными свидетельствами, которые вдобавок быстро упали в цене.
Скверная финансовая реальность и была одной из причин медленной перестройки помещичьего хозяйства на новый лад.
Помещикам был нужен дешевый и не обременительный кредит .
Но получить его можно было только под залог помещичьей земли .
Первым реальным источником поземельного кредита для помещиков стало Общество взаимного поземельного кредита (ОВПК), утвержденное 1 июля 1866 года
Оно имело всероссийский характер и выдавало ссуды в золотой и серебряной валюте, что было весьма недальновидно в условиях большой нестабильности курса рубля .
И сама деятельность ОВПК , вернее его правления была на грани уголовщины и злоупотребления там были повсеместными и никакого ни частного , ни государственного контроля за деятельностью правления не было .
В ОВПК было заложено много земель .
Там было заложено были 6971 имение в 4,75 миллиона десятин с общим долгом в 145,7 млн., при средней десятинной оценке в 52 р. 55 к. и ссуде под землю в 32 р. 36 к.
В конце концов в 90-х гг. выдача ссуд из ОВПК была заморожена, а затем оно перешло в ведение Дворянского земельного банка на правах его Особого отдела.
В начале 70-х годов 19 века открылись первые акционерные ипотечные банки.
Их уставы создавались на двойственных началах: определение ипотечных операций было заимствовано из уставов городских кредитных обществ, Херсонского земельного банка и ОВПК, а положения об основном капитале, правах акционеров, принципах управления — из практики коммерческих акционерных банков.
Кредит в акционерных земельных банка составлял более 8%.
Пик грюндерства приходился на 1871/72 гг., когда в полтора года возникло сразу 11 земельных банков , причем в одной губернии не могли одновременно действовать не более двух таких банков.
На денежном рынке возникла провальная ситуация, и сбыт закладных листов сильно затруднился, что грозило окончательным падением их курса .
Мыльный пузырь на рынке земельного кредита пришлось спасать государству .
Поэтому в 1873 г. образовалось частное общество по сбыту закладных листов "Центральный банк русского поземельного кредита".
Он приобретал закладные листы русских земельных банков на деньги, полученные от продажи собственных закладных на: металлическую валюту, а также выполнял комиссионерские функции с выдачей авансов под залог закладных листов, принимаемых на комиссию.
Однако, в условиях нестабильности рубля операции этого банка оказались убыточными, и к 1889 г. его потери достигли 5,2 млн.руб.
Возмещены они были из казны .
Частные кредиторы соглашались выдавать кредиты помещикам ,но брали баснословные проценты — от 10 до 18%,
Общество взаимного поземельного кредита — 9-10%.
Акционерные банки — 8-9%,
Саратовско-симбирский дворянский земельный банк — 6%.
Последний вследствие злоупотреблений его правления (председатель Юханцев) лопнул .
Спасая должников -дворян, правительство взяло на себя ликвидацию банка-банкрота за счет казённых средств .
До 1861 года в Заемном банке , Приказах общественного призрения, Сохранных казнах и прочих подобных учреждениях кредит давался из 5%, а с 20 июля 1857 г. — из 4% .
Т.е. течение первых десяти пореформенных лет помещики могли получить средства лишь от частных лиц под разорительные проценты или в учреждениях взаимного кредита, процентные ставки которых были намного выше, чем в старых государственных банках.
Но ипотечное земельное кредитование становилось очень распространённым.
В 1867 году было выдано кредитов помещикам на сумму 99,6 млн. руб., в 1874году – 294,9 млн. руб., в 1877 году – 415 млн. руб.
Иными словами помещики набрали номинально за 10 лет почти столько-же сумм долга ,сколько по 1861 год .
Но условия выдачи земельных кредитов их очень не устраивали .
Но если частный ипотечный кредит для дворян и возник ,то вот крестьяне не имели возможности кредитования вовсе .
Частные ипотечные учреждения кредитовали только средние и крупные хозяйства.
Даже ведь не все дворяне могли получить ипотечный кредит , акционерные земельные банки выдавали ссуды под залог имений, приносящих доход от 500 рублей в год и выше .
Уже к концу 70х годов 19 века упадок до половины помещичьих хозяйств ( если не больше 2/3 ) стал почти повсеместным , процветали в основном только южные латифундии .
