Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Мышонок, Reymet_2

Мир Государственной Думы (МГД)

Ответить
Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Мир Государственной Думы (МГД)

6 августа 1905 года был обнародован царский манифест об учреждении в Российской империи Государственной Думы.

Ещё через два месяца — 17 октября — император подписал новый манифест, даровавший населению “незыблемые основы гражданской свободы” и установивший “как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы”.

Тогда же, после образования Совета Министров РИ, его председатель граф Витте попытался привлечь в “объединённое правительство” общественных деятелей из только что созданных политических партий – конституционно-демократической и “Союза 17 октября”. Однако и кадеты, и октябристы отказались от такого предложения, т. к. не хотели, накануне выборов в ГосДуму, компрометировать себя участием в “кабинете бюрократов”.

По царскому манифесту от 20 января 1906 года изменялось назначение Государственного Совета в системе власти РИ. Теперь он становился как бы верхней палатой российского парламента и “со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы”. Кроме того, отныне только половина членов ГосСовета назначалась императором, а другая половина становилась выборной.

В феврале начались выборы в ГосДуму, которые происходили не одновременно по стране и были закончены только через несколько недель.

На этих выборах убедительную победу одержала партия Народной Свободы, которая получила около 35% депутатских мест в Думе 1-го созыва, а с учетом поддержки идеологически близких депутатов из Партии демократических реформ, группы “автономистов”, а также многих беспартийных депутатов, кадеты имели устойчивое большинство (около 290 голосов из 448).

23 апреля 1906 года императорским указом Сенату была введена новая редакция Основных государственных законов.

Несмотря на все усилия Витте, который был одним из авторов этой редакции, ему удалось провести фактически только одно существенное изменение – из формулировки власти царя исчезло слово “неограниченная” (ст. 1.). Но у императора осталось право назначать и смещать министров; согласно ст. 87, правительство могло провести законопроект в порядке указа, и он с момента опубликования начинал действовать; царь мог распустить неугодную ему Думу, заблокировать не устраивающий его закон и т. п.

После опубликования новых “Основных законов”, думское большинство заявило, что правительство “украло у народа власть”. Витте был вынужден подать в отставку.

Совет Министров возглавил И. Л. Горемыкин, который сразу же вступил в конфликт с Думой.

Он отверг не только предлагаемые большинством депутатов реформы, но и отказался даже обсуждать их требование о создании “ответственного” правительства. В ответ думцы высказались за “немедленный выход в отставку настоящего министерства и замену его министерством, пользующимся доверием Государственной Думы”.

В ближайшем окружении царя были люди, которые прекрасно понимали все опасности конфронтации правительства и Думы. Наиболее влиятельными из них были комендант императорских дворцов генерал Д. Ф. Трепов (тот самый, который во время революционных событий отдал знаменитый приказ “патронов не жалеть, холостыми не стрелять!”), министр императорского двора и уделов генерал барон В. Б. Фредерикс, министр иностранных дел А. П. Извольский и др. Они считали, что “единственный способ сохранить монархию – это принять требования либеральной оппозиции, в том числе и в земельном вопросе” (!).

В середине июня Трепов по собственной инициативе встретился с Милюковым и обсудил с ним будущий состав “ответственного министерства”. По общему согласию, пост ПредСовМина должен был получить председатель ГосДумы кадет Муромцев. Все посты министров (за исключением военного и морского) также занимали представители партии Народной Свободы.

Далее, консультации продолжались уже с санкции Николая и в них участвовали со “стороны императора” не только Трепов, но также Извольский и Столыпин.

Однако существовала и другая, не менее влиятельная при дворе группа лиц, которые полагали, что “мы не выросли еще до однопалатной конституционной монархии чисто парламентского образца”. Поэтому они предлагали распустить ГосДуму, подавить общественный протест путём усиления репрессий, а затем, изменив избирательный закон, сформировать новую “благонадёжную” Думу.

К этой группе принадлежали Горемыкин, министр внутренних дел П. А. Столыпин и министр финансов В. Н. Коковцев. (Правда злые языки утверждали, что возражая против “ответственного министерства”, данная троица руководствовалась вовсе не идеологическими, а чисто карьерными соображениями, т. к. в случае создания кадетского СовМина они бы остались не у дел).

Мнение этой группы совпадало с мыслями царя, и он стал склоняться к решению — распустить непокорную Думу.

Но тут на помощь Трепову и Ко пришёл Витте. Он предложил Николаю компромиссный вариант.

Царь назначает на пост ПредСовМина своего доверенного человека, кандидатура которого, к тому же, хотя бы в минимальной степени, будет устраивать и большинство ГосДумы. Новый Председатель формирует правительство наполовину из “бюрократии”, наполовину из депутатов основных партий Думы.

Состав СовМина утверждается ГосДумой. Дума будет иметь право и в дальнейшем требовать отставки как неугодных ей отдельных министров, так и правительства в целом (т. е. самого ПредСовМина).

Царь может распустить ГосДуму только в двух случаях:

  1. по истечении срока её полномочий;

  2. если Дума, в течение установленного законом срока, не утвердит кандидатуру ПредСовМина и состав этого Совета.

    Право законодательной инициативы имеют в равной степени ГосДума, ГосСовет и император.

    Законопроект вступает в силу, только если за него проголосует большинство депутатов ГосДумы и ГосСовета.

    После долгих переговоров и консультаций Витте удалось согласовать эти предложения как с царём, так и с обеими придворными группировками, а затем и основными партиями ГосДумы.

    В конце июля были внесены и утверждены ГосСоветом и ГосДумой соответствующие изменения в “Основные законы” РИ и “положения” о ГосДуме и СовМине.

    В начале августа 1906 года сформировано первое в России ответственное правительство во главе с Витте.

    Из 12 министров – семеро были депутатами ГосДумы и членами политических партий (5 кадетов и 2 октябриста). Остальные представляли “партию императора”.

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

> Мир Государств..

Мир Государственной Думы (МГД)

Первая мысль — Грызлов навсегда! Убейте меня!

Мы, русские, страшный народ – мы даже Гитлера до самоубийства довели

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

А так - власть в рук..

А так — власть в руках профессиональных болтунов, а в итоге — аморфное погружающееся в анархию государство.

Кончится или alles Kaput'ом или военным переворотом.

