Альтернативы американской и советской военной космонавтики 1963-... ¶
...Относительная стабилизация в 1963 году положения в Южном Вьетнаме, снявшая угрозу втягивания США в полномасштабную войну, позволила космическому ведомству и военно-воздушным силам настоять на дальнейшем расширении космической программы. Успешные русские операции в околоземном пространстве явно нервировали верхушку США. Было ясно, что разрыв нужно сокращать, и возможно более быстро.
Как раз в это время развернулась дискуссия между ВВС и НАСА по поводу наиболее приоритетной программы. В этот период таковых было две — программа BBC X-20 и программа НАСА "Джемини".
В январе 1964 года развернулась колоссальная дискуссия по поводу космических приоритетов США, в ходе которой были рассмотрены преимущества обеих концепций. Специалисты НАСА настаивали на необходимости развития программы "Джемини" с целью возможно более быстрого достижения Луны, и указывали на идеологическую необходимость обогнать русских. ВВС заявляли, что "Джемини" не имеет военного значения, и не может быть использован для боевых операций.
Масла в огонь подлили слухи о том, что русские создают собственные орбитальные боевые платформы, способные к поражению целей на территории США. Тут уже занервничал ВМС, который весьма нервически относился к угрозам для собственных авианосцев. ВМС поддержал программу ВВС, заявив, что если правительство снизит финансирование, ВМС готов оказать поддержку.
В результате, в 1964 году принято решение о параллельном продолжении обеих программ, но с требованием к ВВС сократить цикл испытаний для запуска первого аппарата в 1968 году. НАСА в свою очередь обязывалось предоставлять для испытаний перспективные ракеты-носители.
В 1965 году был создан первый прототип аппарата X-20, который в течении длительного времени испытывался ВВС на стенде и в воздушных полетах с борта бомбардирровщика B-52. Испытания прошли относительно удовлетворительно, хотя и выявили ряд проблем.
8 октября 1967 года командующий ВВС объявил о том, что первый безэкипажный запуск аппарата состоится не позднее лета 1968 года.
12 августа 1968 года состоялся старт X-20 с использованием ракеты "Титан-4A", построенной с использованием технологий флота. Управляемый дистанционно аппарат вышел на околоземную орбиту. В ходе испытательного полета, были проведены несколько экспериментов с маневрированием, превзошедшие ожидания конструкторов — аппарат оказался более совершенным технически, чем предполагалось. После испытаний, экспериментиальная модель успешно прошла вход в атмосферу и выполнила атмосферное маневрирование, но из-за невозможности точной наводки была потоплена в океане.
11 ноября 1968 года состоялся первый полет X-20 с человеком на борту, в ходе которого было выполнено несколько успешных операций, включая сближение с ступенью ракеты-носителя "Адженда", подтвердившие отличные маневровые качества аппарата. После этого полета, ВВС официально приняло аппарат на вооружение под названием "Орбитальный перехватчик FS-20".
Принятый на вооружение в 1968 году, FS-20 представлял собой модернизированную версию, предназначавшуюся для "инспектирования и уничтожения враждебных космических аппаратов". Первая машина встала на боевое дежурство в 1969 году, хотя являлась абсолютно безоружной — помимо того, разработка вооружения задерживалась, так еще и сборка первого аппарата вышла из графика и требовала увеличения времени. В результате на вооружение был поставлен один из экспериментальных аппаратов серии X-20.
Поставки FS-20 начались с 1971 года. Ими вооружались 2 аэрокосмических крыла ВВС, каждое из которых включало в себя 4 эскадрилии по 2 аппарата, стоявших на постоянном боевом дежурстве. Несколько аппаратов были переданы в распоряжение флота. Всего с 1971 по 1978 промышленность произвела 8 аппаратов FS-20 и 24 аппарата FS-21.
Аппараты FS-20 часто совершали тренировочные и демонстрационные орбитальные полеты. В 1972 году состоялся первый практический перехват спутника-мишени при помощи FS-20 под номером 4, вооруженном 4 ракетами "Стархаммер".
