ЭМ типа “Кит”
При модернизации на кораблях заменены торпедные аппараты и артиллерия.
Осенью 1908 года начальник балтийского 1-го минного отряда к.-адм. фон Эссен предложил произвести усиление артиллерийского вооружения миноносцев, заменив 75-мм орудия ЭМ водоизмещением 300-500 Т на 3,5” (по типу германских), а на ЭМ водоизмещением более 500 Т вместо 75-мм и 57-мм пушек установить 4” (по типу британских).
В 1910 году Морское министерство приобрело право на производство германского 8,8-см орудия SK L/35 C/01, которое в русском флоте получило обозначение – 3,5” пушка обр. 1910 года. В том же году на ПОЗе было изготовлено несколько орудий, но с 1911 года этот завод был загружен большими заказами для армии и морвед стал покупать 88-мм пушки непосредственно у Круппа.
Всего до 01.07.1914 года флот получил 97 таких орудий.
Фугасный снаряд 88/35-мм пушки имел вес 10 кГ и развивал начальную скорость 610 м/с. Скорострельность орудия составляла до 12 выстр./мин.
“Бесшумный”, “Фридрих Шихау”, Эльбинг, 03.1899-03.1900-06.1900, модерн. 10.-11.1912 г.
“Беспощадный”, “Фридрих Шихау”, Эльбинг, 03.1899-10.1899-06.1900, модерн. 12.1912-01.1913 гг.
“Бесстрашный”, “Фридрих Шихау”, Эльбинг, 03.1899-07.1899-08.1900, модерн. 02.-03.1913 г.
Водоизм. (норм./полн.) – 374/423 Т; гл. размерен. (макс.) – 63,48х7х2,41 м; ЭУ — 2 ПМ общ. мощн. 6 тыс. и.с., 4 ПК; скор. хода (полн.) – 26 узл., дальн. плав. – 1130 миль с эконом. скор. 14 узл., полн. запас топл. (уголь) – 110 Т ; вооружение: 2 — 88/35-мм (по 100 снар. на оруд.), 2 — 7,62-мм пулем. (по 8100 патр. на уст.), 3 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 2 торп. на апп.); экипаж — 55 чел.
ЭМ типа “Буйный”
При модернизации на этих ЭМ заменены торпедные аппараты и артиллерия.
Запланировано перевооружение на 3,5” орудия зимой 1914-1915 гг.
“Бодрый”, “Товарищество Невского судостроительного и механического завода”, С.-Петербург, 12.1899-05.1902-09.1902, модерн. 1907 г.
“Бойкий”, “Товарищество Невского судостроительного и механического завода”, С.-Петербург, 12.1899-08.1901-08.1902, модерн. 1909 г.
“Бравый”, “Товарищество Невского судостроительного и механического завода”, С.-Петербург, 12.1899-09.1901-09.1902, модерн. 1907 г.
Водоизм. (норм./полн.) – 372/421 Т; гл. размерен. (макс.) – 64х6,4х2,02 м; ЭУ — 2 ПМ общ. мощн. 5,7 тыс. и.с., 4 ПК; скор. хода (полн.) – 24,5 узл., дальн. плав. – 1650 миль с эконом. скор. 13 узл., полн. запас топл. (уголь) – 110 Т ; вооружение: 2 — 75/50-мм (по 160 снар. на оруд.), 6 — 7,62-мм пулем. (по 4500 патр. на уст.), 2 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 3 торп. на апп.); экипаж — 55 чел.
ЭМ тип “Видный”
При модернизации заменены артиллерия и торпедные аппараты.
“Видный”, “Товарищество Невского судостроительного и механического завода”, С.-Петербург, 12.1899-08.1905-09.1905, модерн. 1913-1914 гг.