Вдобавок зажиточная часть крестьянства начала выступать в качестве самостоятельного землевладельческого класса , альтернативного традиционному помещичьему .
Начался процесс перетока земельной собственности от помещиков к "чумазым лендлордам" ,которые вели дело эффективней помещиков .
Кроме того богатые крестьяне повсеместно были и ростовщиками и ссужали средства не только крестьянам , но и не редко и помещикам .
Проще всего в этой ситуации было крестьянам-старообрядцам и крестьянам-сектантам , у них повсеместно образовались самые настоящие кооперативы на религиозной основе ,вместо общины и в кредитах они нуждались менее всего .
Результатом всех этих процессов стали :
все усиливающийся нажим на правительство со стороны дворян с требованием предоставления льготного государственного кредита дворянству ,т.е. вернуться к провальной вековой практике дворянского кредитования до 1861 года .
С другой стороны все западники , либералы , народники требовали не дворянского льготного кредитования , опыт которого был самый печальный ,но планов активного государственного содействия : увеличению крестьянского землевладения и модернизации крестьянского хозяйства .
Эту точку зрения поддерживали все министры финансов империи ,например Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский и С.Ю.Витте.
Они решительно не желали восстановления дореформенной ситуации с льготным кредитованием помещиков , но вот кредитование крестьян у них находило поддержку .
В конце концов в ходе борьбы двух группировок стало появление двух государственных ипотечных банков, Крестьянского и Дворянского.
Ещё в конце правления Александра 2 товарищ министра финансов Н.Х.Бунге обратился к императору с докладом, в котором предлагал решение проблемы кредитования крестьян путем создания специального государственного кредитного учреждения, предоставляющего кредиты под покупку земли крестьянам и модернизации их хозяйства .
Положение о Крестьянском Поземельном банке было утверждено 18 мая 1882 года и вызвало большое недовольство помещиков .
Только государство могло позволить себе вкладывать средства в кредитование мелких хозяйств, где доходы невелики, а риск очевиден.
С началом в правление Александра 3 поворота в сторону дворянства , возник план спасения дворянского землевладения .
Провалы в пореформенном сельском хозяйстве и ухудшение в положении дворянства правительство в правление Александра 3 пыталось решить за счет внеэкономического укрепления социальной основы дворянства, за счет крестьянского населения страны.
Началась фактическая ревизия реформы 1861 года , которая только усугубила ещё более её недостатки.
Общее мнение правительственных кругов теперь было таким :
"хотя нововведения, проведенные при Александре2, и были вызваны настоятельными требованиями жизни, они имели последствием умаление, если не сказать уничтожение, привилегий, которыми пользовалось дворянство."
С этого времени началась политика поддержки дворянства .
Теперь стали утверждать :
" дворянством как ближайшею опорою трона необходимо дорожить, его нужно поднять в собственных его глазах и заставить в силу предоставляемых выгод заняться своими имениями "
С этого момента начались попытки :
"поддержания дворянских портков и поддержание продолжения дворянского финансового разврата"
— за счет разных льгот и прямой казённой помощи .
Сперва министерство финансов приняло меры по облегчению положения дворян-заемщиков частных банков:
государство выкупило на 26 миллионов рублей закладных листов помещичьих имений, передав их с 1885 года Дворянскому банку.
В результате клиенты последнего получили возможность выкупать свои заемные листы на 5 % ниже их биржевой стоимости и большая часть их была переоформлена на большие сроки .
Просьбы помещиков и их Экономические ходатайства дворянства после 1884 года сводились главным образом к просьбам о новых льготах и дешевых долгосрочных кредитах и о погашении или пролонгировании уже взятых за счет казны .
Трудности с кредитом для помещиков "вынудили" правительство Александра 3 подключить к этому делу уже и Государственный банк.
В 1884 году он открыл операции по выдаче ссуд землевладельцам под соло-векселя, обеспеченные сельскохозяйственными имениями .
Помещики сразу же начали брать там льготные кредиты .
Банк пытался ограничить стремление помещиков придать соло-вексельной операции долгосрочный характер, но избежать этого не удалось. Начались рассрочки, отсрочки и т.п. , а немного позже и льготы по прямому указанию императора и правительства .
В 1885 году открылся сословный государственный земельный банк Дворянский банк специально для помощи дворянству :
"на началах кредита благотворительного, т.е. более дешевого, нежели тот, которым пользовалось само государство и следовательно с неизбежными пожертвованиями со стороны государственного казначейства".