Пока ВВС испытывало FS-20, НАСА продолжало работу над лунным проектом. И в 1969 году Нил Армстронг ступил на Луну, положив тем самым начало космической эры.
Проблемой для США стало то, что СССР от своих космических амбиций не отказался, и воспринял успех США на Луне как временный сбой. 1 января 1971 года, Юрий Гагарин в составе первой советской экспедиции ступил на Луну, доставленный туда ракетой Н-1, конструкция которой была усовершенствована еще в 1969 году. Таким образом, стало ясно, что СССР тоже планирует долговременные космические акции, к которым США еще только предстояло готовиться.
В среде военных НАСА запуск Н-1 вызвал настоящую тревогу. Успешный запуск долговременной космической станции "Салют" создал угрозу формирования Советским Союзом мощной орбитальной группировки. Помимо этого, стало известно о успешном испытании собственного советского космического перехватчика "Союз-К", вооруженного автоматическими орудиями, и о готовящейся более новой версии под названием "Звезда"
Советская космическая программа, в отличии от американской, предусматривала базирование перехватчиков не на Земле с запуском при угрозе военных действий, а в Космосе на долговременных орбитальных станциях. В 1972 году такая станция, получившая название "Алмаз" была успешно запущена носителем Н-1. Она обладала модулем для стыковки с двумя космическими истребителями-бомбардировщиками серии "Звезда"
Командование США понимало, необходимы ответные меры.
Первым таким шагом стал проект "Глобал инспектор" — выполненный кораблем X-20 с дополнительным топливным блоком "Сатурн-5" облет Луны. Официальной целью проекта было доказательство возможностей корабля, неофициальной — проверка не оставила ли русская экспедиция на обратной стороне Луны в 1972 году что-либо вроде атомных пусковых мин. Надо признать, что опасения были небеспочвенны — СССР как раз в тот момент планировал постройку долговременной лунной базы, способной играть роль системы базирования лунных кораблей. Целью полета X-20 было доказать, что космические истребители США могут поражать цели и за орбитой Луны.
В это время НАСА, с завистью следившее за военными аппаратами ВВС, начало доказывать, что космический истребитель-бомбардировщик можно создать на основе "Аполлона". С этой целью в 1973 году были произведены испытания системы "Блю Апполон", представлявшей собой "Апполон" с присоединенным боевым модулем. Хотя систем не была принята на вооружение тем не менее она показала хорошую маневренность в Космосе.
В 1974 году произошли сразу три знаменательных события. 11 января 1974 года СССР запустил программу создания долговременной лунной базы, для чего были осуществлены два запуска космических кораблей. 8 июня 1974 года НАСА вывело на орбиту космическую станцию "Скайлэб". 12 июля 1974 года ВВС вывели на орбиту космическую станцию MOL.
А 8 января 1975 года стало известно о наличии на советской военно-космической станции "Алмаз-1" арсенала атомных боеголовок.
Известие о том, что на орбите над США кружится атомный арсенал, вызвало шок в США. СССР к этому моменту опубликовал инициативу по созданию специализированной платформы. Правительство США увеличило финансирование на проекты обороны.
В 1971 году США развернули проект NERVA — использования атомной энергии. В 1973 году состоялся опытный пуск космического корабля "Сатурн-5N" двигателем NERVA, дальнейшие испытания не проводились.
Но в 1975 году НАСА начало работу над новой программой — многоразового космического корабля "Челнок", предполагавшей использование атомного двигателя.
В 1977 году "Спейс Шаттл" обрел свои базовые очертания — многоразовый "космический самолет", с атомными двигателями высокой мощности. Корабль должен был взлетать при помощи четырех многоразовых ускорителей и приземляться как X-20. В ходе разработки использовался опыт SF-21F, в области входа в атмосферу.
В это время, ВВС работало над проектом нового "космического перехватчика" и одновременно — над дорогостоящим проектом лазерной станции.