Водоизм. (норм./полн.) – 385/434 Т; гл. размерен. (макс.) – 64,01х6,4х2,08 м; ЭУ — 2 ПМ общ. мощн. 6 тыс. и.с., 4 ПК; скор. хода (полн.) – 24,5 узл., дальн. плав. – 1620 миль с эконом. скор. 13 узл., полн. запас топл. (уголь) – 110 Т ; вооружение: 2 — 88/35-мм (по 100 снар. на оруд.), 2 — 7,62-мм пулем. (по 8100 патр. на уст.), 2 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 2 торп. на апп.); экипаж — 56 чел.
ЭМ типов “З” и “Ж”
При модернизации заменены артиллерия и торпедные аппараты.
“Завидный”, “Общество Николаевских судостроительных, механических и литейных заводов”, Николаев, 07.1901-04.1903-03.1904, модерн. 11.1911-03.1913 гг.
“Заветный”, “Общество Николаевских судостроительных, механических и литейных заводов”, Николаев, 07.1901-05.1903-03.1904, модерн. 11.1911-03.1913 гг.
“Жуткий”, “Жаркий” и “Живучий”, Николаевское Адмиралтейство, Николаев, 02.1902-05.1904-03.1906 гг., модерн. 11.1911 – 04.1913 гг.
“Живой”, Николаевское Адмиралтейство, Николаев, 02.1902-03.1903-02.1906 гг., модерн. 11.1911 – 04.1913 гг.
Водоизм. (норм./полн.) – 377/425 Т; гл. размерен. (макс.) – 64х6,4х2,04 м; ЭУ — 2 ПМ общ. мощн. 5,7 тыс. и.с., 4 ПК; скор. хода (полн.) – 24,5 узл., дальн. плав. – 1690 миль с эконом. скор. 13 узл., полн. запас топл. (уголь) – 110 Т ; вооружение: 2 — 88/35-мм (по 100 снар. на оруд.), 2 — 7,62-мм пулем. (по 8100 патр. на уст.), 2 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 3 торп. на апп.); экипаж — 55 чел.
ЭМ типа “Грозный”
Во время модернизации заменена артиллерия и торпедные аппараты.
“Грозный”, “Товарищество Невского судостроительного и механического завода”, С.-Петербург, 02.1904-07.1904-10.1904, модерн. 1913 г.
“Громящий”, “Товарищество Невского судостроительного и механического завода”, С.-Петербург, 02.1904-08.1904-10.1904, модерн. 1913-1914 гг.
“Лейтенант Пущин” и “Звонкий”, “Общество Николаевских судостроительных, механических и литейных заводов”, Николаев, 01.1904-11.1904-08.1906, модерн. 10.1910-02.1912 гг.
“Зоркий”, “Общество Николаевских судостроительных, механических и литейных заводов”, Николаев, 01.1904-10.1904-12.1906, модерн. 12.1911-02.1913 гг.
Водоизм. (норм./полн.) – 415/469 Т; гл. размерен. (макс.) – 64х6,4х2,25 м; ЭУ — 2 ПМ общ. мощн. 6 тыс. и.с., 4 ПК; скор. хода (полн.) – 24 узл., дальн. плав. – 1840 миль с эконом. скор. 13 узл., полн. запас топл. (уголь) – 120 Т ; вооружение: 2 — 88/35-мм (по 100 снар. на оруд.), 2 — 7,62-мм пулем. (по 8100 патр. на уст.), 2 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 2 торп. на апп.); экипаж — 59 чел.
ЭМ типа “Лейтенант Бураков”
При модернизации заменена артиллерия.
“Лейтенант Бураков”, "Сосьете Аноним де Форж э Шантье де ля Медитерране”, Гавр, 12.1904-06.1905-12.1905, модерн. 1912-1913 гг.
“Меткий”, "Сосьете Аноним де Форж э Шантье де ля Медитерране”, Гавр, 12.1904-06.1905-01.1906, модерн. 1912-1913 гг.