Иными словами правительство субсидировало дворянство ,за счет всей страны .
О его создании было возвещено Высочайшим рескриптом Александра 3 дворянству ( и при том в 100-летнюю годовщину екатерининской жалованной грамоты дворянству ) где говорилось, что верховная власть намерена сохранять за земельным дворянством значение первенствующего сословия.
Цель создаваемого банка — обеспечить дворянам способы и впредь выполнять с честью их высокое призвание
Появлению Дворянского банка предшествовали очень многочисленные обращения дворянства самых разных губерний с жалобами на нестерпимую дороговизну кредита частных кредитных учреждений и с просьбами открыть дворянам льготный (!) поземельный кредит, подобно тому, как это было в Заемном банке, Сохранных казнах и Приказах общественного призрения до 1861 года .
Т.е. дворянство хотело "продолжения банкета" ,как то было до 1861 года .
Министр финансов Н.Х.Бунге был категорически против этого и указывал на бесполезность и пагубность подобных мероприятий , но Александр 3 просто приказал минфину создать государственное кредитное учреждение для предоставления дворянству кредита “на более выгодных, против существующих ныне, условиях”
В отличие от Крестьянского банка , Дворянский банк , был фактически не финансовым , а "благотворительным" учреждением по предоставлению помещикам благотворительного , дешевого кредита.
По словам самого С.Ю.Витте, история Дворянского банка “представляет сплошную цепь всевозможных ходатайств о льготах Дворянского банка в пользу клиентов-дворян и жалоб на управляющих Дворянским банком в том смысле, что они враги дворянства, потому что не оказывают просимых льгот”
-которые , однако в своём большинстве правление банка было вынуждено принимать во внимание .
Попытка надавить на банкиров для удешевления дворянского поземельного кредита встретила сопротивление банкиров , которые справедливо указывали на большую проблемность и рискованность дворянских поземельных кредитов .
Банкиры заявили ,что снижение процентов по дворянской поземельной ипотеке на 1,5% годовых возможно только в том случае, если правительство согласится выступить гарантом по закладным листам акционерных земельных банков.
Министерство финансов, рассмотрев ответ банкиров, нашло это условие абсолютно неприемлемым, поскольку не могло принять на себя риск гарантировать обязательства кредитных учреждений, в управлении которых оно фактически не участвует.
Но и сами банкиры видели угрозу несправедливой конкуренции со стороны Дворянского банка.
Банкиры полагали неизбежным , что Дворянский банк неизбежно превратиться в государственное учреждение, пополняющее свою кассу за счет средств государственного бюджета .
Так оно и вышло .
Государственный дворянский земельный банк поддерживал помещичье землевладение путем выдачи дворянам ипотечных ссуд сроком на 66 лет в размере до 100% оценочной стоимости залога, выдав ссуды в 1887 году на 69 миллионов рублей, а в 1890 году — уже свыше 600 миллионов рублей (всего под 5% годовых, дополнительно взималась небольшая плата за банковские услуги и страховой процент, максимальный срок кредитования – 66,5 лет).
Чрезвычайно выгодные с самого начала условия выдачи ссуд вскоре подверглись изменениям в сторону ещё большего увеличения льгот для помещиков-заемщиков.
Процент по дворянским ссудам, согласно указу от 12 октября 1889 года , был снижен с 5 до 4,5 %. В
В 1890 году были восстановлены дворянские привилегии в деле льготного винокурения .
Сюда надо прибавить единовременный выпуск закладных листов с выигрышами, и многочисленные рассрочки платежей, и снижение ссудного процента, дошедшее в 1897 году уже до 3,5%.
В 1900 г. последовала ещё более продворянская мера — разрешение Дворянскому банку покупать часть имения заемщика по льготной цене ( выше реальной на 5-10% ) , за счет чего предполагалось снизить задолженность до приемлемых 60% оценочной стоимости той части имения, которая оставалась в руках заемщика
Льготы распространялись и на Особый отдел (бывший ОВПК).
Всего на 1 января 1893 года было заложено 102 313 имений с 46,3 милионами десятин земли и остатком долга на колоссальную сумму 1131 миллионов рублей , основную сумму составляли долги помещиков Государственному Дворянскому земельному банку.
