Вал пишет:
Хм, да она могла бы... Интересное предложение, стоит подумать.
Глянул матчасть. Оказывается Анна-Агафия была не единственной, сестер у Романа было аж трое. И все они угодили в монастырь за компанию с матерью.
Но для такого брака кроме мести Феофано нужны общие интересы. В 960ых главный враг Византии — арабы.
"Летом 960 г. огромная флотилия Никифора Фоки из двух тысяч огненосных кораблей, тысячи дромонов и трехсот семи транспортов отплыла к Криту. После восемнадцатимесячной войны остров был захвачен. Лев Фока, замещавший брата в Малой Азии, тем временем изрядно потрепал войска Сейф-ад-Даула. Годом позже под стенами Алеппо появился сам Никифор, арабские владения в Северной Сирии и горах Тавра серьезно пострадали. Взяв богатую добычу, доместик Востока вернулся в Константинополь."
Но Хамданиды от Руси у черта на куличках. А нужно чтобы и Русь была заинтересована в союзе.
Коллеги, а давайте-ка легким движением превратим брюки в элегантные шорты.
А именно — сделаем так что вместо Буидов эмирами-аль-умара в Багдаде станут Хамданиды.
В РИ эту должность пытался получить основатель их дома Хусейн, первый эмир Джазиры из рода Хамданидов. Но реальный шанс кажется был и у его внука Хасана. В 932 году халиф Муктадир попытался избавится от своего всесильного главнокомандующего Муниса. Мунис провозгласил халифом его брата Кахира и пошел на Багдад. Тогда Хасан объявил себя за Муктадира, но не успел ему на помощь — Мунис взял Багдад, а Муктадир был убит. Война между Мунисом и Хасаном Хамданидом продолжилась, Мунис разбил Хасана и взял Мосул.
Именно в это время дейлемиты захватили Джибал и прочно там уселись, основав государство Буидов. Затем они подгребли Фарс и Керман, а потом и Багдад. Хамданидам было уже не до них — в 940ых Византия переходит в наступление.
Итак, предположим Хасан успел войти в Багдад, соединится с халифом Муктадиром, и разбил Муниса. Хасан Хамданид становится эмиром-аль умара халифата, и успевает отогнать дейлемитов обратно в Эльбурс. Буидов нет. Весь Ирак Персидский удержан за халифатом, Азербайджанский эмират так же в его составе. Хамданиды становятся "сегунами" при Абассидах.
Византийской ренконкисте теперь противостоит держава куда более сильная, чем РИ Сирийско-Мосульские Хамданиды. Сайф-ад-Доула с такими силами остановит греков, фронт стабилизируется по Тавру. В этой ситуации Византия начинает всячески поощрять Русь к атакам на Азербайджан для отвлечения войск халифата. Под это дело — и союз, и может быть и брак.
В последствии Святослав, завоевав мешающую ходить на Каспий Хазарию, продолжает атаки в Закавказье в союзе с Византией, захватывает Ширван и Албанию. И уж разумеется прилагает все усилия для удержания Хазарии и стабилизации границ по Волге.