Den
Сегодня и здесь отвечать на вопросы по методологии не буду — предлагаю вам как модератору открыть специальную тему и туда материал перенести. Пока выложу
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Папа Вигилий, полностью сломленный, испросил у базилевса разрешения отправиться обратно в Рим, но по дороге умер. Пелагий, которому тайные доброхоты помогли сбежать из монастырского заключения, прибыл в Рим, куда ранее, в ожидании возвращения Вигилия, съехалось и значительное число западных епископов. Пелагий был выбран ими папой и немедленно заявил о неприятии решений Вселенского собора. Поначалу из византийской столицы нового папу пытались убедить, а потом – надавить на него через остготского короля Тейю. Тогда Пелагий, опасаясь нового ареста, тайно бежал из Рима на север, к франкам, и поселился в Орлеане. Оттуда он рассылал письма своим сторонникам, призывая порвать отношения с греческими патриархами, впавшими в монофизитскую ересь и поставившими под сомнение первенство апостольского престола. Большинство западных кафоликов поддержало папу.
Весной 554 г. началась эпидемия чумы в разоренной войной Сицилии. Все сообщение Империи с островом было немедленно прервано, но чума проникла в Италию, хотя там особых опустошений не вызвала. А вот восточная Сицилия обезлюдела сильно.
Тем временем на северных границах Империи было неспокойно. Вновь вспыхнул старый конфликт между лангобардами и гепидами. Оба народа считались имперскими союзниками, поэтому византийские дипломаты пытались их примирить, но тщетно. Тем более что после гибели Мунда влияние Империи среди гепидов сильно ослабло. Конфликт подогревала и проблема Ильгидиса. Ильдигис, наследный принц лангобардов в изгнании, скрывался у славян от своих соперников. Он установил контакты с гепидами, которые были рады любому ослаблению своих давних врагов, и заручился их поддержкой. Когда зимой 554 г. возникла война между лангобардами и гепидами, он во главе большого отряда преданных ему лангобардов и славян выступил на стороне гепидов. На стороне лангобардов выступили союзные им австразийские франки, совместно они нанесли гепидам несколько чувствительных ударов. Тогда гепиды отправили послов на север, к кутигурам, и получили от них армию в 12 тысяч воинов во главе с Хиниалоном. Тут уже пришлось вмешаться Империи. Кутигуры были ее противниками, они не раз тревожили имперские границы. Византийские войска под командованием знаменитого Троглиты стали демонстративно сосредотачиваться в Иллирии. К гепидам отправилось посольство, которое заставило их вождей пойти на перемирие сроком в пять лет. Недовольные кутигуры удалились обратно в степи, по пути обдумывая сведения о богатстве имперских провинций. Лангобарды требовали голову Ильгидиса, но Велизарий предпочел не идти у них на поводу, тем более что Ильгидис объявил о своем желании перейти на имперскую службу. Вместе со своим отрядом в шесть тысяч славян и лангобардов Ильгидис был принят в Империи, его люди получили статус «надельных федератов» и земли в Македонии. Самого Ильгидиса отправили в Сирию, чтобы не раздражать лангобардов. Ильгидис был не единственным, кто приводил на земли Империи славян. Начиная с 551 г. славянские отряды и роды принимаются империей, чьи северные провинции сильно обезлюдели после смуты и чумы. Славяне приходили двумя путями – через нижний Дунай, с расселением в Македонии, и через Сирмий, с расселением в Эпире и Иллирии. Впервые часть славян была переправлена на Сицилию и поселена там на условиях стритифемной службы. Этот опыт оказался удачен. Славяне быстро перенимали земледельческие навыки местного населения, устраивали прочные общины и охотно служили в имперских частях.