Но на первое место неожидано вырвался флот. В 1978 году флот предложил идею дешевой системы космического перехвата, основанной на использовании беспилотных ракетных кораблей.
11 января 1978 года на орбиту вышел модуль орбитальной платформы-перехватчика, на основе верхней ступени обычной массовой ракеты-носителя. Дешевая система использовала 8 ракет "Стардаггер", и предназначалась для эффективного поражения орбитальных целей.
Преимуществом системы была ее огромная дешевизна. Орбитальные платформы "Скайармор" использовали обычные компоненты, и запускались массово, не требуя дорогостоящих технических работ. Каждая такая платформа могла эффективно осуществлять функции слежения и перехвата космических объектов на больших дистанциях. Предполагалось подвесить большое количество таких станций, которые смогли бы в любой момент выпустить по всем советским космическим объектам сплошной шквал ракет.
Система получила положительные, выгодно отличаясь своей дешевизной. В 1979 году правительство остановило программу разработки нового орбитального перехватчика ВВС и начало создание глобальной системы флота.
В отличии от исходного проекта, правительство решило дополнить ее несколькими тяжелыми станциями наблюдения, которые одновременно могли бы играть роль заправочных станций для космических кораблей. Предполагалось при помощи ракет "Сатурн-5" и перспективного многоразового корабля расположить на орбите 8 тяжелых станций и более 30 простых ракетных платформ.
Создание системы, получившей название SSI (Глобальной космической) началось с 1980 года.
В 1981 году был осуществлен первый запуск многоразового космического корабля "Энтерпрайз".
К 1981 году СССР начал отставать в гонке. Несмотря на явные успехи и успешное строительство лунной базы, первенство в Космосе он начал утрачивать. Запуск многоразового "Энтерпрайза" вновь вывел США вперед. Завершение разработки космического корабля "Спираль" задерживалось, и при всем желании он не мог сравниться с "Шаттлом".
В 1983 году НАСА и ВВС объединили усилия, создавая на основе шаттла космическую боевую систему. Предполагалось создать ее в трех версиях:
1) Носитель истребителя FS-21
2) Авианосец с 12 автоматическими перехватчиками
3) Лазерная платформа
Но в 1983 году мир облетело новое сообщение — СССР запланировал космическую экспедицию на Марс!
Используя все новые достижения и новую ракету-носитель Л-1, СССР начал постройку на орбите одновременно двух двухместных космических кораблей проекта "Аэлита", А-1 и А-2. Проект готовился с 1981 года, но только в 1983 начал реализацию.
Ответом НАСА, тоже готовившего аналогичную экспедицию, стало начало постройки корабля по проекту "Вояджер" — атомного корабля, предназначавшегося на 5 космонавтов.
Работы по постройке кораблей велись до 1985 года, но уже к 1984 стало ясно, что НАСА отстает. Сравнительно более сложный "Вояджер" требовал длительного создания, хотя и обладал большей мощью.
12 января 1985 года корабль А-1 с экипажем из Юрия Гагарина и Малышева стартовал к Марсу, несмотря на то, что результаты автоматических экспедиций СССР были несовершенны. 18 марта 1985 года отправился А-2 с экипажем из Титова и Волвенко. 18 августа 1985 года к Марсу стартовал "Вояджер"
Ход этой экспедиции повернул историю человечества.
1 марта 1986 года мир облетела ужасная новость — космический корабль А-1 не выполнил коррекцию орбиты в надлежащее время. Связь с кораблем проявила ужасающий факт — от случайного дефекта вышла из строя система зажигания химического ускорителя основного класса. Летящий по вытянутой дуге корабль не имел ни единого шанса вернуться на Землю без дополнительного ускорения, и никто из следовавших далее не мог его догнать для того, чтобы снять обреченных космонавтов. В последнем пришедшем с борта сообщении, Юрий Гагарин призвал человечество не бояться потерь, неизбежных при освоении Космоса.