Мы, русские, страшный народ – мы даже Гитлера до самоубийства довели

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

ПТУРщик пишет: Перв..

ПТУРщик пишет:

Первая мысль — Грызлов навсегда! Убейте меня!

А так — власть в руках профессиональных болтунов, а в итоге — аморфное погружающееся в анархию государство.

Вижу, что на слово "дума" у Вас стойкая аллергия и крайне нездоровые ассоциации!

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Good пишет: стойка..

Good пишет:

стойкая аллергия и крайне нездоровые ассоциации!

А чего же там может быть здорового? ))))

Так сказать, Россия-которую-мы-потеряли as is.

Мы, русские, страшный народ – мы даже Гитлера до самоубийства довели

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Good пишет: Вижу, ч..

Good пишет:

Вижу, что на слово "дума"

не-а. Например. "Думу про Опанаса" Багрицкого очень ценю!

Мы, русские, страшный народ – мы даже Гитлера до самоубийства довели

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

ПТУРщик пишет: Росс..

ПТУРщик пишет:

Россия-которую-мы-потеряли as is

Согласен, что "as is".

Так я как раз и предлагаю МГД — Россию "to be".

ПТУРщик пишет:

не-а. Например. "Думу про Опанаса" Багрицкого очень ценю!

Ясно, Вам не нравится сочетание "Государственная Дума".

А как насчёт "Государевой"?

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Good пишет: В начал..

Good пишет:

В начале августа 1906 года сформировано первое в России ответственное правительство во главе с Витте.
Из 12 министров – семеро были депутатами ГосДумы и членами политических партий (5 кадетов и 2 октябриста). Остальные представляли “партию императора”.

Это все мелочи.

Вопрос в другом — будет ли принят проект Трепова (он под разными названиями известен). Другими ловами — земельная реформа.

Если да — то большинство в первой Думе становится монархистами большими чем сам царь и само ему власть вручит.

Если нет — то смотрим РИ (Думу надо перевыбирать).

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Радуга пишет: Это в..

Радуга пишет:

Это все мелочи.

На мой взгляд это отнюдь не мелочи.

Таким образом достигался крайне необходимый для стабильности власти баланс интересов старой консервативной элиты и новой, в основном либеральной, Думы.

Радуга пишет:

Вопрос в другом — будет ли принят проект Трепова (он под разными названиями известен). Другими ловами — земельная реформа.

Вы вероятно имеете ввиду идею Трепова о отчуждении помещичьей земли?

Но это не его личная выдумка. В данном случае Трепов просто поддержал один из пунктов предвыборной программы кадетов – “увеличение площади землепользования населения... государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения за счет государства... частновладельческих земель”.

Радуга пишет:

Если да — то большинство в первой Думе становится монархистами большими чем сам царь и само ему власть вручит.
Если нет — то смотрим РИ (Думу надо перевыбирать).

В конце 1906 года правительством была принята и начала реализовываться программа обширных аграрных преобразований, которая предусматривала:

— разрешение всем желающим крестьянам выйти из общины и получить отдельный земельный надел (“хутора” и ”отруба”), при сохранении за общиной права купить земельные участки выходящих из ее состава, уплатив им их стоимость деньгами;

— предоставление земельным общинам права самостоятельно распоряжаться принадлежащими им землями;

— передачу малоземельным крестьянам на выгодных условиях всех пригодных для земледелия казенных земель;

— выкуп, в случае недостатка казенных земель, за счет государства у частных землевладельцев добровольно продаваемых ими земель для удовлетворения земельной нужды всей малоземельной части крестьянства;

— продажу приобретенной за счет государства земли нуждающимся в ней малоземельным крестьянам по доступным (“справедливым”) ценам;

— запрещение продажи земель, как передаваемых государством малоземельным крестьянам, так и надельных земель, лицам других сословий;

— облегченный порядок продажи крестьянами, желающими переселиться или заняться каким-либо неземледельческим промыслом, принадлежащих им наделов.

Немного позднее стала энергично проводиться и политика переселения малоземельных крестьян в Сибирь, Казахстан, Киргизию, на Алтай и Дальний Восток для освоения новых земель и увеличения обрабатываемых площадей уже имеющихся. Было также разработано несколько законопроектов, направленных на обеспечение финансовой поддержкой переселенцев и предоставление им льгот.

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Good пишет: Таким о..

Good пишет:

Таким образом достигался крайне необходимый для стабильности власти баланс интересов старой консервативной элиты и новой, в основном либеральной, Думы.

Не возникает.

Трудовики, часть кадетов и неприсоединившиеся образуют монархическую партию и начинают ограничивать собственную власть.

На ближайших же выборах — убедительная победа монархистов.

Пока еще в "доброго царя" верят, а уж после этого закона — тем более...

Good пишет:

правительством была принята и начала реализовываться программа обширных аграрных преобразований

Я не увидел там принудительного выкупа земли у помещиков и передачи её малоземельным крестьянам. Без этого — проект становится фикцией (добровольно продаваемых земель не так много).

тухачевский
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Радуга пишет: Я не ..

Радуга пишет:

Я не увидел там принудительного выкупа земли у помещиков и передачи её малоземельным крестьянам. Без этого — проект становится фикцией (добровольно продаваемых земель не так много).

А ее хватит? Ибо при тогдашнем приросте сельского населения емнип земли в Европейской России и так и так не хватит. Так что или индустриализация(с принудительно-добровольным запихиванием крестьян в рабочие) или переселение в Сибирь.

А моя душа захотела на покой,
Я обещал ей не учавствовать в военной игре,
Но на фуражке на моей серп и молот и звезда,
Как это трогательно серп и молот и звезда,
Лихой фонарь ожидания мотается,
и все идет по плану
Егор летов "Все идет по плану"

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Радуга пишет: Не во..

Радуга пишет:

Не возникает.
Трудовики, часть кадетов и неприсоединившиеся образуют монархическую партию и начинают ограничивать собственную власть.

В МГД, как и в реале, партия Народной Свободы официально выступала за парламентскую монархию.

И какое может быть “ограничение собственной власти”, если требование образования “ответственного министерства” было выдвинуто практически всеми политическими партиями, которые участвовали в выборах, а затем и подавляющим большинством депутатов ГосДумы?!

Радуга пишет:

На ближайших же выборах — убедительная победа монархистов.

