Александр пишет:
А здесь — какова судьба Аббасидов?
Скорее всего поедут "на историческую родину".
Александр пишет:
Потом в Египте большое мусульманское население
В общем по стране — мусульмане в большинстве, но в Верхнем Египте коптов-христиан еще как минимум половина. А что касается Нижнего, в подавляющем большинстве исламизированного — могу вас успокоить, там при завоевании неизбежны стихийные "этнические чистки", особенно по городским агломерациям — это ж не полугреческий Рум, "массовое сопротивление" будет иметь место быть. Ну и создадут греческие колонии как в старые добрые времена.
Южнее, в Судане — в Макурии правящая династия стала исламской в XIV веке, но большинство оседлого населения все еще христиане. А Алодия — и в начале XVI века все еще христианское королевство. Так что Судан в итоге будет христианским, а Эфиопия при поддержке с севера добъет сомалийские султанаты.
Александр пишет:
Египет, во всяком случае частично, может быть завоёван Кипрским королевством
Зачем это Византии? Ей латинский Египет нужен?
Александр пишет:
Насколько возможно, что один из младших принцев династии Ласкарисов сделается Константинопольским патриархом
Нафига?
Александр пишет:
В эпоху Македонской династии такие случаи были.
Это было когда на трон вступала (либо пыталась вступить) новая династия, к тому же достигающая трона не очень законным путем. Первый случай – Василий Македонянин, возведший на кафедру своего сына Стефана; второй – Роман Лакапин, желавший оттереть Багрянородного и передать власть своим сыновьям, провел в патриархи своего младшего сына Феофилакта. Оба случая имели место в период, когда Церковь после Торжества Православия была очень влиятельна и относительно самостоятельна.
У Ласкарисов же Небесный Мандат прям с семью печатями – практически сакральная династия, воссоздавшая империю из руин. А эффективные механизмы контроля над Церковью давно выработаны. Подобную идею в XIV веке сочтут абсурдной.
Александр пишет:
Хотя меня как-то несколько покоробило, когда я прочитал то ли в комментариях к Пселлу, то ли ещё где-то, что Роман Лакапин оскопил собственного сына, чтобы возвести его на патриарший престол.
Эта история гуляет по сети (включая Вику) без ссылки на первоисточник и с липовой ссылкой на источник (указан 26 выпуск первого тома Византийского временника от 1947 года, в котором о Феофилакте Лакапине ничего нет). Мне ничего не известно о каком-либо оскоплении патриарха Феофилакта. А образ жизни, который вел святейший, будучи на кафедре (его обвиняли в страсти к охоте, гонкам колесниц и в «распущенном образе жизни») никак не свидетельствует о недостатке тестостерона.
Возможно здесь путанница с Василием Нофом, знаменитым временщиком времен малолетства Болгаробойцы. Который был внебрачным сыном Лакапина и был реально кастрирован после победы Багрянородного, когда у всех Лакапинов летели головы (или иные части тела).
Александр пишет:
к евнухам было несколько иное отношение, они могли сделать карьеру
Уже с эпохи Комнинов они практически "исчезли из обихода". Во всяком случае карьеры больше не делали — ни во дворце, ни в Церкви.
Александр пишет:
возможно им станет Иоанн Кантакузин?
Зачем ему это в АИ?
Он и в РИ-то на патриарший престол не польстился, хотя, как выразился папский легат, "подобно вертелу вертел на себе всю греческую Церковь" (официально оставаясь простым монахом).
Александр пишет:
Таймлайн подходит к тому времени, где он должен начать активно действовать
Так уже начал, не заметили?
Александр пишет:
если в РИ он в итоге постригся
Для низложенного императора это был единственный путь приличного "ухода". В АИ ему в императоры никак не светит, так что вряд ли он задумается о постриге.
Александр пишет:
Какова будет деятельность и судьба Кантакузина?
Увидите.
Александр пишет:
Как бы вообще это не было Возрождением (потому что чего возрождать
Итальянцам в любом случае есть что возрождать.
Александр пишет:
И как это повлияет на Высокое Итальянское Возрождение?
Вопрос преждевременен. Но пока что думаю в виде зигзага. В эпоху Кватроченто у Италии пройдет с Византией конфетно-букетный период , но в результате в лучшем случае «давай останемся друзьями».