“Молодецкий”, "Сосьете Аноним де Форж э Шантье де ля Медитерране”, Гавр, 12.1904-09.1905-01.1906, модерн. 1912-1913 гг.
“Мощный”, "Сосьете Аноним де Форж э Шантье де ля Медитерране”, Гавр, 12.1904-10.1905-12.1905, модерн. 1912-1913 гг.
“Искусный” и “Исполнительный”, “Сосьете Аноним де Форж э Шантье де ля Медитерране”, Ля Сейн сюр Мер, 12.1904-07.1905-01.1906, модерн. 1912-1913 гг.
“Крепкий”, “Сосьете Аноним де Форж э Шантье де ля Медитерране”, Ля Сейн сюр Мер, 12.1904-08.1905-07.1906, модерн. 1912-1913 гг.
“Лёгкий”, “Сосьете Аноним де Форж э Шантье де ля Медитерране”, Ля Сейн сюр Мер, 12.1904-09.1905-09.1906, модерн. 1912-1913 гг.
“Ловкий”, "Огюстен Норман", Гавр, 01.1905-10.1905-04.1906, модерн. 1912-1913 гг.
“Летучий”, "Огюстен Норман", Гавр, 01.1905-11.1905-04.1906, модерн. 1912-1913 гг.
“Лихой”, "Огюстен Норман", Гавр, 01.1905-12.1905-04.1906, модерн. 1912-1913 гг.
Водоизм. (норм./полн.) – 366/415 Т; гл. размерен. (макс.) – 57,1х6,3х2,52 м; ЭУ — 2 ПМ общ. мощн. 6 тыс. и.с., 4 ПК; скор. хода (полн.) – 24,5 узл., дальн. плав. – 1800 миль с эконом. скор. 13 узл., полн. запас топл. (уголь) – 110 Т ; вооружение: 2 — 88/35-мм (по 100 снар. на оруд.), 2 — 7,62-мм пулем. (по 8100 патр. на уст.), 2 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 2 торп. на апп.); экипаж — 54 чел.
ЭМ типа “Инженер-механик Зверев”
При модернизации заменена артиллерия.
“Капитан Юрасовский”, “Фридрих Шихау”, Эльбинг/Адмиралтейский завод, бухта Улисс, Владивосток, 12.1904-08.1907-04.1908, модерн. 04-05.1913 г.
“Лейтенант Сергеев”, “Фридрих Шихау”, Эльбинг/Адмиралтейский завод, бухта Улисс, Владивосток, 01.1905-08.1907-04.1908, модерн. 06-07.1913 г.
“Инженер-механик Зверев”, “Фридрих Шихау”, Эльбинг, 01.1905-03.1906-07.1906, модерн. 09-10.1911 г.
“Инженер-механик Дмитриев”, “Фридрих Шихау”, Эльбинг, 01.1905-10.1905-04.1906, модерн. 11-12.1911 г.
“Бдительный”, “Фридрих Шихау”, Эльбинг, 02.1905-03.1906-04.1906, модерн. 01-03.1912 г.
“Боевой”, “Фридрих Шихау”, Эльбинг, 02.1905-12.1905-04.1906, модерн. 04-05.1912 г.
“Бурный”, “Фридрих Шихау”, Эльбинг, 03.1905-01.1906-05.1906, модерн. 09-10.1912 г.
“Внимательный”, “Фридрих Шихау”, Эльбинг, 05.1905-02.1906-05.1906, модерн. 11-12.1912 г.
“Внушительный” и “Выносливый”, “Фридрих Шихау”, Эльбинг, 08.1905-03.1906-08.1906, модерн. 01-04.1913 г.
Водоизм. (норм./полн.) – 394/436 Т; гл. размерен. (макс.) – 63,55х7,01х2,43 м; ЭУ — 2 ПМ общ. мощн. 6 тыс. и.с., 4 ПК; скор. хода (полн.) – 25,5 узл., дальн. плав. – 1040 миль с эконом. скор. 14 узл., полн. запас топл. (уголь) – 95 Т ; вооружение: 2 — 88/35-мм (по 100 снар. на оруд.), 2 — 7,62-мм пулем. (по 8100 патр. на уст.), 3 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 2 торп. на апп.); экипаж — 57 чел.