Так такая победа была уже на выборах в 1-ю Думу.

Радуга пишет:

Я не увидел там принудительного выкупа земли у помещиков и передачи её малоземельным крестьянам. Без этого — проект становится фикцией (добровольно продаваемых земель не так много).

Правительство отказалось от принудительного выкупа земли (и убедило в правильности этого решения и думское большинство, не говоря уже о ГосСовете) по следующим соображениям:

  1. многие частные землевладельцы не хотели её продавать;

  2. у государства не было средств, для выкупа большого количества земли;

  3. правительство вполне обоснованно опасалось, что передача земли высокоэффективных помещечьих хозяйств малоимущим крестьянам приведёт к резкому падению объёма сельскохозяйственного производства;

  4. ряд авторитетных учёных-аграриев, на основании реальных статистических данных, считало, что отчуждение земли у частных владельцев и передача её малоземельным крестьянам привёдет только к уменьшению доходов последних.

    Поэтому было решено производить не раздачу, а именно продажу земли крестьянам.

    Т. е. её приобретали те, кто мог и хотел работать на земле, а не просто получить “царёв подарок”.

    А крестьян, которые были в состоянии купить землю, даже по “справедливой” цене, было не так много.

    Теперь по цифрам.

    К 1906 году ~ 8-9 млн. десятин помещичьей земли было заложено в Дворянский банк – т. е. эту землю государство могло продать крестьянам и т. о. вернуть часть задолженности. В 1907 году предлагалось к продаже, и было реально продано около 10 млн. десятин земли различных частных владельцев. Кроме того, государство могло реализовать и несколько млн. десятин казённой земли.

    Т. е. уже в 1906-1907 гг. крестьяне, при желании, могли приобрести в общей сложности не менее 20 млн. десятин.

    (Для сравнения – в 1917-1918 гг. было “принудительно отчуждено” крестьянам ~ 40 млн. десятин.)

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

После окончания РЯВ,..

После окончания РЯВ, русское правительство, испытывая значительные финансовые трудности, имея кризисную экономику, подорванную революцией, крайне ослабленную армию и почти уничтоженный флот, вынуждено было во внешней политике ориентироваться на “спасителей России” – Англию и Францию, которые в 1906 году своими займами удержали империю на грани краха.

Поэтому, помимо дальнейшего укрепления военного союза с Францией, Россия, заключив в 1907 году соглашение с Японией, закреплявшее статус-кво, сложившийся на Дальнем Востоке после РЯВ, договорилась и с Британией по основным спорным вопросам (Персия, Тибет, Афганистан).

Однако, затем последовали два крупнейших дипломатических поражения РИ – Боснийский кризис 1908-1909 гг. и русско-японское соглашение 1910 года, по которому Россия вынуждена была фактически согласиться с японской аннексией Кореи. При этом, западные “союзники” не оказали ожидаемой от них поддержки позиции русского МИД.

В конце 1910 года в Потсдаме произошла встреча германского и российского императоров. На ней германский статс-секретарь иностранных дел Кидерлен-Вехтер предложил русскому министру иностранных дел Извольскому заключить соглашение о взаимном неучастии “во враждебных друг другу политических комбинациях”. Российская сторона отклонила это предложение.

В начале 1911 года группа высокопоставленных дипломатов (Бентковский, Поггенполь, Коростовец) представила Витте меморандум о внешней политике империи на ближайшее десятилетие (т. н. “меморандум МИДа”).

В этом меморандуме констатировалось, что Россия абсолютно не заинтересована в территориальных приобретениях на своей западной границе (за счёт Швеции или Германии или Австро-Венгрии или Румынии), т. к. это привело бы только к увеличению в империи враждебного ей населения (например, отторжение от Германии и Австро-Венгрии земель, населённых поляками, усилит их стремление к созданию собственного государства) и возникновению перманентного конфликта, подобного франко-германскому.

Авторы записки указывали, что угроза русской западной границе со стороны соседей, в первую очередь участников Тройственного Союза, за последние годы значительно уменьшилась, т. к. Германия помимо продолжающегося противостояния с Францией втянулась ещё и в гонку военно-морских вооружений с Англией, которая значительно повысила вероятность возникновения конфликта между этими странами.

Что же касается Австро-Венгрии, то она занята внутренними проблемами и продолжающейся “тихой” конфронтацией с балканскими соседями.

В меморандуме были сформулированы основные цели русской внешней политики на ближайшие годы:

  1. решение “проблемы проливов”,

  2. экспансия в Китае и на Дальнем Востоке,

  3. достижение выхода к “южным морям” (Персия).

    Далее в документе предлагались конкретные дипломатические и общегосударственные мероприятия для осуществления указанных задач.

    В октябре 1911 года, после выборов 2-го состава ГосДумы, было сформировано новое правительство во главе с Коковцевым, а уже в ноябре в Потсдаме был подписан русско-германский договор о взаимном нейтралитете (т. н. 2-й договор перестраховки), формулировка которого была следующей:

    “В случае, если бы одна из высоких договаривающихся сторон подверглась нападению со стороны третьей державы или группы держав, другая сторона будет хранить по отношению к первой благожелательный нейтралитет и приложит все старания к локализации конфликта”.

    К договору были приложены два особых протокола.

    В первом из них, Германия обязывалась оказать России дипломатическое содействие, в случае если русский император найдёт нужным “принять на себя защиту входа в Чёрное море” в целях “сохранения ключа к своей империи”.

    В другом протоколе Россия обещала не препятствовать постройке Багдадской железной дороги и соглашалась на строительство немцами ветки от этой дороги до южной границы русской сферы влияния в Персии, а Германия в свою очередь обязывалась не добиваться концессий в пределах русской сферы влияния.

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Good пишет: Правите..

Good пишет:

Правительство отказалось от принудительного выкупа земли

Даже в правительстве (имеется в виду — царском) были сторонники именно принудительного варианта.

Good пишет:

МГД, как и в реале, партия Народной Свободы официально выступала за парламентскую монархию.

Они слово парламент пошлют... Вера в "доброго царя". Хоть на лозунги Черной сотни посмотрите — парламент — зло, царь — все. (это при лозунгах почти социалистических — принудительный выкуп земли у дворян и раздача крестьянам).

