Альтернативный Кондор ¶
Советские моряки после ВМВ хотели АВ.
Нехороший Хрущёв не только не дал деньги на АВ, но ещё и крейсера на стапеле порезал.
Сделал он это потому, что ракетчики ему говорили, что всё плавающее на поверхности они утопят. А вот про ПЛ они этого не говорили, поэтому он уважал ракеты и чуть-чуть ПЛ. Свои любил, американских опасался.
Поэтому вместо АВ он дал деньги на противолодочные корабли, в т.ч. океанской зоны и с вертолётами. И ракетное лобби ничего против не сказало, т.к. вертолёт в качестве конкурента своим ракетам не только не восприняло, а ещё и пользу от него в деле разведки и целеуказания увидело.
(Начинается АИ) Случайная встреча отпускников-бывших однокурсников (один из которых распределился в ЦКБ-17, а другой в один из институтов ВВС готовивших обоснование на будущий Ил-38) в начале лета 1959, переросшая в пьянку с обсуждением работы в том числе, имела далеко идущие последствия. В частности, сотрудник ЦКБ узнал, что лётчики не только до сих пор собираются искать ПЛАРБ по выдвижным устройством, но и что им за это никто ничего плохого не делает.
Вернувшись из отпуска, этот специалист пообщался с Савичевым, и в «Объяснительной записке к предварительной проработке корабля ПЛО дальней зоны пр.1123» появился раздел, в котором объяснялось, что предполагаемый район поиска ПЛАРБ определяется по результатам обнаружения выдвижных устройств ПЛ РЛС воздушного базирования.
Т.к. впихнуть оборудование и для РЛ-дозора, и для ПЛО на К-25 не получалось, вырисовывалась отдельная машина РЦ. При этом требования по висению на месте к ней отсутствовали, зато для сокращения авиагруппы приветствовалось увеличение соотношение полётного времени к времени обслуживания и снижение расхода топлива. Для чего вполне подходил самолёт с полезной нагрузкой в 1-1,5 тонны и взлётно-посадочными характеристиками, позволяющими работать с полосы в 150 метров. Каковой и был найден в лице Ан-2.
После того, как эксперименты по впихиванию начинки К-25Ц в Ан-2 и опыты по складыванию того вдвое увенчались успехом, процедура работы по ПЛАРБ где-нибудь в Средиземном море стала выглядеть так:
— Ан-2Ц периодически меняясь несут радиолокационный дозор, пытаясь засечь выдвижные устройства ПЛ. При их обнаружении вызывается дежурный вертолёт ПЛО с ближайшего корабля, который с помощью РГБ и ГАС определяет контакт и если это американская ПЛАРБ — следит за ней до подхода БПК, которому передаётся контакт для сопровождения.
Т.к. данная схема не требует непрерывного нахождения в воздухе вертолётов, а наличие РЛС воздушного базирования для освещения обстановки горячо одобрили ракетчики, то появление у проекта 1123 сквозной полётной палубы в обмен на уменьшение авиагруппы с 14 вертолётов до 6 вертолётов и 4 ДРЛО прошло достаточно безболезненно и теперь противолодочный крейсер сильно напоминал новые американские Иводзимы.
Первые же походы Москвы показали, что:
— ДРЛО вещь в хозяйстве очень полезная, а возможность держать в воздухе одновременно 2-3 — ещё полезнее.
— Биплан Ан-2 на фоне Хокая смотрится несолидно и хорошо бы советскому ВМФ тоже что-нибудь двухмоторное и позволяющее не только обнаруживать цели.
— Иногда не помешало бы и что-нибудь побыстрее с парой пушек и/или ФАБ-250.
В связи с этим уже третий корпус заложили по модернизированному проекту с авиагруппой под два десятка машин, а авиаконструкторы рисовали аналоги Корсаров и Скайхауков...