Крестьянство, Налоги и Община в МИНА. ¶
Уважаемые коллеги, недавняя дискуссия с коллегой Георгом практически сняла многие моменты, касающиеся главной проблемы в проекте МИНА, висевшей надо мно как дамоклов меч, — судьбы движения социалистов-народников.
(Для интересующихся http://alternativa.fastbb.ru/?1-1-0-00004209-000-0-0-1188920916)
Хочу сразу сказать, что многие мои излишне либеральные поползновения убраны, и ситуация будет разрешаться в жестком, но без радикализма, консервативном ключе.
В связи с этим я перехожу к следующему по важности вопросу — крестьянскому.
Пока у меня идей три:
Постепенная отмена подушных, оброчных платежей и вообще всех старых платежей основанных на крепостном хозяйствовании.
Постепенная отмена подушных, оброчных платежей и вообще всех старых платежей основанных на крепостном хозяйствовании.
Заметное (в разы) снижение раскладочных требований на выкупные платежи и постепенно полный вывод их из бюджета. Замещение увеличением (тоже в разы) поземельного налога (расчитываемого от стоимости земли).
Паспортная реформа, возможность открепления крестьян от земли и от общины (по согласию схода). Разрешение общине покупать, продавать землю (опять же, по решению схода). Увеличение прав сельских старост.
Информация для размышления.
1880 г. Прямые крестьянские платежи:
Выкупные и оброчные платежи — 94,8 млн. рублей, из них:
1.1. Выкупные платежи бывших помещичьих крестьян — 42,9 млн. рублей;
1.2. Оброки помещичьих крестьян, не приступивших к выкупу — 11,3 млн. рублей;
1.3. Выкупные платежи быв. государственных крестьян — 37,6 млн. рублей;
1.4. Выкупные платежи быв. удельных крестьян — 3 млн. рублей;
Подушная подать — 55 млн. рублей;
Поземельный налог с крестьянских земель — 4,5 млн. рублей;
Земские сборы с крестьянских земель — 13,4 млн. рублей;
Мирские сборы — 22,5 млн. рублей;
*Рассчитано по: Шванебах П., Наше податное дело, СПб, 1903, с. 9; Ежегодник Министерства финансов, СПб, 1901, стр. 58-61.
Краткие замечания:
Выкупные и оброчные платежи, так же, как и подушная подать, имели сословный характер и выплачивались только крестьянами. То же относится и к мирским сборам, которые, строго говоря, не являлись ни налогами, ни добровольными членскими взносами.
Что касается поземельных налогов и земских сборов, они выплачивались всеми землевладельцами: и крестьянскими обществами, и помещиками. При этом, однако, у поземельных налогов и земских сборов не существовало единой ставки. Фактически уплачиваемый налог также имел сословное распределение: сборы, уплачиваемые крестьянами, были, в расчёте на 1 десятину земли, в полтора раза выше, чем сборы, уплачиваемые помещиками.
Почему я так подробно останавливаюсь на прямых платежах? Дело в том, что эти налоги и выплаты имели раскладочный характер. Государство, исходя из своих потребностей и из представлений о платёжных силах своих граждан, само назначает общую сумму налога (в рублях), которую надо собрать со всей страны. На основе сведений о степени развитости налогооблагаемой базы в различных частях страны, Министерство финансов раскладывало (отсюда и "раскладочная") эту сумму между губерниями (с богатых — побольше, с бедных — поменьше). Далее губернское начальство производило раскладку доставшейся ему суммы между уездами, и так дальше вплоть до отдельного плательщика.
Именно прямые налоги составляли главную угрозу для крестьянства, т.к. при любом неурожае у крестьян просто не было денег чтобы заплатить эти налоги.
Теперь о главном изменении – поземельном налоге:
Поземельный налог был введен в 1875 г. С целью переложить четвёртую часть расходов на поддержание полиции, почтовых станций, дорог «на земли».
В основу налогообложения была положена ценность земли, определённая для губерний Европейской России в сумме 7385 млн. рублей. Норма обложения была принята в 0,18 % с её ценности. Налог дал казне 13,3 млн. рублей.
Для поземельного налога ввели раскладочную систему. Общая сумма налога на каждую губернию или область определялась (с утвержения Министерства Финансов) умножением числа десятин удобной земли и лесов на средний по губернии оклад этой земли. Оклад губернии определялся законодательно и варьировался с 0,25 (Астраханская губерния) до 17 копеек (Курская губерния). Эти средние оценки выводились на основании земских данных, проверенных иными имеющимися сведениями. Далее проводилась развёрстка: между уездами и внутри уезда (в земских губерниях производят губернские и уездные земские собрания, в неземских — органы губернского управления).
Это РИ.
Что планируется в МИНА:
Что я планирую:
Прощение всех недоимок по подушной и оброчной подати (по вступлению на престол)
Отмена подушной и оброчной подати. Эти налоги были основаны на феодально-помещечьей системе землевладения и их отмена была закономерным итогом Манифеста 1861 г.
Уменьшение выкупных платежей приблизительно в 3 раза за 8 лет. Выкупные платежи выводятся из бюджета и ставка платежа определяется ежегодно перед сбором урожая.
Увеличение поземельного налога в 10 раз за 8 лет. Ввод прогрессивной ставки налога.