Good пишет:

И какое может быть “ограничение собственной власти”, если требование образования “ответственного министерства” было выдвинуто практически всеми политическими партиями, которые участвовали в выборах, а затем и подавляющим большинством депутатов ГосДумы?!

Тут Георг нужен, чтоб подробно ответить, но если коротко:

"ответственные министерства" были нужны в той ситуации, когда вокруг царя оказалось много "знати", которая о желаниях народа монарху не сообщала. ЕСЛИ царь реализует один из проктов предлагавшихся через Трепова (Мигулина ли, Кутлера ли в первом варианте) — вывод будет один — царю сообщили, "ответственные министерства не нужны".

Тут Георг раньше приводил высказывания лидеров Черной сотни — так они во многом о том, что Парламент не может выражать интересы крестьянства. А Сотня до того как Столыпин начал с ней бороться фактически выражала взгляды "низов" (т.е. большинства избирателей).

Good пишет:

Т. е. её приобретали те, кто мог и хотел работать на земле, а не просто получить “царёв подарок”.

А чем это от Стлоыпинского варианта отличается???

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Радуга пишет: Даже ..

Радуга пишет:

Даже в правительстве (имеется в виду — царском) были сторонники именно принудительного варианта.

Ну и что? А противников было во много раз больше.

В “коалиционном” ответственном правительстве тоже были как сторонники, так противники принудительного выкупа земли, но победила более здравая точка зрения. Причины я указал выше.

К тому же, как выяснилось, реальной необходимости в “именно принудительном варианте” просто не было.

Радуга пишет:

Они слово парламент пошлют... Вера в "доброго царя". Хоть на лозунги Черной сотни посмотрите — парламент — зло, царь — все. (это при лозунгах почти социалистических — принудительный выкуп земли у дворян и раздача крестьянам).

Виноват, не понял – причём здесь “чёрная сотня”, если речь идёт о кадетах и их союзниках в парламенте?

Радуга пишет:

"ответственные министерства" были нужны в той ситуации, когда вокруг царя оказалось много "знати", которая о желаниях народа монарху не сообщала. ЕСЛИ царь реализует один из проктов предлагавшихся через Трепова (Мигулина ли, Кутлера ли в первом варианте) — вывод будет один — царю сообщили, "ответственные министерства не нужны".

Ну ЕСЛИ бы царь реализовал в реальности “один из проектов, предлагавшихся через Трепова” – т. е. все посты в СовМине получили кадеты — и т. к. они имели ещё и большинство в ГосДуме, то стало быть это правительство и было бы как раз и формально, и фактически “ответственным”.

Радуга пишет:

Тут Георг раньше приводил высказывания лидеров Черной сотни — так они во многом о том, что Парламент не может выражать интересы крестьянства. А Сотня до того как Столыпин начал с ней бороться фактически выражала взгляды "низов" (т.е. большинства избирателей).

Для того, чтобы понять — чьи интересы на самом деле выражала ГосДума 1-го созыва, достаточно посмотреть какой % из её депутатов составляли крестьяне.

Радуга пишет:

А чем это от Стлоыпинского варианта отличается???

А тем, что эта идея исходила от представителей “победившего народа”, не от “душителя революции”.

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Осенью 1911 года нач..

Осенью 1911 года началась итало-турецкая война и в русском МИДе решили форсировать создание антитурецкого блока балканских христианских государств. Такой блок эти государства пытались организовать в течение последних трёх лет, но никак не могли поделить между собой будущие завоевания.

Теперь за это дело энергично взялись русские послы в Софии и Белграде, и в марте 1912 года был заключён сербо-болгарский союзный договор. В этом договоре определялись турецкие территории, которые намеревались захватить договаривающиеся стороны, а принадлежность спорной зоны в северной Македонии, включавшей гг. Ускюб, Куманово, Дибра и др., должна была быть определена русским императором, который выступал в качестве верховного арбитра.

В мае состоялось заключение греко-болгарского антиосманского договора, а в августе – болгаро-черногорского соглашения.

Союзникам надо было спешить. Весной 1912 года началось очередное восстание албанских племён, которое туркам не удавалось подавить и турецкое правительство, наконец решило предоставить албанцам автономию. Причём последние, претендовали не только на собственно албанские территории, но также и на Косово и Ускюб.

В августе 1912 года в С.-Петербург с визитом прибыл премьер-министр и министр иностранных дел Франции Р. Пуанкаре.

За последний год франко-русские союзные отношения значительно ухудшились.

Первый звонок прозвучал летом 1911 года на встрече начальников генштабов русской и французской армий. Несмотря на настойчивые просьбы и даже требования Дюбайля, генерал Палицын предупредил французов, что в случае войны русская армия начнёт наступление против Германии только после 35-го дня мобилизации.

Затем, осенью 1911 года последовало заключение русско-германского договора о нейтралитете при оборонительной войне.

И наконец, в июле 1912 года, на очередной встрече начальников генштабов, генерал Мышлаевский заявил Жоффру, что русские выполнят свои союзнические обязательства только в случае, если Франция “без прямого вызова с её стороны подвергнется неспровоцированному нападению Германии”. При этом, состав русских армий, выставляемых против германцев, не будет превышать 30 дивизий пехоты с соответствующей кавалерией. Кроме того, начальник русского ГШ предложил французам изменить пункт 2 конвенции 1892 года, сформулировав его следующим образом: “Если силы Тройственного союза или одной из держав в него входящих, приступят к мобилизации, то Россия и Франция немедленно договариваются о мерах, проведение которых окажется настоятельно необходимым в этом случае для обоих государств.”

Во время пребывания Пуанкаре в С.-Петербурге Коковцев изложил ему позицию своего правительство относительно конвенции 1892 года.

Россию полностью устраивает сложившийся в Европе статус-кво. И поэтому главной целью франко-русского союза она считает поддержание прочного мира на континенте. А для того, чтобы избежать спонтанного возникновения большой войны, Россия желает внести в соглашение 1892 года соответствующие изменения.

Пуанкере пришлось согласиться с этими требованиями, обещав содействие в получении русскими на парижском рынке большого займа для финансирования строительства стратегических дорог и поддержку позиций России в балканских вопросах.

Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Good пишет: А тем, ..

Good пишет:

А тем, что эта идея исходила от представителей “победившего народа”, не от “душителя революции”.

Без разницы.

Крестьянство моментально поймет, что его кинули — и от РИ события ничем отличаться не будут.