Летом 554 г. происходит переворот во Внутренней Армении. Там правил сын Акакия, Адолий, в ранге проконсула. Правление его было неудачно, так как любивший роскошь Адолий занимался вымогательствами и с презрением относился к почтенным армянским родам. Нарсес, пристально следивший за положением в родной ему Армении, просил базилевса сместить Адолия, но этого делать не потребовалось – Адолий был убит в столице Внутренней Армении, Леонтополе. Во главе заговора стоял Артаван из рода Аршакидов (Аршакуни). Он немедленно поспешил принести присягу Империи, и был утвержден в должности, поскольку за него просили депутация знатных армянских родов, католикос и сам Нарсес. Однако Велизарий разгневался, что это убийство было совершено за его спиной и без его ведома. Он устроил выволочку Нарсесу, а Ситу отправил в отставку. Летом того же 554 г. в Константинополь прибыло посольство Перания, сына Гургена, царя ивиров (грузин). Он заключил с Византией тесный союз, поскольку опасался персов, стремящихся установить свое влияние в восточной Грузии. Были налажены и постоянные церковные контакты с братской грузинской церковью, постоянная миссия которой возникла в столице Империи.
Изменился расклад сил на западе. В Испании произошел переворот. Агила I, которому вестготская знать не простила пассивности при отражении Тотилы, сидел на троне непрочно, чем не преминул воспользоваться Атанагильд, герой войны с франками и остготами. Он заключил договор против действующего короля с императором Велизарием. В 554 г. Агила был убит, новым королем вестготы избрали Атанагильда. Планы нового короля были обширными – он собирался отобрать у франков Септиманию. Чтобы обеспечить себя союзниками, он выдал своих дочерей Брюнеоту (Брунгильду) — за наследника короля лангобардов, Альбоина, и Галсвинту – за короля остготов Тейю.
В 555 г. неожиданно умер Теодебальд I, король Австразии, союзник Византии и лангобардов. На престол претендовал его дядя Лотарь, король Нейстрии. Он послал в Австразию своего сына, Храмна, с большим войском. Лангобарды, стремясь сохранить союз с Австразией, поддерживали вдову Теодебальда, Валдраду. Однако, по франкским законам, править самостоятельно она не могла. Имперская дипломатия расценивала объединение Австразии и Нейстрии под рукой врага Византии Лотаря как угрожающее. Но быстро удалось выяснить, что Храмн отнюдь не прочь сыграть свою игру. С ним заключили договор – Храмн развелся с дочерью Вилиарха, женился на Валдраде, заключил союз с Империей и лангобардами и стал королем Австразии. Ненадежную часть своего войска он «почтительно» отослал обратно отцу. Лотарь был в ярости, однако воевать с встразийцами и лангобардами не решился.
Атанагильд активно готовился к войне за Септиманию. В 556 г. он заключил союз с Тейей и Храмном (южный союз). Вестготы должны были получить Септиманию, остготы – Бургундию, Храмн – Нейстрию и титул короля всех франков, лангобарды – прежние земли алеманов. Лотарю грозил удар с трех сторон, казалось, у него не осталось шансов. Однако ситуация оказалась сложнее. Во-первых, союзники отнюдь не доверяли друг другу и имели собственные планы. Поэтому заключение союза вызвало многочисленные консультации, не оставшиеся в тайне, и никто не спешил начинать войну первым, отвлекая на себя основные силы Лотаря. Во-вторых, вновь изменился расклад сил. В январе 558 г. умирает Хильдеберт I, король Бургундии. Поражения от вестготов и остготов вызвали острое недовольство его приближенных, так что последние годы Хильдеберт правил только номинально. После его смерти королевство перешло Лотарю I, и вошло в состав Нейстрии. Жена Хильдеберта, Ультргота и две ее дочери бежали в Австразию, где Храмн предоставил им убежище. В-третьих, у Лотаря нашелся сильный союзник, чья сила оказалась для его противников сюрпризом. Речь идет о папе римском. Через своих сторонников он получал регулярные и полные сведения о приготовлениях «богомерзких ариан» и немедленно передавал их Лотарю. В Нейстрии и Бургундии священники вели активную пропаганду, восхваляя Лотаря и клеймя его врагов. В Италии и Испании с помощью влиятельных кафоликов папа пытался посеять недовольство новыми королями и смуту.