Для начала XIII века население Киевского княжества примем за 1 миллион человек (при общем населении Руси – 12 миллионов). Из них:
10 тысяч бояр, мужей и членов их семей,
30 тысяч поросских кочевников и членов их семей ( вождей и простых кочевников),
10 тысяч попов и монахов,
30 тысяч вольных посадских людей,
30 тысяч боярских закупов и т.п. частнозависимых горожан,
(в Киеве 45 тысяч человек, 10 тысяч в городах поросских и 5 тысяч человек в остальных городах),
90 тысяч вольных людей,
16 тысяч княжьих смердов,
24 тысяч людей в княжьих вотчинах,
24 тысячи закупов в княжьих вотчинах,
26 тысяч холопов в княжьих сёлах,
(90 тысяч человек в княжьих вотчинах),
40 тысяч людей в монастырских, митрополичьих и епископских вотчинах,
40 тысяч закупов в монастырских, митрополичьих и епископских вотчинах,
10 тысяч холопов в монастырских, митрополичьих и епископских вотчинах,
(90 тысяч человек в монастырских, митрополичьих и епископских вотчинах),
63 тысячи людей в боярских вотчинах,
441 тысяча закупов в боярских вотчинах,
126 тысяч холопов в боярских вотчинах,
(630 тысяч человек в боярских вотчинах).
Средний размер феодальной семьи – 5 человек.
Средний размер кочевой и посадской семьи – 6 человек.
Средний размер крестьянской семьи – 8 человек.
Вотчин всего 750, из них княжьих 70, монастырских, митрополичьих и епископских 83, боярских 597.
Итак, > по просьбам трудящихся
, излагаю первый вариант хода событий в "Мире Победившего Киева" (здесь и далее — МПК).
Прогрессоров забрасывалось 20 человек. Выжило 16, из них 3 детей бояр, 2 отроков из младшей дружины, 3 вольных ремесленников, 1 ремесленник-закуп, 2 вольных людей, 1 княжий смерд, 3 боярских закупов и 1 холоп.
Декабрь 1205 года. Великого князя киевского спасает один из прогрессоров (назовём его Дмитром Воиславовичем), ставший отроком в младшей княжеской дружине. Роман Мстиславич за это жалует ему вотчину на Киевщине.
Дмитр становится боярином, ему 21 год. Население его вотчины 1080 человек (135 семей, 1 вервь, 1 село), средний годовой доход 205 киевских гривен, 5 кун. В самом поместье есть слитков серебра, мехов и различных ремесленных изделий на 2 000 киевских гривен.
Однако в свою вотчину он попадает только в апреле месяце, так как в феврале – марте 1206 года, после неудачного окончания похода на Силезию великий князь черниговский Всеволод Чёрмный попытается отобрать киевский стол у великого князя галицко-волынского Романа.
В войске князя Романа, помимо Дмитра, будет, по разным причинам, ещё 10 бояр (всего 50 конный воев). Сам прогрессор в свою дружину набирает ещё 9 человек различных сорви-голов: младших детей бояр, молодых смердов, сыновей купцов и посадской старшины. Всеволод Чёрмный после многочисленных манёвров и небольших стычек уходит обратно перед распутицей. Дмитр со своей дружиной отправляется принимать дела в вотчине.
В своей вотчине новоявленный боярин два месяца просто осматривается, заводит знакомства с соседями, изучает местные кадры воев, управителей, земледельцев и ремесленников. К нему переселяются те прогрессоры из вольных людей, также он выкупает прогрессора-холопа и перекупает долги всех закупов, в общем – собирает в своём поместье ударный прогрессорский кулак.
Затем, подготовившись, он начинает преобразования.
Во-первых, рядом с селом строится ветряная мельница. За помол берётся минимальная (только чтобы шло самоокупание) плата.
Во-вторых, на близлежащей речке возводится запруда и сооружаются два верхнебойных водяных колеса. Первое колесо используется в кузнечной мастерской, где двое из прогрессоров-ремесленников вместе с одним кузнецом из вотчины и несколькими учениками и подмастерьями начинают волочить проволоку на кольчуги и гвозди, а также изготовлять лезвия для серпов и кос-"литовок" (в МПК они получат название "киевок"). Второе колесо приводит в движение циркулярную пилу для изготовления строительных досок.
В-третьих, ещё один прогрессор (может даже и не из ремесленников) налаживает небольшую кирпичную мануфактуру (человек 10 – 15). Кирпичи идут на кладку печей, но, в основном, их накопляют на будущий год.
Наступает пора сенокоса, а затем – и жатвы. На боярских нивах и покосах во-всю используются косы, что ускоряет работу. После уборки люди и некабальные закупы обязываются приобрести косы за свой счёт и научится до будущего года владеть ими.