Good пишет:

Для того, чтобы понять — чьи интересы на самом деле выражала ГосДума 1-го созыва, достаточно посмотреть какой % из её депутатов составляли крестьяне.

Большинство, относительное. 121 депутат из 499. Крупнейшая, так сказать, фракция (поскольку служащие, адвокаты, инженеры, врачи — считаются отдельно). Плюс к ним же относятся 14 учителей...

Good пишет:

Ну ЕСЛИ бы царь реализовал в реальности “один из проектов, предлагавшихся через Трепова” – т. е. все посты в СовМине получили кадеты — и т. к. они имели ещё и большинство в ГосДуме, то стало быть это правительство и было бы как раз и формально, и фактически “ответственным”.

Трепов предлагал намного более экстремальные варианты чем кадеты... (вообще взгляды части монархистов в тот момент были в том, чтобы дать максимум в экономике, но не трогать политику).

Good пишет:

К тому же, как выяснилось, реальной необходимости в “именно принудительном варианте” просто не было.

???

Далеко не факт.

В Вашем варианте ЧАСТЬ крестьянства получает около 20 млн. десятин (реально — все намного сложнее будет, т.к. в самых проблемных губерниях нет казенной земли).

В РИ потребность крестьянства (частично выбитого в ходе войны, частично уже ушедшего в города) составила 40 млн. десятин.

Good пишет:

Виноват, не понял – причём здесь “чёрная сотня”, если речь идёт о кадетах и их союзниках в парламенте?

При том, что влияние кадетов мнимо. Они получили непропорционально большую фракцию в Думе благодаря тому, что смогли выдать себя за выразителей интересов "народа" (крестьянства). Не зря уже на вторых выборах ситуация оказалась совершенно иной.

Так и здесь будет (ИМХО). Если примут Ваш вариант — крестьянство поймет, что его кинули и кадетов во вторую думу не выберут. Если примут крайний вариант (принудительный выкуп) — получим сильную монархическую фракцию (неконституционную).

С союзами все еще интереснее будет. Когда кадеты своих союзников кинут (а Вы это предлагаете) — они останутся в одиночестве.

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Радуга пишет: Больш..

Радуга пишет:

Большинство, относительное. 121 депутат из 499. Крупнейшая, так сказать, фракция (поскольку служащие, адвокаты, инженеры, врачи — считаются отдельно). Плюс к ним же относятся 14 учителей...

По официальным данным, от 50 губерний европейской России и Области Войска Донского было избрано в ГосДуму 210 депутатов-крестьян (Сидельников С. М. Образование и деятельность первой Государственной думы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962, с. 162).

А аграрную реформу по программе Партии Народной Свободы поддерживало, как я уже писал выше, абсолютное большинство депутатов Думы.

Радуга пишет:

Трепов предлагал намного более экстремальные варианты чем кадеты... (вообще взгляды части монархистов в тот момент были в том, чтобы дать максимум в экономике, но не трогать политику).

Так как раз вариант Трепова и был реализован в МГД коалиционным правительством Витте («Я сам… помещик, – говорил комендант, – и буду весьма рад отдать даром половину моей земли, будучи убежден, что только при этом условии я сохраню за собой вторую половину».)

Радуга пишет:

???
Далеко не факт.
В Вашем варианте ЧАСТЬ крестьянства получает около 20 млн. десятин (реально — все намного сложнее будет, т.к. в самых проблемных губерниях нет казенной земли).

Факт. Из этих более чем 20 млн. десятин казённые земли составляли только 10-15%.

Радуга пишет:

В РИ потребность крестьянства (частично выбитого в ходе войны, частично уже ушедшего в города) составила 40 млн. десятин.

Ошибаетесь, 40 млн. десятин – это не “потребность крестьянства”. Это все помещичьи земли, которые были экспроприированы в 1917-1918 гг.

Если подобную “операцию” осуществит в МГД ответственное правительство, то гражданская война в России начнётся на 10 лет раньше чем в реале.

Я уже не говорю о таких “мелочах”, не менее катастрофических для государства, как, например, уничтожение в этом случае высокоэффективных специализированных помещичьих хозяйств, и т. д.

Радуга пишет:

При том, что влияние кадетов мнимо. Они получили непропорционально большую фракцию в Думе благодаря тому, что смогли выдать себя за выразителей интересов "народа" (крестьянства). Не зря уже на вторых выборах ситуация оказалась совершенно иной.
Так и здесь будет (ИМХО).

Нет. “…на вторых выборах ситуация оказалась совершенно иной” вовсе не потому, что народ разочаровался в кадетах.

Радуга пишет:

Без разницы.
Крестьянство моментально поймет, что его кинули — и от РИ события ничем отличаться не будут.

С союзами все еще интереснее будет. Когда кадеты своих союзников кинут (а Вы это предлагаете) — они останутся в одиночестве.

Что значит – “кинули”?

На самом деле крестьян совершенно не волновал вопрос, откуда государство возьмет землю?

И тем более — добровольно или принудительно отдадут эту землю помещики?

Крестьяне просто хотели её иметь.

И в МГД правительство предложило более чем достаточное, для продажи по “справедливой” цене, количество земли тем, кто мог с ней управиться (т. е. кто работал с прибылью хоть на своей земле, хоть на арендной или на помещичьей).

А остальные желающие могли переселиться на свободные, совершенно бесплатные земли и при этом ещё получить от государства различные льготы, ссуды и другую помощь.

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Одним из важных посл..

Одним из важных последствий Балканской войны было и существенное изменение составов противоборствующих военных союзов европейских держав.

В июне 1913 года, в результате обмена письмами между французским (Пишон) и итальянским (Сан-Джулиано) министрами иностранных дел оформлено франко-итальянское соглашение (Антанта). Стороны договорились об окончательном разграничении сфер интересов и разрешили оставшиеся проблемы в отношениях между их странами (как территориального, так и экономического характера). Кроме того, “обе державы согласились соблюдать лояльный и абсолютный нейтралитет, в случае если бы одна из подписавших эту декларацию сторон окажется одна в не спровоцированном ею состоянию войны с третьей державой или группой держав”. Пишон также уверил итальянцев, что в случае австро-венгерской агрессии Франция выступит на стороне Италии.

