Мир Государственной Думы (МГД) ¶
6 августа 1905 года был обнародован царский манифест об учреждении в Российской империи Государственной Думы.
Ещё через два месяца — 17 октября — император подписал новый манифест, даровавший населению “незыблемые основы гражданской свободы” и установивший “как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы”.
Тогда же, после образования Совета Министров РИ, его председатель граф Витте попытался привлечь в “объединённое правительство” общественных деятелей из только что созданных политических партий – конституционно-демократической и “Союза 17 октября”. Однако и кадеты, и октябристы отказались от такого предложения, т. к. не хотели, накануне выборов в ГосДуму, компрометировать себя участием в “кабинете бюрократов”.
По царскому манифесту от 20 января 1906 года изменялось назначение Государственного Совета в системе власти РИ. Теперь он становился как бы верхней палатой российского парламента и “со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы”. Кроме того, отныне только половина членов ГосСовета назначалась императором, а другая половина становилась выборной.
В феврале начались выборы в ГосДуму, которые происходили не одновременно по стране и были закончены только через несколько недель.
На этих выборах убедительную победу одержала партия Народной Свободы, которая получила около 35% депутатских мест в Думе 1-го созыва, а с учетом поддержки идеологически близких депутатов из Партии демократических реформ, группы “автономистов”, а также многих беспартийных депутатов, кадеты имели устойчивое большинство (около 290 голосов из 448).
23 апреля 1906 года императорским указом Сенату была введена новая редакция Основных государственных законов.
Несмотря на все усилия Витте, который был одним из авторов этой редакции, ему удалось провести фактически только одно существенное изменение – из формулировки власти царя исчезло слово “неограниченная” (ст. 1.). Но у императора осталось право назначать и смещать министров; согласно ст. 87, правительство могло провести законопроект в порядке указа, и он с момента опубликования начинал действовать; царь мог распустить неугодную ему Думу, заблокировать не устраивающий его закон и т. п.
После опубликования новых “Основных законов”, думское большинство заявило, что правительство “украло у народа власть”. Витте был вынужден подать в отставку.
Совет Министров возглавил И. Л. Горемыкин, который сразу же вступил в конфликт с Думой.
Он отверг не только предлагаемые большинством депутатов реформы, но и отказался даже обсуждать их требование о создании “ответственного” правительства. В ответ думцы высказались за “немедленный выход в отставку настоящего министерства и замену его министерством, пользующимся доверием Государственной Думы”.
В ближайшем окружении царя были люди, которые прекрасно понимали все опасности конфронтации правительства и Думы. Наиболее влиятельными из них были комендант императорских дворцов генерал Д. Ф. Трепов (тот самый, который во время революционных событий отдал знаменитый приказ “патронов не жалеть, холостыми не стрелять!”), министр императорского двора и уделов генерал барон В. Б. Фредерикс, министр иностранных дел А. П. Извольский и др. Они считали, что “единственный способ сохранить монархию – это принять требования либеральной оппозиции, в том числе и в земельном вопросе” (!).
В середине июня Трепов по собственной инициативе встретился с Милюковым и обсудил с ним будущий состав “ответственного министерства”. По общему согласию, пост ПредСовМина должен был получить председатель ГосДумы кадет Муромцев. Все посты министров (за исключением военного и морского) также занимали представители партии Народной Свободы.
Далее, консультации продолжались уже с санкции Николая и в них участвовали со “стороны императора” не только Трепов, но также Извольский и Столыпин.
Однако существовала и другая, не менее влиятельная при дворе группа лиц, которые полагали, что “мы не выросли еще до однопалатной конституционной монархии чисто парламентского образца”. Поэтому они предлагали распустить ГосДуму, подавить общественный протест путём усиления репрессий, а затем, изменив избирательный закон, сформировать новую “благонадёжную” Думу.
К этой группе принадлежали Горемыкин, министр внутренних дел П. А. Столыпин и министр финансов В. Н. Коковцев. (Правда злые языки утверждали, что возражая против “ответственного министерства”, данная троица руководствовалась вовсе не идеологическими, а чисто карьерными соображениями, т. к. в случае создания кадетского СовМина они бы остались не у дел).
Мнение этой группы совпадало с мыслями царя, и он стал склоняться к решению — распустить непокорную Думу.
Но тут на помощь Трепову и Ко пришёл Витте. Он предложил Николаю компромиссный вариант.
Царь назначает на пост ПредСовМина своего доверенного человека, кандидатура которого, к тому же, хотя бы в минимальной степени, будет устраивать и большинство ГосДумы. Новый Председатель формирует правительство наполовину из “бюрократии”, наполовину из депутатов основных партий Думы.
Состав СовМина утверждается ГосДумой. Дума будет иметь право и в дальнейшем требовать отставки как неугодных ей отдельных министров, так и правительства в целом (т. е. самого ПредСовМина).
Царь может распустить ГосДуму только в двух случаях:
по истечении срока её полномочий;
если Дума, в течение установленного законом срока, не утвердит кандидатуру ПредСовМина и состав этого Совета.
Право законодательной инициативы имеют в равной степени ГосДума, ГосСовет и император.
Законопроект вступает в силу, только если за него проголосует большинство депутатов ГосДумы и ГосСовета.
После долгих переговоров и консультаций Витте удалось согласовать эти предложения как с царём, так и с обеими придворными группировками, а затем и основными партиями ГосДумы.
В конце июля были внесены и утверждены ГосСоветом и ГосДумой соответствующие изменения в “Основные законы” РИ и “положения” о ГосДуме и СовМине.
В начале августа 1906 года сформировано первое в России ответственное правительство во главе с Витте.
Из 12 министров – семеро были депутатами ГосДумы и членами политических партий (5 кадетов и 2 октябриста). Остальные представляли “партию императора”.