Брежнев возвращает кустарные производства. ¶
А все началось с того, что у Брежнева сломалась машина. Пересаживаясь в эскортную, Леонид Ильич обратил внимание на магазин. Зашел, подивился на пустые полки...
— А что, артельщики рубашки шить перестали? — поинтересовался генсек.
— Какие ж артельщики? Их еще Хрущев отменил! — честно ответила продавщица.
Упоминание о свергнутом Никите Брежневу с одной стороны понравилось, поскольку произнесла сие продавщица весьма нерадостно. Но вот с другой...
И так развилка: Ильич 2-ой возвращается к временам Ильича 1-го, к "ленинским нормам", соблюдавшимся "даже в дни самых суровых испытаний, даже во время послевоенного восстановления" (неофициально — "даже Сталиным") и нарушенным волюнтаристом Хрущевым.
В СССР вновь, как до 1955 года, разрешаются производственные артели (не более 10 человек, без использования наемного труда), единоличники (только в местностях, где возможно "в силу ряда условий" выделение пустующих земель), кустарные производства и мастерские (ремонт, пошив, коммисионки, парикмахерские, фотоателье — чего там еще было?).
В РИ Хрущев это дело прикрыл, а ведь до того — те же рубашки, носки, прочую мелочь — шили артели, сфера бытовых услуг была чуть не на три четверти кустарная (т.е. фактически частная), единоличников хватало. Именно после закрытия и выросла теневая экономика, до этого она занимала достаточно узкую нишу. А вот кустари/артельщики вполне себе платили налоги и в принципе — потребности в именно мелочах частично покрывали. Возродить это дело было можно, тот же Косыгин говорил > В последние десятилетия нашей трагической истории выходить из тяжелейших кризисов нам позволяло плановое хозяйство, и, видимо, в ближайшее время никто ничего лучшего не придумает. Нашу экономическую систему надо серьезно лечить, но она есть и останется основой. Нельзя, конечно, гонятся с милицией за каждой бабкой, которая связала шапочку или носки на продажу. Инициативу людям надо дать и выбросить из планов все второстепенные показатели, это не подорвет основ социализма.
Верно, не подорвет. И именно Брежнев вполне мог на это пойти.
Что такой поворот даст?
Детство - это время, когда не думаешь матом...