Болгария, после того как убедилась в верности Сербии союзному договору, стала склоняться на сторону Антанты, тем более, что остались неразрешёнными территориальные споры с потенциальными союзниками центральных держав – Грецией (Солун) и Румынией (Силистрия).

Окончательное решение болгары приняли весной 1914 года, когда получили французский заем в 500 млн. франков на весьма выгодных условиях.

Греки, румыны и турки продолжали колебаться — к какому блоку примкнуть? Первые — склонялись к центральным державам, вторые – к Антанте, а третьи – к союзу с Германией.

В июне 1914 года начальник французского Генштаба генерал Жоффр пригласил своего коллегу генерала Мышлаевского в Париж, на очередное совещание, предусмотренное конвенцией 1892 года.

В ответ Милюков отправил министру иностранных дел Франции Думергу ноту, в которой говорилось, что в соответствии с пунктом 6 русско-французской военной конвенции (“Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.”), т. к. Италия отказалась в декабре 1912 года продлить договор о Тройственном союзе, то Россия считает утратившей силу и конвенцию 1892 года.

Однако, Российская империя добровольно и односторонне берёт на себя обязательство соблюдать и в дальнейшем положения пункта 2 этой конвенции (в редакции 1912 года) — “Если силы обеих Центральных держав или одной из них, приступят к мобилизации, то Россия и Франция немедленно договариваются о мерах, проведение которых окажется настоятельно необходимым в этом случае для обоих государств.”

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Ещё в 1906 году в Пе..

Ещё в 1906 году в Персии возникла “замятня”, которая привела сначала к введению конституции и созданию парламента (“меджлиса”), а затем ввергла эту страну в хаос гражданской войны.

Поэтому, Россия в 1909 году вынуждена была ввести в северо-западные и северо-восточные районы Персии свои войска “для защиты российских граждан”. Сначала это были небольшие контингенты. Но затем, к 1912 году численность русских войск достигла 20 тыс. чел.

В 1914 году ситуация в “русской зоне” Персии нормализовалась, но в стране продолжали оставаться войска Кавказского и Туркестанского военных округов.

В северо-западной части Персии русские войска были сведены в четыре отряда – Тавризский, Казвинский, Ардебильский и Хойский, которые включали части 2-й Кавказской стрелковой дивизии, 5 казачьих полков, автомобильные и инженерные подразделения – всего 12 батальонов, 24 сотни, сапёрная рота и 10 артиллерийских батарей.

В северо-восточной Персии было два отряда – Мешхедский и Кучанский — в составе батальона Туркестанских стрелков, 8 казачьих сотен и казачьей батареи.

Несмотря на соглашение 1907 года Персия продолжала оставаться источником напряжённости в русско-британских отношениях.

В 1914 году британское правительство приобрело акции “Англо-персидской нефтяной компании” и добилось того, что права этой компании были распространены на т. н. нейтральную зону Персии, т. к. большие месторождения нефти были открыты именно там — у Шираза, Ахваза, Мохаммеры (Хорремшехра) и Касри-Ширина, а также даже на Керманшах, который вообще находился в русской зоне влияния.

С 1911 года батальон индийских войск находился в Бушире (нейтральная зона) “для охраны британского консульства“, что тоже являлось нарушением соглашения 1907 года.

В свою очередь, большое недовольство англичан вызывал русско-германский договор 1911 года, по которому, после того как, германцы построили ж.д. ветку от Садидже (на Багдадской ж.д.) до турецкого города Ханекин на персидской границе, русские могли проложить ж. д. линию Решт – Тегеран-Ханекин (которая, между прочим, проходила и через “нефтяной” Керманшах) и иметь т. о. непрерывную коммуникацию от Каспийского моря до Персидского залива.

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Good пишет: Несмотр..

Good пишет:

Несмотря на соглашение 1907 года Персия продолжала оставаться источником напряжённости в русско-британских отношениях.

Коллега а оно идентично Реалу? Меня терзают смутные сомнения...

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Den пишет: Коллега ..

Den пишет:

Коллега а оно идентично Реалу? Меня терзают смутные сомнения...

Так это всё реал.

Хорошо, скажем так — недовольство друг другом по поводу "поведения" в Персии стало проявляться с 1911 года.

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Good пишет: Так это..

Good пишет:

Так это всё реал.

Я не про Персию. Хотя и там насчет численности не уверен...

Я вообще относительно концепции мира. У вас Россия несколько более активна. На 1907 год различий конечно еще немного... Потому и спрашиваю.

Вообще выкладывая голый таймлайн без связок показывающих моменты расхождения с РИ автор рискует что его будут читать только люди очень хорошо знающие период. А таких немного. Имхо обозначай вы в уже выложенных текстах неочевидные большинству расхождения — получилась бы дискуссия, а не игра в одни ворота как пока идет...

Если конечно вам оная дискуссия нужна Меня то и просто читать вполне устраивает

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Den пишет: Я не про..

Den пишет:

Я не про Персию. Хотя и там насчет численности не уверен...

Если Вы о численности войск, то уверяю Вас, что она ~ соответствует реалу (см. Стрелянов П. Н. Казаки в Персии. 1909-1918 гг. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007 или Шишов А.В. Персидский фронт (1909-1918). — М.: Вече, 2010.).

Den пишет:

Я вообще относительно концепции мира. У вас Россия несколько более активна. На 1907 год различий конечно еще немного... Потому и спрашиваю.
Вообще выкладывая голый таймлайн без связок показывающих моменты расхождения с РИ автор рискует что его будут читать только люди очень хорошо знающие период. А таких немного.

Я не хочу уделять внимание и тратить время на подробности, которые не касаются принципиальных различий МГД и реала.

Так, например, внутренняя политика в АИ почти не отличается от реальной – разве что, революционные выступления в МГД сошли на нет уже в начале 1907 года, да болезненность потерь от противостояния правящих классов и “бунтовщиков” будет несколько меньшей по сравнению с реалом.

Внешняя политика империи начала меняться только с 1911 года- тогда когда, с одной стороны, вследствие значительного подъёма экономики Россия уже не нуждалась в иностранной финансовой поддержке, а с другой – руководство страны осознало (см. выше), что политическая поддержка её якобы “союзников” является не более чем блефом.

Поэтому был принят курс на независимую “национальную” внешнюю политику.

