Гогенштауфены на троне Византии ¶
Коллега Ден посеял во мне вдохновение. Еще одна византийская тема .
Сначала отрывок из Заборова:
"Закрепив за собой Сицилию, Генрих VI Штауфен, который еще меньше, нежели его отец, Фридрих Барбаросса, способен был соразмерять собственные захватнические намерения с реальными политическими возможностями, начал всерьез подумывать о создании всемирной монархии. Он выпустил из плена Ричарда Львиное Сердце, получив от него вассальную присягу и выкуп. Генрих VI хотел этим положить конец английским притязаниям на Средиземном море. Он собирался затем в союзе с Ричардом поставить на колени Францию.
Основной же задачей германский император поставил завоевание стран Ближнего Востока, в первую очередь Византии. Войну с ней он всячески провоцировал. Василевсу Исааку II было предъявлено требование уступить Германии половину византийской территории (Болгарию и Македонию) и возместить ущерб, понесенный немецкими крестоносцами Фридриха I. Позже, в 1195 г., когда Исаак II был низвергнут в результате дворцового переворота и на престоле в Константинополе утвердился его брат Алексей III, Генрих VI приступил к организации нового Крестового похода: его Первой жертвой намечалась Византия. Чтобы получить формальный предлог для притязаний на византийскую корону, Генрих VI 25 мая 1197 г. женил своего брата герцога Филиппа Швабского на попавшей в его руки в Палермо греческой царевне Ирине, дочери Исаака II Ангела и вдове Рожера, последнего норманнского государя Сицилийского королевства (сына Танкреда де Лечче). Речь шла, таким образом, о прямом включении Византии в состав «Священной Римской империи».
Уже готовили флот итальянские города. В Германии формировались новые ополчения, и в Вормсе в марте 1196 г. Генрих VI вместе с папским легатом в течение четырех часов принимал в соборе крестоносные обеты от рыцарей.
Угроза нового Крестового похода породила страх в Византии. Узурпатор Алексей III соглашался купить мир любой ценой. Он готов был уплатить Генриху VI колоссальную сумму золотом. Для извлечения необходимых средств была введена экстраординарная подать, называвшаяся германской (аламаникон) .
В марте 1197 г. на Восток двинулись первые отряды во главе с майнцским архиепископом Конрадом Виттельсбахом , маршалом Генрихом Кальденским и канцлером империи Конрадом Кверфуртским. Хронист Арнольд Любекский оценивает их численность в 60 тыс . 22 сентября флот доставил их в Акру. Часть крестоносцев остановилась на Кипре. Кипрский король Амори Лузиньян признал себя вассалом германского императора и вскоре под давлением немецких военных сил был избран титулярным королем Иерусалимским. Затем крестоносцы приступили к военным операциям в Сирии: они даже захватили у Айюбидов Сайду и Бейрут.
Все это предприятие рухнуло внезапно со смертью Генриха VI, последовавшей в Мессине 28 сентября 1197 г. Императора сразил очередной приступ малярии, а его крестоносцы, пробыв в Сирии лишь до лета 1198 г. и заключив мир с аль-Адилем (преемником Салах ад-Дина), поспешили вернуться в Германию, дабы обеспечить свои интересы во вспыхнувшей там феодальной усобице. "
Итак, кайзер Генрих не подхватил малярию. К стенам Константинополя вместо четвертых крестоносцев является армия кайзера с тем же результатом.
Но вот далее. Филипп Швабский в отличии от долбае Балдуина Фландрского — зело вменяемый человек, тем более под боком у него Ирина Ангел, которая сумеет объяснить супругу, как стать легитимным для греков василевсом. И приходит он именно как претендент на греческий трон, а не на завоевания Греции. Довести греков до белого каления вряд ли сможет. А если ему удастся найти "модус вивенди" с азиатскими греками — где в РИ как помним даже Никея поначалу закрыла ворота перед Феодором Ласкарисом — успех обеспечен. Останется только воевать с греческими архонтами на Балканах — а учитвая что там такие отморозки как Лев Сгур, которого ненавидят собственные крестьяне...
По отношению к православию — Штауфены вообще никогда не отличались лояльнстью Риму, так что вряд ли можно от Филиппа ожидать откатоличивающего рвения. А уж позднее, когда преемник Филиппа, а может он и сам лично доживет (в РИ убит папским агентом в Майнце, когда после смерти брата попытался занять трон СРИ) — так вот, когда ему придется поддерживать Фридриха II в борьбе с папой — как бишь там сам Фридрих (которому его зять, император Иоанн Ватац, в РИ посылал войска в помощь в Италию) по этому поводу писал?
"папа торжественно отлучил императора Ватаца и весь его народ, называя нагло еретиками, этих крайне православных греков, через которых христианская вера распространилась по всему миру, величая вероотступниками и виновниками скандала народ, в течение веков и от самого начала славившийся своим благочестием и проповедовавший евангелие мира латинскому миру, которым правит римский первосвященник. Мы отнюдь, — писал Фридрих другому лицу, с которым был в переписке, — не защищаем только наше право, но и права всех других народов, наших друзей, соединенных искренно в любви ко Христу, и в особенности греков, наших друзей и союзников, с которыми папа, по причине нашего к ним расположения и несмотря на то, что они народ самый христианский, обошелся с последней дерзостью, называя нечестивым этот благочестивый народ и еретической эту очень правоверную нацию»."
Как поведет себя в подобной ситуации василевс-Штауфен в Константинополе — совершенно очевидно. Для подданных единственным признаком его немецкого происхождения останется лишь наличие иноземной гвардии, которая в отличии от РИ "латиникона" будет именоваться "аллеманикон" .