ЭМ типа “Разящий”
При модернизации заменена артиллерия.
“Разящий”, “Товарищество Невского судостроительного и механического завода”, С.-Петербург, 03.1905-04.09.1906-04.1908, модерн. 03.-07.1914 г.
“Сильный”, “Товарищество Невского судостроительного и механического завода”, С.-Петербург, 03.1905-08.1905-11.1907, модерн. 03.-07.1914 г.
“Сторожевой”, “Товарищество Невского судостроительного и механического завода”, С.-Петербург, 03.1905-08.1906-12.1907, модерн. 03.-08.1914 г.
“Стройный”, “Товарищество Невского судостроительного и механического завода”, С.-Петербург, 03.1905-12.1905-12.1907, модерн. 03.-09.1914 г.
Водоизм. (норм./полн.) – 417/466 Т; гл. размерен. (макс.) – 64х6,4х2,24 м; ЭУ — 2 ПМ общ. мощн. 6 тыс. и.с., 4 ПК; скор. хода (полн.) – 24 узл., дальн. плав. – 1170 миль с эконом. скор. 15 узл., полн. запас топл. (уголь) – 110 Т ; вооружение: 2 — 88/35-мм (по 100 снар. на оруд.), 2 — 7,62-мм пулем. (по 8100 патр. на уст.), 2 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 2 торп. на апп.); экипаж — 59 чел.
ЭМ типа “Деятельный”
С конца 1906 года строились по изменённому проекту. На эти корабли “для опыта” решили установить паровые турбины.
При модернизации заменена артиллерия.
“Деятельный” и “Достойный”, “Товарищество Невского судостроительного и механического завода”, С.-Петербург, 03.1905-07.1908-11.1908, модерн. 02.-07.1914 г.
“Дельный”, “Товарищество Невского судостроительного и механического завода”, С.-Петербург, 03.1905-05.1908-11.1908, модерн. 02.-07.1914 г.
“Расторопный”, “Товарищество Невского судостроительного и механического завода”, С.-Петербург, 03.1905-05.1908-04.1909, модерн. 02.-06.1914 г.
Водоизм. (норм./полн.) – 413/459 Т; гл. размерен. (макс.) – 64х6,4х2,21 м; ЭУ — 3 ПТА сист. Парсонса общ. мощн. 10 тыс. л.с., 4 ПК; скор. хода (полн.) – 27,5 узл., дальн. плав. – 950 миль с эконом. скор. 15 узл., полн. запас топл. (уголь) – 104 Т ; вооружение: 2 — 88/35-мм (по 100 снар. на оруд.), 2 — 7,62-мм пулем. (по 8100 патр. на уст.), 2 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 2 торп. на апп.); экипаж — 59 чел.
ЭМ типа “Украйна”
Во время капитального ремонта на кораблях заменены артиллерия и торпедные аппараты (на первых четырёх кораблях). В 1908-1909 гг. установлены щитковые тралы.
102/60-мм пушка поступила на вооружение в конце 1909 года. Её фугасный снаряд весом 17,5 кГ имел начальную скорость 823 м/с. Дульная энергия орудия составляла 0,6 Тм, а скорострельность – до 12 выстр./мин.
“Украйна”, судоверфь “Акционерного общества “А. Ланге и сын””, Рига, 05.1904-09.1904-07.1905, модерн. 1909-1910 гг.
“Туркменец Ставропольский”, судоверфь “Акционерного общества “А. Ланге и сын””, Рига, 05.1904-02.1905-08.1905, модерн. 1909-1910 гг.
