Ув.коллеги в своих провалах Василий Кокорев писал:
Седьмой провал: сооружение железных дорог без предварительного устройства рельсовых и локомотивных заводов, равно заводов вагонных и прочих принадлежностей железнодорожного дела. По этому вопросу не было слышно никакого предварительного возражения, вероятно оттого, что если образовано Главное, якобы русское, общество железных дорог с французами во главе, то уже все Русские люди, поникнув духом, находили невозможным даже помышлять об устройстве таких заводов, из которых изделия надобно сдавать во французские руки и подвергаться всевозможным притеснениям.
Сооружение железных дорог, с выпиской всех принадлежностей из-за границы, возвысило их ценность и увеличило нашу задолженность на сотни миллионов. Впоследствии стали образовываться и в России заводы для железнодорожных принадлежностей, но образование это шло очень вяло без поддержки правительства, и заводы стали появляться в то время, когда более половины дорог было уже построено.
Получаются одни минусы. В 40-ых годах в России, мы имеем паровозы 0-3-0 и позже 1-3-0 был постройки Александровского машиностроительного завода в С.Петербурге. Общее у паровозов: длинная жесткая база, чугунные колеса без бандажей и противовесов, что делало ход локомотива очень неспокойным, а значит, уклоны и повороты нужно обеспечить такие же, как и на Николаевской дороге (РИ). Да и проектировщики и инженеры готовы строить дорогу по типу Николаевской (опыта мала, есть только Царскосельская), вот и получается:
• Как можно прямой (а то паровозы начнут сходить с рельс) маршрут, а значит, объемы земляных работ будут больше или равны с объемами работ на Николаевской дороге.
• Получаем увеличение маршрута, значит и увеличение проектного времени пропорционально длине маршрута. Если на разведку маршрута Николаевской дороги ушло почти 2 года, то здесь разведка и прокладка маршрута займет почти 3,5 или даже 4 года. Значит, беря за точку начало строительства Николаевской дорогой (весна 1842 г.) получаем, что строительство начнут только весной 1846 г.
• Увеличение по времени строительства — если Николаевскую дорогу строили 8 лет, то здесь за те же 8 лет можно построить где-то 900-1000 км дороги. То есть дотянуть её чуть дальше Харькова. А значит, к началу Крымской, дороги до Крыма нет.
• Рабочая сила на Юге, рассматриваем наем крепостных. Тут крепостной отрабатывает барщину, а не оброк. Значит, наем народа на Севере, это срок (путь до стройки).
• Остается вопрос снабжения дороги локомотивами, подвижным составом, рельсами и пр. Для Николаевской дороги купили паровозный завод в САСШ. Потом в С.Петербурге разместили на базе Александровского чугунолитейного завода. Тут строим дорогу из центра России (Москва), усложняем себе задачу, эту проблему, решат, но вот рабочее движение в интересах строительства дороги на самой дороге будет открыто значительно позже.
• Если начинать строить встречно из Москвы и из Феодосии, это опять снижение темпов и удлинение сроков строительства. Тут те же вопросы где взять завод для локомотивов и подвижного состава, вернее где расположить, взять рабочих, материалы.
Вижу плюсом на Юге может быть выигрыш рабочего времени ежегодно (1,5 -2 месяца). Возможно из-за нехватки рабочих рук, будет полная загрузка паровых экскаваторов Отиса, экскаваторы были неполноповоротными, имели железнодорожную ходовую часть, были оснащен ковшом 1,14 куб.м, паровым двигателем мощностью 15 л.с., обеспечивал среднюю производительность 45-50 куб.м/час и заменяли примерно 50-180 рабочих. Один из первых экскаваторов был продан в Англию в 1842 г, а в 1843 г четыре из семи построенных Отисом экскаваторов были проданы в Россию для использования при строительстве Николаевской железной дороги. Однако строительные подрядчики не восприняли эти машины и в 1848 г продали на Урал(Демидовым). В Нижнем Тагиле экскаваторы, впервые в мировой практике, были использованы на вскрышных работах при добыче руды.
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.
Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".