Сентябрь – ноябрь 1206 года 8 киевских бояр (вместе с Дмитром) – 40 конных воев – в составе войска Романа Мстиславича ходят в ответный набег на Лутаву и Моровийск. Разграблены окрестности Лутавы. После того, как подошло войско Всеволода Святославича, происходит столкновение черниговского авангарда и галицко-волынского (с 22-мя киевскими воями) арьергарда. Арьергард бежит, кроме отступающей в порядке дружины Дмитра Воиславовича. У него 1 дружинник убит стрелой в лицо, ещё один зарезан при попытке к бегству с поля боя. Дальнейшее преследование предотвращается нападением галицких воев из засады, но дисциплинированность отряда Дмитра отмечается некоторыми воеводами и самим князем Романом.
В начале декабря 1206 года, Дмитр Воиславович возвращается из похода с добычей, но без отпущенных пленных.
К этому времени дворский, старосты и ключница собрали все дани, оброки, резы, виры и судебные пошлины. Общий доход поместья составил 220 киевских гривен и 10 кун.
Сразу по возвращении Дмитр Воиславович приглашает к себе в вотчину двоих прогрессоров из младших детей бояр, одного прогрессора-смерда, и ещё двоих детей бояр из тех, что ранее были в его собственной дружине. Все они приносят прогрессору "клятву вассала", обязуются служить в его дружине не менее 45 и не более 270 дней в году и выполнять некоторые административные и хозяйственные обязанности по указанию боярина. В обмен на это они получают "подъёмные", небольшое (8 – 12 семей) поместье летом следующего года и "клятву сюзерена".
Тогда же боярин всем смердьим холопам, ролейным и желающим кабальным закупам (последним прощает купы в обмен на сельскохозяйственный скот, плуги, сохи и бороны) даёт личную свободу и обещает живущих на подворье вывести в отдельные сёла летом. За это они должны будут получать за работу на хозяина земли и сельхозорудий подённую плату и работать по указанию специальных сельских старост, но не более уряженного и записанного в грамоте на каждого главу семьи. Земля, на которой раньше работали кабальные закупы и холопы, начинают сводится в единые массивы. Точно так же упорядочиваются общинные земли, с тем условием, что все сельхозорудия остаются у людей и бывших закупов. Учёт работы на общих полях ведут старосты села и верви под контролем рядовича из дружинных знакомцев Дмитра.
Многие земледельцы, особенно из вольной верви (14 семей), возмущены такими нововведениями. Однако наличие значительных (16 воев: 1 боярин, 5 дворян, 1 боярский и 5 дворянских оруженосцев, 4 боевых холопа, сама дружина пополнилась после последнего похода) предотвращает открытое выступление. Самые недовольные – большинство людей из верви (11 семей) и одна семья бывшего закупа (всего 96 человек) – уходят в другие вотчины. Остаётся 984 человека людей и хопов.
В конце декабря 1206 года, по взаимной договорённости, 11 бояр, ходивших весной в поход с князем Романом Мстиславичем, встречаются на Рождественских праздниках в Киеве, назвав его "съездом бояр киевских". В основном они пируют и развлекаются, но, среди прочего, Дмитр рассказывает о своих успехах и неудачах, рассказывает о дальнейших планах. Все веселятся, гомерический хохот и шуточные пожелания успеха.
Тогда же в Киеве он официально знакомится со своим последним "коллегой" и его биологическим отцом – очень богатым боярином-"изоляционистом". Совершенно случайно Дмитр встречает > рояль в кустах
гостя из Кракова, который, в качестве примера беспорядка на землях Польши и Руси, приводит конфликт нескольких туровских и одного киевского бояр. Этот киевлянин сидит в своей пограничной вотчине, но до этого ходил с Романом Мстиславичем отбирать киевский стол у Всеволода Чёрмного и получил большой выкуп за нескольких пленных черниговцев. Теперь туровцы набрали подкрепления среди "горячих голов" из детей бояр и прочих отроков и собрались перед распутицей как следует пощипать "счастливчика".
Дмитр едет в окрестности Вручия, находит будущую жертву набега (Никифора Коснячковича) и договаривается с ним о помощи: Дмитр приводит на помощь Никифору 50 воев, а тот обязуется выплатить по первому слову самого Дмитра или любого другого лица с платёжным обязательством от Дмитра 10 киевских гривен серебром или любым другим товаром и меняет партию льняных тканей и верёвок на партию кос и гвоздей (по выгодному для Дмитра курсу). Договариваются составить две отдельные грамоты (на 10 гривен и на мену) в феврале – марте, когда помощь придёт.
В январе 1207 года прогрессор объезжает всех своих знакомых бояр с предложением сходить единой дружиной на помощь Никифору. Каждому, пошедшему с ним одним отрядом, Дмитр сразу выплачивает киевскую гривну на мужа и 10 кун на холопа, обещает по 5 кун в день похода на мужа и 2 куны на холопа, все запасы на людей и коней за счёт Дмитра же. При наличии добыча складывается в общий котёл и делится на всех по порядку, который обговорят все после сбора.