“Войсковой”, судоверфь “Акционерного общества “А. Ланге и сын””, Рига, 05.1904-11.1904-08.1905, модерн. 1909-1910 гг.
“Казанец”, судоверфь “Акционерного общества “А. Ланге и сын””, Рига, 05.1904-04.1905-07.1906, модерн. 1911-1912 гг.
“Стерегущий”, судоверфь “Акционерного общества “А. Ланге и сын””, Рига, 10.1904-06.1905-07.1906, модерн. 1909-1910 гг.
“Страшный”, судоверфь “Акционерного общества “А. Ланге и сын””, Рига, 02.1905-12.1905-07.1906, модерн. 1911-1912 гг.
“Донской казак”, судоверфь “Акционерного общества “А. Ланге и сын””, Рига, 04.1905-02.1906-08.1906, модерн. 1911-1912 гг.
“Забайкалец”, судоверфь “Акционерного общества “А. Ланге и сын””, Рига, 06.1905-04.1906-03.1907, модерн. 1909-1910 гг.
Водоизм. (норм./полн.) – 591/649 Т; гл. размерен. (макс.) – 73,18х7,23х2,84 м; ЭУ — 2 ПМ общ. мощн. 6,2 тыс. и.с., 4 ПК; скор. хода (полн.) – 24 узл., дальн. плав. – 1540 миль с эконом. скор. 13 узл., полн. запас топл. (уголь) – 130 Т ; вооружение: 2 — 102/60-мм (по 150 снар. на оруд.), 4 — 7,62-мм пулем. (по 8100 патр. на уст.), 2 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 4 торп. на апп.), трал; экипаж — 77 чел.
ЭМ типа “Финн”
Во время капитального ремонта заменена артиллерия и установлены минные рельсы.
“Финн”, Акционерное общество “Сандвикский кораблестроительный док и механический завод”, Гельсингфорс, 06.1904-03.1905-10.1906, модерн. 1909-1910 гг.
“Эмир Бухарский”, Акционерное общество “Сандвикский кораблестроительный док и механический завод”, Гельсингфорс, 06.1904-12.1904-07.1905, модерн. 1909-1910 гг.
“Доброволец” и “Москвитянин”, судоверфь “Общества Путиловских заводов”, С.-Петербург, 06.1904-05.1905-08.1906, модерн. 1909-1910 гг.
Водоизм. (норм./полн.) – 660/726 Т; гл. размерен. (макс.) – 72,51х8,2х2,79 м; ЭУ — 2 ПМ общ. мощн. 6,5 тыс. и.с., 4 ПК; скор. хода (полн.) – 24 узл., дальн. плав. – 1640 миль с эконом. скор. 13 узл., полн. запас топл. (уголь) – 150 Т ; вооружение: 2 — 102/60-мм (по 160 снар. на оруд.), 6 — 7,62-мм пулем. (по 4500 патр. на уст.), 3 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 2 торп. на апп.); экипаж — 84 чел.
Может принимать (в перегруз) 20 мин заграждения обр. 1906 г.
ЭМ типа “Генерал Кондратенко”
Во время капитального ремонта заменена артиллерия и установлены минные рельсы.
“Генерал Кондратенко”, Акционерное общество “Сандвикский кораблестроительный док и механический завод”, Гельсингфорс, 03.1905-08.1905-07.1906, модерн. 1911-1912 гг.
“Сибирский стрелок”, Акционерное общество “Сандвикский кораблестроительный док и механический завод”, Гельсингфорс, 03.1905-09.1905-08.1906, модерн. 1911-1912 гг.
“Охотник”, судоверфь “Акционерного общества "В. Крейтон и Ко””, Або, 03.1905-03.1906-10.1906, модерн. 1911-1912 гг.
“Пограничник”, судоверфь “Акционерного общества "В. Крейтон и Ко”’, Або, 03.1905-03.1906-09.1906, модерн. 1911-1912 гг.