(Кстати сказать, о такой политике писали и говорили в реале премьеры Столыпин и Коковцев, высокопоставленные профессиональные дипломаты и многие другие государственные деятели.)

Но для проведения “национальной” политики необходимо иметь мощный и совершенный государственный инструмент — вооружённые силы.

Реформы, проводимые в МГД в армии и на флоте, предлагались или предполагались к реализации и в реале. В АИ только несколько увеличивается скорость проведения этих реформ за счёт конкуренции власти, подчинения военного и морского ведомств парламенту, "общественного" контроля за ними, нивелирования негативного влияния на деятельность этих министерств со стороны императора и придворной камарильи.

Неизбежность “большой европейской войны” стала очевидна в реале уже с начала 10-х годов.

В МГД эта “большая война” объективно выгодна для России, т. к. основные объекты её внешней политики находятся не в Европе, а в случае возникновения такой войны, "главные игроки" будут заняты уничтожением друг друга, и у империи, наконец, впервые за многие годы, появится реальная возможность достижения своих целей без оглядки на другие великие державы.

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

Осенью 1911 года в К..

Осенью 1911 года в Китае вспыхнуло очередное восстание против маньчжурской династии, которое теперь переросло в т. н. Синьхайскую революцию, приведшую к крушению монархии и образованию в феврале 1912 года Китайской республики.

Воспользовавшись развалом империи, феодалы Внешней Монголии (Халхи), опираясь на помощь и покровительство России, в декабре 1911 года провозгласили в Урге “Декларацию о восстановлении независимости Монголии от Китая”.

Однако республиканское правительство попыталось вернуть мятежную провинцию и направило в западную часть Внешней Монголии войска. Летом 1912 года монголы отбили нападение китайцев, а в ноябре того же года было заключено русско-монгольское соглашение, по которому Россия обязалась оказывать Халхе помощь в сохранении автономии. В конце 1912 года во Внешнюю Монголию были введены русские воинские части. (К лету 1914 года там ещё оставались 8 сотен и 1 батарея казачьих войск.)

Осень 1913 года правительство Китая, наконец, предоставило монголам широкую автономию, и Халха практически стала русским протекторатом.

Британия признала русские интересы во Внешней Монголии, но в ответ решила распространить сферу своего влияния на Тибет. На что Россия фактически и согласилась.

Япония же потребовала от России признать зоной японских интересов Внутреннюю Монголию. Русско-японские переговоры по этому вопросу начались в 1912 году и продолжались несколько месяцев, но стороны так и не смогли прийти к единому мнению.

Неудача этих переговоров, а также начавшийся во второй половине 1912 года перевод наиболее боеспособных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (чем японцы были, мягко говоря, весьма озадачены), привели к значительному ухудшению русско-японских отношений.

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

В декабре 1913 года ..

В декабре 1913 года Россия и Австро-Венгрия заключили секретное соглашение о взаимном нейтралитете (“Обе державы согласились соблюдать лояльный и абсолютный нейтралитет, в случае если бы одна из подписавших это соглашение сторон окажется одна в неспровоцированном ею состоянию войны с третьей державой или группой держав”), аналогичное по сути русско-германскому договору 1911 года.

Good
альтистории статс-советникъ
Цитата

28 июня 1914 года в ..

28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево сербскими радикалами был застрелен наследник престола Австро-Венгерской империи эрцгерцог Франц-Фердинанд. Убийц арестовала австрийская полиция и на допросе они признались, что были обучены, вооружены и переправлены через границу офицерами Генштаба и пограничной охраны Сербии.

“Военная партия” в руководстве Австро-Венгрии (Берхтольд, Конрад и др.) решила использовать это убийство для разгрома Сербии.

Австрийцы запросили германское правительство – поддержит ли Германия Австро-Венгрию, в случае, если австрийский поход против Сербии приведет, в конечном счете, к европейскому конфликту? Вильгельм II и Бельтман-Гольвег заверили правительство Австро-Венгрии, что Германия будет стоять за австрийцев “как союзник и как друг”.

Германцы полагали, что Россия скорее всего не вступится за сербов, англичане будут как обычно нейтральными, а Италия к войне не готова. Вероятно, вмешается только Франция, хотя и у неё множество внутренних проблем. Из балканских стран, в защиту Сербии может выступить Болгария, но её нетрудно нейтрализовать путём натравливания на болгар Турции, Греции и, возможно, Румынии.

23 июля австро-венгры направили Сербии ультиматум (на ответ давалось 48 часов), составленный по принципу “какие требования можно было бы предъявить, чтобы сербы совершенно не могли их принять”.

24 июля в Сербии объявлена мобилизация, а 25-го сербское правительство переехало их Белграда в Крушевац.

В ответ на обращение сербов к русскому правительству, Милюков посоветовал им “проявить максимальную уступчивость к требованиям Австро-Венгрии, а в случае объявления австрийцами войны, отказаться от всякого сопротивления и обратиться с призывом о помощи ко всем государствам, даже к Японии.”

(Впрочем, русские помогли сербам не только советом. Ещё 30 июня, т. е. через день после убийства Франца-Фердинанда, Коковцев дал указание срочно отправить в Сербию давно уже обещанные 120 тыс. винтовок и 120 млн. патронов к ним.)

25 июля сербы согласились со всеми требованиями австрийского ультиматума, за исключением пунктов 5 и 6, которые предусматривали размещение непосредственно на сербской территории специальных контролирующих “органов императорского и королевского правительства”. Тем не менее, австро-венгерский посол в Белграде барон Гизль затребовал свои паспорта и в тот же день выехал из Сербии.

27 июля британский министр иностранных дел лорд Грей выступил с инициативой созыва в Лондоне конференции представителей великих держав для выработки приемлемых для обеих сторон решений по урегулированию австро-сербского конфликта. Россия предложила себя в посредники на переговорах между Австро-Венгрией и Сербией.

Но австрийцы 28 июля поспешили объявить войну Сербии. В тот же день Австро-Венгрия начала мобилизацию восьми корпусов — на сербской границе, в центре, юго-востоке и северо-западе страны (т. е. войска, находившиеся на русской границе, оставались на мирном положении).

Австро-венгры заявили о локализации конфликта (иными словами — о невмешательстве в него других держав) и об отсутствии у них территориальных претензий к Сербии.

29 июля австрийцы бомбардировали Белград, а в Черногории и Болгарии началась всеобщая мобилизация.