12 июня 1986 года поступили неприятные данные и с А-2. Корабль имел повреждения в управления, и плохо слушался руля. Затраты горючего на маневровые операции непредвиденно росли, а система кислородообеспечения начала выходить из строя. 1 августа 1987 года этот корабль приблизился к марсу и вышел на его орбиту.
На летевшем третьим "Вояджере" полет проходил без особых проблем, больший экипаж и большие размеры корабля позволяли чинить повреждения. 18 августа 1987 года он вышел на орбиту Марса на две недели отстав от А-2.
Но еще задолго до этого, Герман Титов с борта А-2 передал сообщение о том, что корабль, видимо, выходит из строя. Все последние коррекции курса избыточно истощали запас топлива, а затем один из двигателей отключился. Над космонавтами нависла угроза повторить судьбу А-1. С огромным трудом удалось, используя все остатки горючего, повернуть А-2 к Марсу, но было ясно, что для обратного полета горючего не хватит.
12 июля 1986 года А-2 сообщил, что вернуться на Землю по всей видимости, не сможет.
Это сообщение было принято на "Вояджере", который летел к Марсу третьим, и ретранслировано в штаб НАСА с припиской:
"А-2 покинуть Марс не в состоянии, просчитайте параметры спасательной операции".
"Вояджер", единственный из двух кораблей летевших к Марсу еще обладал некоторыми резервами свободного хода. Хотя астронавты не могли сдержать разочарования — видеть перед собой Красную Планету, и знать, что высадка на нее откладывается, тем не менее ни у кого из них не возникло сомнений — необходимо, используя резервы системы жизнеобеспечения "Вояджера", преденазначавшиеся для его поддержания на орбите в ходе марсианской экспедиции, забрать с А-2 космонавтов и доставить на Землю.
На Земле изменение планов экспедиции восприняли как естественный шаг, но неожидано возникло противодействие со стороны ЦРУ. ЦРУ придерживалось мнения, что русские проблемы касаются только их, и необходимо продолжать марсианскую экспедицию.
Такая точка зрения, переданная в НАСА, вызвало шок. Практически все специалисты ВВС, ВМС и НАСА единодушно высказались против такой точки зрения, но ЦРУ упорствовало, не желая пускать русских на секретный космический.
Длившиеся почти неделю тайные дебаты завершились "Мятежом астронавтов", в ходе которого директор НАСА заявил, что если спасательная экспедиция не будет принята, он немедленно уходит в отставку. Его поддержали свыше 189 старших офицеров.
Под натиском ЦРУ капитулировало, и операция "Рука помощи" началась.
Действуя по плану операции, "Вояджер" вышел на орбиту немдленного старта к Земле. Экипаж А-2, используя свой посадочный модуль переместился на "Вояджер" вместе с запасами кислорода и воды, взятыми с А-2. После чего, горючее посадочного модуля "Вояджера" было использовано. чтобы направить к Земле.
Сверхсложный полет на пределе возможностей системы жизнеобеспечения люди и техника вынесли с честью. 11 июля 1988 года "Вояджер" вышел на сверхвысокую орбиту, а 18 июля 1988 года космический шаттл "Энтерпрайз", модернизированный для сверхвысокого, снял с него астронавтов.
Операция "Рука Помощи" завершилась, и весь мир, в течении более чем трех лет с тревогой следивший за марсианской программой, рукопелскал ей.
Произведя огромный эффект на весь мир, и наглядно продемонстрировав взаимопомощь и взаимовыручку между людьим разлдичных наций, операция способствовала сближению США и СССР. В 1988 году президент США Нил Армстронг и президент Советского Союза Горбачев подписали "Соглашение о взаимопомощи", согласно которому, США предоставляли СССР масштабную экономическую, научную и кадровую помощь для облегчения перехода советской экономики на рыночный режим. Впоследствии, пакт Армстронга-Горбачева, положивший начало советско-американскому союзу считали завершением холодной войны и "самым удачным достижением космонавтики за всю ее историю"...
I'm just a gay guy