Водоизм. (норм./полн.) – 684/781 Т; гл. размерен. (макс.) – 75,2х8,2х3,08 м; ЭУ — 2 ПМ общ. мощн. 7,3 тыс. и.с., 4 ПК; скор. хода (полн.) – 24,5 узл., дальн. плав. – 2450 миль с эконом. скор. 13 узл., полн. запас топл. (уголь) – 220 Т ; вооружение: 3 — 102/60-мм (по 150 снар. на оруд.), 4 — 7,62-мм пулем. (по 8100 патр. на уст.), 3 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 2 торп. на апп.); экипаж — 86 чел.
Может принимать (в перегруз) 24 мины заграждения обр. 1906 г.
ЭМ типа “Всадник”
При модернизации произвели замену всей артиллерии и установили минные рельсы.
“Всадник”, “Фридрих Крупп Германия-верфт”, Киль, 04.1905-08.1905-06.1906, модерн. 1910-1911 гг.
“Гайдамак”, “Фридрих Крупп Германия-верфт”, Киль, 04.1905-11.1905-06.1906, модерн. 1910-1911 гг.
“Амурец”, “Фридрих Крупп Германия-верфт”, Киль/верфь “Гельсингфорского машино- и мостостроительного общества”, Гельсингфорс, 04.1905-09.1905-06.1907, модерн. 1910-1911 гг.
“Уссуриец”, “Фридрих Крупп Германия-верфт”, Киль/верфь “Гельсингфорского машино- и мостостроительного общества”, Гельсингфорс, 04.1905-05.1906-05.1907, модерн. 1910-1911 гг.
Водоизм. (норм./полн.) – 641/730 Т; гл. размерен. (макс.) – 71,9х7,41х2,9 м; ЭУ — 2 ПМ общ. мощн. 6,4 тыс. и.с., 3 ПК; скор. хода (полн.) – 24,5 узл., дальн. плав. – 2140 миль с эконом. скор. 13 узл., полн. запас топл. (уголь) – 200 Т ; вооружение: 2 — 102/60-мм (по 209 снар. на оруд.), 4 — 7,62-мм пулем. (по 8100 патр. на уст.), 3 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 3 торп. на апп.); экипаж — 82 чел.
Может принимать (в перегруз) 20 мин заграждения обр. 1906 г.
ЭМ типа “Лейтенант Шестаков”
Изменён проект – вместо паровых машин на этих ЭМ установлены турбины.
При модернизации сняты все 75-мм орудия и установлены новые 120/50-мм пушки.
“Лейтенант Шестаков”, “Общество Николаевских судостроительных, механических и литейных заводов”, Николаев, 09.1906-10.1907-03.1910, модерн. 1913-1914 гг.
“Лейтенант Зацареный” и “Капитан-лейтенант Баранов”, “Общество Николаевских судостроительных, механических и литейных заводов”, Николаев, 09.1906-03.1908-03.1910, модерн. 1913-1914 гг.
“Капитан Сакен”, “Общество Николаевских судостроительных, механических и литейных заводов”, Николаев, 09.1906-11.1907-03.1910, модерн. 1913-1914 гг.
Водоизм. (норм./полн.) – 688/783 Т; гл. размерен. (макс.) – 74,07х8,3х2,81 м; ЭУ — 2 ПТА сист. Парсонса общ. мощн. 13 тыс. л.с., 4 ПК; скор. хода (полн.) – 29 узл., дальн. плав. – 1100 миль с эконом. скор. 16 узл., полн. запас топл. (уголь) – 214 Т ; вооружение: 2 — 120/50-мм (по 100 снар. на оруд.), 1 – 47/43-мм (200 снар.), 4 — 7,62-мм пулем. (по 8100 патр. на уст.), 3 – 457-мм торп. апп. (поворотн.) (по 3 торп. на апп.); экипаж — 87 чел.
Может принимать (в перегруз) 32 мины заграждения обр. 1906 г.