30 июля в ответ на болгарские военные приготовления была объявлена мобилизация в Румынии, 31 –го – в Греции и 1 августа – в Турции.

Германия, для того чтобы не выглядеть поджигательницей войны (особенно в глазах Британии), предложила т. н. “Halt in Belgrad” – т. е. прекращение боевых действий в Сербии, после того как Австро-Венгрия оккупирует Белград, с прилегающей к нему территорией, как залог выполнения сербами австрийских требований. Однако Австро-Венгрия публично отвергла и это предложение.

2 августа Коковцев выступил на специальном внеочередном заседании ГосДумы с изложением позиции России по сараевскому кризиcу. Он заявил, что Россия не пойдёт на поводу у “сербских цареубийц” и не будет вмешиваться в вооружённый конфликт между Сербией и Австро-Венгрией. Но при этом правительство сделает всё возможное, для того, чтобы сохранить независимость сербского государства.

Октябристы и их союзники потребовали поддержать Сербию всеми имеющимися у России средствами и поставили вопрос о вотуме недоверия правительству. Но Дума, 220 голосами против 215, оставила правительство Коковцева у власти.

3 августа Милюков в беседе с австрийским послом в Петербурге графом Сапари заявил, что Россия будет выполнять свои обязательства по русско-австрийскому соглашению 1913 года, но сохраняет за собой право оказывать дружественной Сербии помощь (кроме, разумеется, военной).

Между тем, французский президент Пуанкаре и его премьер-министр Вивиани, которые являлись решительными сторонниками реванша – войны с Германией, прекрасно понимали, что для общественного мнения Франции австрийская агрессия против Сербии не будет достаточным поводом для начала такой войны.

Поэтому в эти дни французский посол в Риме Баррер практически не выходил из приёмной итальянского МИДа, пытаясь убедить министра Сан-Джулиано в необходимости выступления Италии против австрийцев.

Помимо военной помощи, Баррер обещал итальянцам, что после победы над Австро-Венгрией они получат не только Трентино и Триент, но также и Истрию.

Более того, Груич — специальный посол Сербии в Риме, был согласен даже с передачей Италии части Крайны и ряда островов у далматинского побережья, в случае её участия в войне.

Вопреки мнению германцев, итальянцы были в принципе готовы к войне, т. к. ещё с августа 1913 года в итальянской армии проводились реформы по т. н. программе Поллио (существенно увеличилось количество дивизии военного времени, число тяжёлых орудий и пулемётов, были пополнены запасы боеприпасов, снаряжения и т. п.).

Однако, в высших слоях итальянского общества существовала довольно значительная “германская партия”. Да и премьер Саландра, как и король Виктор Эммануил, предпочитали подождать дальнейшего развития событий, особенно, когда выяснилась позиция России.

Но тут “на помощь” французам неожиданно пришли австро-венгры.

После того, как определился нейтралитет России в австро-сербском конфликте, у военного руководства Австро-Венгрии (министр генерал Кробатин, начальник Генштаба генерал Конрад) появилась мысль заодно разделаться и с “этими лаццарони”. Данную идею поддержали Берхтольд и сам император. Германцы вначале возражали, но затем сообразили, что атакуя Италию можно спровоцировать на войну и Францию.

6 августа в Австро-Венгрии объявили мобилизацию ещё 4 корпусов на итальянской и германской границах, а также в Нижней Австрии.

8 августа Италия в “целях предосторожности” начала призыв четырёх возрастов резервистов, предназначавшихся для укомплектования до полного штата дивизий мирного времени.

10 августа австрийцы объявили о всеобщей мобилизации (а фактически только последних, остававшихся в мирном положении, 4 корпусов на русской границе).

Берхтольд пояснил русскому послу в Вене Шебеко, что мобилизация этих корпусов не направлена против России, а поводится в ответ на мобилизационные мероприятия, предпринятые Италией.

На следующий день последовал запрос австрийского посла графа Мерея о соблюдении Италией нейтралитета в австро-сербской войне. Когда же Сан-Джулиано дал утвердительный ответ, то австро-венгры потребовали в качестве залога этого нейтралитета передать им до окончания войны крепость Верону, а так же порты в Итальянской Албании – Валону и Дураццо.

Лорд Грей в беседе с германским послом в Лондоне князем Лихновски назвал возникающий европейский конфликт “войной четырех великих держав” – Германии, Австро-Венгрии, Франции и Италии (т. е. без участия Великобритании!).

12 августа в Италии началась всеобщая мобилизация. В тот же Австро-Венгрия открыла боевые действия в Сербии и объявила войну Италии.

13 августа в России начали призыв 800 тыс. запасных для первоочередных войск Киевского, Одесского, Московского и Казанского военных округов, а также для частей, кораблей и судов Черноморского флота.

Началась мобилизация в Бельгии.

Черногория объявила войну Австро-Венгрии.

14 августа объявлена всеобщая мобилизация во Франции.

Командующий “Премьер арми Наваль” вице-адм. Буэ де Ляпейрер получил приказ вывести флот в море и следовать в Отрантский пролив.

В ответ Германия 15 августа тоже объявила мобилизацию армии и флота.

16 августа германские войска вторглись в Люксембург.

Посланник Германии в Брюсселе Белов вручил бельгийскому министру иностранных дел Давиньону ноту, в которой указывалось, что французские войска намереваются вторгнуться в Германию через бельгийскую территорию. Поэтому, в целях самосохранения Германия вынуждена ввести свои войска в Бельгию.

17 августа правительство Бельгии обратилось за помощью к Британии, как гаранту бельгийского нейтралитета (договор 1839 года).

В тот же день Германия под выдуманным предлогом (бомбардировка французскими самолётами германских ж. д. у Карлсруэ и у Нюрнберга) объявила войну Франции.

В Британии началась мобилизация армии. Английский флот был уже готов к войне, а его основные силы (“Гранд Флит”) ещё 12 августа сосредоточились в Скапа-Флоу.

В России призвали запасных (900 тыс. чел.) для укомплектования первоочередных соединений Петербургского, Виленского, Варшавского военных округов и Балтийского флота.

Утром 18 августа германские войска начали вторжение в Бельгию.

19 августа Великобритания объявила войну Германии.

20 августа войну Австро-Венгрии объявила Болгария.

Ответить