Великая Макурия ¶
Начало могущества Макурийской державы положил макурийский ур Иоанн (800 — 822). Объединив крупнейшие нубийские государства Макурия и Алодия и объявив себя императором, он начал борьбу с самостоятельностью мелких вассальных владетелей. Большим успехом политики императора Иоанна стало подчинение кочевого народа блеммиев, обитавшего в Нубийской пустыне. В городах этого племени, Сендже и Хаджаре были построены христианские церкви, началась постепенная христианизация кочевников. Под контролем макурийского императора оказались золотые и берилловые рудники Нубийской пустыни. Макурия получила выход к Красному морю, приморский город Айдаб стал важнейшим центром внешней торговли. В религиозном отношении император Иоанн ориентировался на монофиситскую церковь, сохранив при этом за мельхитами полную свободу вероисповедания.
При преемнике Иоанна, Захарии I (822-856) была отражена попытка вторжения арабских племён в область блеммиев (853 г.), завершена централизация страны и религиозная консолидация её населения. Прекращена выплата бакта (дани) Аббасидскому халифату.
В первой половине X века, в связи с ослаблением Аббасидского халифата, Макурия оккупировала Верхний Египет (Фиваиду), но после прихода к власти в Каире Фатимидов, Фиваида была уступлена в обмен на гарантии безопасности всему христианскому населению Египта. Благодаря этому соглашению, мирные отношения между Египтом и Макурией сохранялись до самого падения Фатимидов в 1171 году. Затишье на северных рубежах позволило Макурии начать экспансию в западном направлении, в область Сахеля. Макурийские торговцы установили тесные торговые связи с царством Канем, располагавшимся в районе озера Чад. Вслед за торговцами, с X века в этот регион стало проникать и христианство, встретившееся с уже проникшим сюда из Магриба исламом. В 1085 году представитель мусульманской знати Хуммай попытался свергнуть канемского царя Маи Селма из династии Дугува, но тот обратился за помощью к императору Василию, который в обмен на помощь потребовал от Маи Селма принять христианство и признать свою зависимость от Макурии. Таким образом к концу XI века власть Макурии утвердилась и в восточном Сахеле.
В 1171 году на смену династии шиитской Фатимидов в Египте пришла суннитская династия Айюбидов, развернувшая широкие репрессии против христианского населения, подозревая его в связях с крестоносцами. В ответ на это, в 1172 году макурийский император Моисей, заключив союз с Византией и Иерусалимским королевством, вторгся в Египет под предлогом защиты единоверцев. С востока к Каиру подошли войска византийцев и крестоносцев, возглавляемые императором Мануилом Комнином и иерусалимским королём Амальриком, а в Красном море появился флот крестоносцев под командованием Рено Шатийонского. Отправив против императора Моисея своего брата Туран-шаха, айюбидский султан Саладин вышел навстречу войску крестоносцев. В то же время византийский адмирал Андроник Контостефан осадил Дамиетту. В битве под Каиром Саладин потерпел поражение, Дамиетта взята штурмом. В битве при Ахмиме против Туран-шаха Моисей выставил огромное войско, в том числе знаменитых макурийских лучников, верблюжью кавалерию кочевников из Нубийской пустыни, тяжёлую кавалерию алодийцев и вассальных сахельских царств, а также вспомогательные отряды, присланные эфиопским императором. Войско Туран-шаха было разгромлено, после чего Моисей вернулся в пределы Макурии, отправив 50-тысячный корпус в подмогу христианской армии, осаждавшей Александрию. Корабли Рено Шатийонского в это время, соединившись с макурийским флотом, разграбили арабские города на побережье Хиджаза, включая Мекку. В 1173 году объединённое христианское войско вступило в Александрию, завершив изгнание мусульман из Египта. В соответствии с заранее заключенными договорённостями, власть над освобождённым Египтом была передана византийскому императору, обещавшему не притеснять монофиситов и предоставившему торговые привелегии латинским купцам в Александрии.
Начало XIII века стало временем расцвета Макурийской державы. Транссахарская торговля, связи с Египтом, Эфиопией и арабскими городами на побережье Красного моря значительно обогатили казну. Начался подъём нубийской культуры, столица Донгола украшается великолепными зданиями. Нубийский язык стал вытеснять арабский в качестве делового языка в торговых городах Сахары. Благодаря влиянию византийского Египта при макурийском дворе вновь подняла голову и усилилась мельхитская партия. Росту авторитета православия способствовали сокрушительные победы Мануила Комнина над турками-сельджуками при Мириокефале и Иконии, а также признание византийского сюзеренитета Иерусалимским королевством. Многие недовольные умалением своего значения монофиситские иерархи бежали на юг страны, в Алодию и далее, в Эфиопию...