Изменение принципа взимания земского и мирского сбора. Мирской сбор вливается в сбор земский, земский увеличивается и взимается со всех землевладельцев.
Т.е. происходит уравнивание в правах всех землевладельцев.
Итак к 1890 г. на крестьнах остаются
Выкупные платежи – около 40 млн. рублей в год. Из бюджета выведены.
Поземельный налог – около 60 млн. рублей.
Земские сборы – около 50 млн. рублей.
Что будет сделано:
Поземельный налог становится государственным земельным налогом. Его величина будет постепенно повышаться.
1875 – 0,18%,
1878 – 0,25%,
1883 – 0,35%,
1884 – 0,50%,
1885 – 0,70 %,
1886 – 1,00 %, ввод прогрессивной ставки.
1887 – 1,25 %,
1888 – 1,40 %,
1889 – 1,50 %,
Ставка в 1886 г.
До 20 десятин (волостная или крестьянская ставка) – 1 % (что приблизительно составляет 25% доходности земли на 1880 г.);
От 20 до 50 десятин – 1,25 %;
От 50 до 200 десятин – 1,5 %;
От 200 десятин – 2,5 %;
Ставка в 1890 г.
До 20 десятин (волостная или крестьянская ставка) – 1,5 % (что приблизительно составляет 28% доходности земли на 1890 г.);
От 20 до 50 десятин – 2 %;
От 50 до 200 десятин – 3 %;
От 200 десятин – 5 %;
Земельный налог будет делиться на две группы взимания: сельские общества и частные владельцы. Для сельских обществ налог будет взиматься со всей земли общины и его величина будет единой нижней ставкой (в 1886 — 1%, в 1890 — 2%). С частных владельцев – в соответствии со ставкой налога.
В европейской России поступления от поземельного налога в РИ в процентном соотношении шли на 56% от сельских обществ, 40 % от частных владельцев.
Что даёт вывод выкупных платежей из бюджета:
В РИ в 1881 АIII официально объявил, что выкупные платежи должны были соразмеряться не с доходностью наделов, а с "податными силами" крестьянства. Это мотивировалось тем, что они являются не земельной рентой или налогом с недвижимости, а выкупом вотчинно-личной повинности, носящей государственный характер.
Принятые законы подорвали кредитный характер выкупной операции. Установив обязательность выкупа и взяв на себя часть крестьянского долга, правительство констатировало, что в наделении землей бывших крепостных должны принимать участие все налогоплательщики. Выкупные платежи были признаны не платой за землю, а выкупом личных повинностей, стали соотноситься не со стоимостью и доходностью надела, а с общим состоянием крестьянского хозяйства. Они все более воспринимались не как взносы в уплату банковского долга, а как прямой налог. Т.е. произошёл полный отход от первоначальной идеи выкупной операции как банковского кредита на покупку земли.
Я же предлагаю вернуться именно к начальной идеи. Суть её в том, что вывод выкупных платежей из бюджета и передача их в ведомство Госбанка, а позже Земельного Банка позволит создать условия для внедрения элементов капитализма в общину.
При переходе на выкуп крестьянин получал наименование "крестьянина-собственника". Однако земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору (за исключением крестьян западных губерний), а общине. Общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продать свой надел, а сдача последнего в аренду ограничивалась пределами общины. Именно эта ситуация в сочетании с круговой порукой и отсутствием паспортной реформы привела в последствие к катастрофическому малоземелью в ЕР.
Суть в том, что выкупные платежи являются долгом крестьян перед государством, а вернее крестьянской общины перед государством. Внутри общины круговая порука играет объективно говоря и положительную и отрицательную роль.
Отрицательная сторона: во-первых, она тормозит развитие сельскохозяйственного производства, поскольку вынуждает успешных крестьян отчислять своей прибыли на уплату за слабых, вместо того чтобы вкладывать в производство; а также потому, что уменьшает стимулы к успешному хозяйствованию. Эта составляющая особенно усиливается по мере усиления индивидуальности крестьянского хозяйства в связи с развитием капитализма. Во-вторых, она способствует скорейшему разорению слабых крестьян, которых закабаляют богачи в обмен на помощь при уплате налогов. В-третьих, сам способ взимания недоимок полицией ведёт к страшным убыткам, когда имущество всей деревни распродаётся за бесценок, дабы покрыть недоимку нескольких хозяев.
Положительная сторона: внутриобщинная раскладка держится только на круговой поруке. Если её отменить, сильные крестьяне станут добиваться на сходе возложения большей части определяемой каждому селению подати на бедных крестьян, разоряя и их, и государство. Есть, правда, податные инспекторы (с 1885) и земские (в Сибири — крестьянские) начальники (с 1889), в круг ведения которых входят и крестьянские налоги, но один инспектор и несколько начальников на уезд едва успевают следить за справедливостью раскладки между селениями в целом, не говоря уже про индивидуальную развёрстку.
Я предлагаю: окончательно определить статус выкупных платежей как долговые обязательства. Придать общине статус юридического лица — т.е. считать крестьянский схд неким подобием собрания акционеров, а сельского старосту — председателем. Разрешить общине покупать и продавать земли (но только через Земельный Банк), вести собственную торговлю (получив патент разумеется) и т.д. Дать общине права как у полноценного акционерного общества.