Битва при Таласе и возрождённый Согд ¶
Когда 9 июня 747 г. братья Аббасиды и их верный соратник Абу Муслим развернули в Мерве свои чёрные знамёна, объявив о начале восстания против Омейядов, согдийские князья, не смирившиеся с владычеством мусульман, восприняли это событие как последний шанс вернуть свободу и сохранить веру предков. Свои надежды он связывали с Китаем, чьи войска в это время активно продвигались на запад.
В 748 г., воспользовавшись междоусобицей среди тюргешей, Ван Чженсян, наместник поганичного округа Бэйтин, взял и разрушил их бывшую столицу Суяб, недалеко от оз. Иссык-Куль.
Китайские войска двинулись дальше, и в 749 г. Гао Сяньчжи, помощник западного наместника, занял Шаш (Ташкент), воевавший с союзником Китая — Ферганой. Владетель Шаша принёс клятву верности танскому императору и присоединился к отряду Гао Сяньчжи [1].
Приближение китайцев воодушевило согдийских сепаратистов. В 750 г. самаркандский царь Тургар (носивший также мусульманское имя Язид) отправил посольство к танскому императору, прося его принять Согд под свою опеку.
В 751 г. китайские войска и присоединившиеся к ним отряды из Ферганы, Кашгара, Кучи и Шаша — всего 30 тыс. человек — вошли в Таласскую долину, туда же подтянул свою конницу ябгу карлуков, вассал Китая. Общее командование осуществлял кореец Гао Сяньчжи — бесстрашный человек, огромного роста, широкоплечий.
Когда сведения о появлении китайцев на границах Халифата дошли до Абу Муслима, он, опасаясь за судьбу арабского гарнизона в Таразе, отправил на выручку осаждённым отряд йеменской конницы под командованием Зияда ибн Салиха, усиленный хорасанцами и подвластными согдийцами. На стороне арабов выступили также тюргеши, желавшие отомстить китайцам за разрушение Суяба.
Противодействующие армии сошлись на реке Талас в июле 751-го и четыре дня не решались вступать в битву. Решающим моментом противостояния стал неожиданный переход согдийцев на сторону Китая [2]. Атакованный с тыла, ибн Салих потерял управление сражением, но смог прорубиться через окружавших его врагов и уйти с немногочисленными йеменцами.
Примечания:
[1] В РИ Гао Сяньчжи арестовал владетеля Шаша по подозрению в измене и завладел его богатствами. Сын казнённого в Китае владетеля обратился за помощью к арабам. Таким образом алчность танского военачальника, оттолкнувшая от него согдийцев, стало одной из причин поражения Китая при Таласе. В данной АИ этот эпизод не имел места.
[2] В РИ решающим моментом битвы стал переход карлуков на сторону арабов. По словам Л. Н. Гумилёва, «они решили, что китайцы хуже, чем арабы. Они не говорили, что арабы лучше, чем китайцы, нет. Был вопрос не о том, кто лучше, а кто хуже. Китайцы всё-таки хуже». Тем не менее, уже в 753 году карлуки вновь выступают как союзники Китая.