http://www.lebed.com/2009/art5511.htm
Американцы ставили свои ракеты группами, в позиционных районах, и строили ШПУ в благоприятных для земляных работ условиях южной страны. Мы же разбросали старты от Москвы, до самых до окраин, от Беларуси до Якутии, и от Мурманска до Украины. По непролазной тайге, среди болот и сопок, вдали от дорог. Отделения нашей части стояли в Тейково и Ростове Великом, в Бологом и в Иваново, в Костроме и под Ужуром. И в этих условиях уже к 1969 году было построено 940 шахт для «сотки», легкой 50-тонной ракеты. Объем земляных работ перевалил за 120 млн. кубов, а ведь на Днепрогэсе он составил всего 3 млн.! Сами представьте себе, в какую цену встал нам ракетный паритет с Америкой! Я даже не о деньгах говорю.
А если о деньгах, то одна шахта для МБР обходилась США в 10 млн. долларов, а СССР — в 4 млн. рублей. Причем не для огромных янгелевских Р-36, бабушек знаменитой «Сатаны», которые стали на дежурство под Ужуром в далекой Хакасии, в глухой тайге, с колоссальными затратами труда и стоили куда дороже, а для легких челомеевских «соток». Сотни тысяч человек годами надрывались, ставя сотни «соток» по периметру Золотого Кольца, закапывая миллиарды в землю. Вот уж действительно — Золотое Кольцо ракет!
Или вот тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». Будучи неудачным гибридом ракетного крейсера и авианосца, он не стал ни тем, ни другим, почти не плавал и был учебным, экспериментальным, каким угодно, но не боевым кораблем. На нем и базироваться-то могли лишь самолеты с вертикальным взлетом, убогие и беззубые Як-38М. Был подарен Индии и в 2004 г. стал «Викрамадитьей». Решили заработать на модернизации корабля (индусы сразу же потребовали убрать ракеты и превратить его в настоящий авианосец) и на поставке палубных истребителей Миг-29К.
История тянется шестой год. Скандал за скандалом. «Севмаш» уже дважды повышал цену работ, она выросла втрое и перевалила за 3 млрд.! Индия отказывалась платить, МО РФ угрожало передать корабль российскому флоту, но на конец 2008 г. сделано лишь 50% работ и передача корабля заказчику состоится только в конце 2012 г.! Между прочим, новый авианосец такого класса стоит 3,5-4 млрд. и строится за три-четыре года. Даже гигант «Джордж Буш», заложенный в сентябре 2003 г., за год до начала работ на «Викрамадитье», уже вошел в состав флота!
В чем же дело? Завод жалуется на рост стоимости работ и оборудования, но дело и в отсутствии опыта строительства крупных надводных кораблей. Какие авианосцы, если даже танкеры не получаются! В самом деле: $500 млн. мог заработать «Севмаш» на заказе норвежской компании Odfjell ASA. В 2004г. стороны подписали контракт на строительство 4-х химовозов дедвейтом 45 тыс. тонн, а затем еще на 8 таких судов. Первый танкер заказчик должен был принять в 2007г., но завод не справился с задачей и в конце февраля 2008г. Odfjell ASA расторгла контракт из-за «задержек в строительстве, сочетавшихся с требованиями повышения цены и затягиванием переговоров». «Севмаш» отвергает обвинения, но не скрывает, что переговоры о «справедливой» цене велись, хотя к результату не привели. Теперь порядка $90 млн. придется вернуть заказчику и кредиторам, иначе – стокгольмский арбитражный суд.
Знающие люди смеются — какие танкеры?! Организация работ и оснащение наших верфей было такими, что лишь не считавшие денег военные могли позволить себе строить там корабли. Недаром весь советский гражданский флот построен за рубежом, иначе он вышел бы золотым! Так что с русскими авианосцами придется подождать. Нет, они, вполне возможно будут, но с французским, так сказать, акцентом.
Дело в том, что выводы из затянувшейся авианосной эпопеи сделала не только Индия, но и Главком ВМФ РФ В. Высоцкий. На состоявшейся осенью в Париже выставке Евронаваль он присматривался к десантному вертолетоносцу компании Thales Group, которая известна тем, что строит авианосец нового поколения для Англии, под новейшие самолеты. Стоимость вертолетоносца 300 млн. евро, срок постройки три года. Понятно, что без санкции высших лиц государства главкомы не прицениваются к таким кораблям, но в последний раз Россия строила за рубежом корабли такого масштаба — броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич» — сто лет назад, перед русско-японской войной...
Кстати, Горшков – имя символическое! Это он построил советский Гранд Флит и к 1991 г. тот вышел на первое место в мире, обойдя американский и по тоннажу, и по числу кораблей. Невероятно! Правда, все помнят, что еще случилось в том году… Так вот, в 2006г. в Петербурге новейший фрегат его имени заложили. В ценах 2002 г., когда завод выиграл тендер на его строительство, он стоил бы 400 млн. долларов. Увы, недавно вице-премьер С. Иванов сообщил, что «Адмирал Горшков» будет сдан российскому флоту не в 2009, а в 2011г.
Реинкарнация адмирала «в пароходы, строчки и другие долгие дела» задерживается. А ведь фрегат – головной в большой серии (двадцать единиц!), квинтэссенция современных конструкторских решений и первый большой корабль новой России! Понятно, что до 2011 много воды утечет и цены на материалы и работы вырастут существенно, так что я не удивлюсь, если в итоге корабль обойдется миллионов в 600. В принципе, это нормальная цена. Приблизительно по такой на калининградском «Янтаре» сейчас строятся фрегаты для той же Индии. Но – забудьте сказки о дешевом русском оружии!
И еще пример. На любимую ракету Путина «Булава» для стратегических подлодок уже ушел, по меньшей мере, миллиард долларов, но она все еще не летает или летит не туда, куда надо, или не так, как надо. Запуск в серию в очередной раз откладывается. В СССР разработка ракеты такого класса обходилась приблизительно в 300 млн. долларов.
Далее, в середине марта раздавались требования выделить на доработку многострадальной «Ангары» (тяжелый носитель, должна выводить на низкие орбиты до 24,5 т полезной нагрузки) еще 65 млрд. рублей, иначе ее не выкатят на космодром раньше 2015 г.