Значительная часть помещиков оказалась в числе недоимщиков Дворянского банка и не могла выплачивать даже и проценты .
Посыпались массовые ходатайства о понижении учетного процента, об отсрочках в выплате ссуд и процентов по
ним, об увеличении размера ссуд с 60 до 75 % стоимости имений, о передаче задолжных имений в опекунское управление банка. Поток их значительно возрос в связи с жестокими неурожаями начала 90-х годов.
Это и было сделано правительством .
Сюда надо прибавить уступки дворянству и в вопросах железнодорожных тарифов и перевозки дворянского зерна и тарифные ограничения на перевозку дворянского зерна .
В 1893 г., был принят новый железнодорожный тариф, устроенный таким образом, что дешевый хлеб из Заволжья, Кавказа и Сибири не мог попасть в центр и составить конкуренцию хлебу, поставлявшемуся помещиками, а должен был идти на экспорт.
В 1886 году появились "Правила о найме сельскохозяйственных рабочих" ,которые резко усилили возможность дворян по снижению выплат батракам и усилили зависимость их от нанимателей .
Результатом было падение зарплат батраков .
Учреждение института земских начальников дало помещикам новые возможности в использовании принудительных, внеэкономических форм эксплуатации крестьян и отработочных систем ведения хозяйства.
Именно под влиянием помещиков начались пресечения попыток переселения крестьян на свободные земли .
Даже невозможно льготный для дворян-должников устав Дворянского банка и то не устраивал помещиков .
Они вообще хотели сделать из него учреждение по дотированию помещиков из казны .
К 1 июля 1899 года задолженность крупного землевладения ( без Польши и ссуд Крестьянского банка ) представляется в следующем виде:
Государственный дворянский земельный банк и его особый отдел .
649,29 мил.руб.
Дворянские банки Прибалтийских губерний.
82, 5 мил.руб.
Земский банк Херсонской губернии
120,50 мил.руб.
Тифлисский дворянский земельный банк
3,35 мил. руб.
Михайловский дворян. земельный банк
1,3 мил. руб.
Акционерные земские банки
465 ,77 мил.руб
Всего
1322 миллионов рублей .
Это без учета тех огромных сумм которые русские дворяне занимали вне России в иностранных ипотечных и прочих банках .
Т.е. за период с 1887 год по 1899 года только Государственный дворянский земельный банк и его особый отдел выдали ссуд на 499,4 мил.руб.
На 1 января 1887 года ссуд 68,78 мил. руб.
На 1 января 1899 года ссуд 568, 19 мил.руб.
Прирост долгов дворянства составил за 12 лет по 41 миллион рублей в год .
При стоимости кредита в 3% приток средств по процентам на счета Дворянского банка составит номинально 17,04 миллиона рублей .
Но и этого не было .
В России не было денег на переселение крестьян на свободные земли и агрономическую помощь крестьянам ?
Деньги-то оказывается были и не малые ,но они все пошли на "поддержания дворянских портков и поддержание продолжения дворянского финансового разврата"
Нужные средства ушли через Дворянский Банк .
Стоимость переселения одной крестьянской семьи в Сибирь по разным данным оценивали в 500-1000 рублей .
Иными словами на этот 41 миллион рублей можно переселить на свободные земли от 41 тысячи до 82 тысяч крестьянских семей в год .
Предоставив каждой семье надел в 40 десятин земли в собственность можно заселить от 1,6 миллиона десятин или от 128 кв. км в год .
Взяв через десять льготных лет с этой земли по 2 рубля налога и процентов с десятины можно получить по 3,2 миллиона рублей податей и процентов ежегодно или через 20 лет ( десять отсрочки и десять платежей ) 32 миллиона рублей .
С 41 миллиона рублей ссуд помещикам при 3% кредита получаем номинально процентов 1,23 миллиона рублей или 20 лет — 24,6 миллиона рублей процентов .
Иными словами переселение крестьян на новые земли очень выгодно для казны , т.к. увеличивает налоговую базу .
Надо прибавить ,что государственное субсидирование дворянства просто раздувало мыльный пузырь на рынке недвижимости и завышало цену на землю .
Без субсидирования помещиков , их разорение неминуемо приводило-бы к массовому выбросу имений на рынок и как следствию исключительно выгодному для крестьянства и всей страны падению цен на землю .
Денег на флот и железные дороги нет ?
Так в реале их можно сказать дворяне съели .