Соглашаются 5 из 10 первых напарников Дмитра (у каждого с собой по три конных воя), "изоляционист" решает всё же (после большого скандала) отпустить своего "сына" с одним оруженосцем-холопом в поход. Всего со стороны удалось набрать 28 человек. Сам Дмитр взял с собой одного оруженосца и всех пятерых дворян (с их оруженосцами/холопами). Общая численность отряда – 40 воев (21 муж с Дмитром, 19 холопов, 40 боевых, 40 дорожных коней) и 10 обозных конников из людей дмитровой вотчины (им по куне с векшей в день и боярские запасы, у них 10 дорожных и 20 заводных коней).
Собравшись в начале февраля 1207 года, весь отряд даёт на Библии в церкви дмитрова села специальную клятву – роту, друг с другом не враждовать, всем приказам Дмитра и им поставленных начальных людей подчиняться, порядка на отдыхе, в походе и бою не нарушать. При нарушении – штрафы, изгнание из отряда и судебный поединок, в зависимости от тяжести провинности.
Дмитр отряд называет "ротой", делит его на 4 десятка (по 5 – 6 мужей и 4 – 5 холопов в каждом). Десятники получают по две доли при дележе добычи, двойную плату себе и полуторную для своего оруженосца (холопа). Десятник первого десятка является головой роты, получает тройную оплату и долю себе и двойную для своего оруженосца. Этот оруженосец старшего десятника имеет знак – высокий шест с конским хвостом.
В дороге Дмитр учит роту началам дозорной службы. На отдыхе десятки несут караулы, раз в два дня проходят учения десятков в двухлинейном строю и роты в линейном строю и строю клином. Тактика: перестрелка из луков при сближении, фронтальный удар с взаимодействием "двое на одного", быстрый поворот по условному сигналу в тыл и фланг противника. Никто никуда не спешит (хотя форсированные переходы имеются). Во время обучения отсеиваются двое мужей и один холоп.
Оставшиеся 37 человек в конце февраля 1207 года прибывают в никифоровскую вотчину. Дмитр с Никифором составляют грамоты, причём в платёжное обязательство вносят 5 гривен, а не 10. "Старожилы" учат новичков правилам скрадывания зверя и человека.
В общем, поход заканчивается победой роты Дмитра и дружины Никифора над туровцами – 1 убитый и 1 тяжелораненый у Никифора, 1 тяжелораненый у Дмитра против 4 убитых, 6 тяжелораненых и 20 пленных у их противников. Отряду досталась хорошая добыча, но пленных воев выкупил Дмитр.
После распутицы, в конце марта – начале апреля начинается пора пахоты и посева. Орудия и скот, а также значительная часть посевного материала теперь в руках Дмитра и его дворян. За состояние этих орудий производства отвечают огнищный и конюший тиуны, при этом каждое конкретное орудие имеет своего "материально ответственного" холопа на дворе и людина в поле. Посев проходит с многочисленными неурядицами и конфликтами, поэтому в среднем на один плуг получается 30 десятин пашни.
После пахоты, в мае 1207 года с боярского двора людей и часть холопов выселяют в пять сёл, по 8 – 12 семей в каждом. В этих сёлах назначаются старосты, там же поселяется один из дворян со своим оруженосцем.
Когда переселенцы относительно устраиваются (построены дома, овины, хлева, выложены печи из боярского кирпича), то есть в середине мая – середине июня 1207 года большинство мужского населения вотчины выходит рыть котлованы под ров и фундамент кирпичной стены новой боярской усадьбы, которая получает название "замок". Ширина фундамента (размеры даны в мерных саженях – 1,764 метра) в верхней части – 5 саженей, в нижней – 4 саженей, глубина – 3 сажени, длина – 306 саженей. Ширина рва в верхней части – 4 сажени, в нижней – 3 сажени, глубина 2 сажени. После окончания землекопных работ несколько нанятых в Киеве артелей каменщиков и их "сверхштатные" ученики из вотчинной молодёжи начинают возводить стены и башни замка. Толщина стен у поверхности земли – 4 сажени, высота 6 саженей, ширина верхней части 2 сажени. Стена имеет шесть башен, из которых две проезжих. Геометрически замок напоминает шестиугольник.
Строительство идёт параллельно сельскохозяйственным работам, люди снимают озимый урожай и распахивают бывшие делянки в общие пары. И озимый, и яровой урожаи получаются богатыми по житу и овощам, средними по льну и конопле. Лето и осень 1207 года проходят в целом мирно. К концу хозяйственного года в вотчине (вместе с поместьями) было всё также 984 человека, а общий доход оказался выше прошлогоднего –260 киевских гривен.
Продолжение следует.