Han Solo пишет:
А Рим (особенно века эдак до 3-го)?
М-да. Случай, когда Катон Старший добился исключения сенатора из Сената только за то, что тот поцеловал свою жену в присутсвии дочери, может немного экстремален, но показателен.
ВЛАДИМИР пишет:
Язычество же никогда не стыдилось естественных вещей.
См. Катона. А вот немного об отношении к данному вопросу философствующей языческой греко-римской "творческой интеллигенции" II века, современников Диона Хризостома, Эпиктета и Марка Аврелия, подобно им начитавшейся Платона и платоников:
"Новая эротика складывается вокруг отношений мужчины с женщиной, и высшее свое выражение находит в "романе приключений", из наиболее важных образцов которого до нас дошла Повесть о любви Херея и Каллирои Харитона Афродисийского, Левкиппа и Клитофон Ахилла Татия и Эфиопика Гелиодора. В этих пространных и обстоятельных повествованиях с их бесчисленными и нескончаемыми перипетиями можно обнаружить ряд мотивов и тем, впоследствии получивших самое широкое распространение как в религиозной, так и в светской Эротике: прежде всего, "гетеросексуальность" отношений и отмеченность мужского и женского полюсов; далее, императив воздержания, ориентированный, скорее, на образец девственной непорочности, нежели на политическую и мужскую модель господства над желаниями; наконец, представление о том, что вознаградить и увенчать такую чистоту должен союз, по форме и значению являющий собой некий род духовного брака.
Если не учитывать роман Харитона Афродисийского, такая любовь не скоро воплощается в союзе любящих: роман разворачивается как долгая череда приключений, которые разлучают молодых людей и до последнего мгновения препятствуют браку и вкушению удовольствий. Их приключения, насколько это возможно, симметричны; все, что случается с одним, находит соответствие в перипетиях, которые переживает другой, что позволяет влюбленным в равной степени выказать храбрость, стойкость, выносливость и верность. Главный смысл и значение этих испытаний состоит в том, что оба героя до самой развязки свято хранят сексуальную верность (в случае, если они женаты, как Херей и Каллироя) друг другу или же девственность (в других романах, где приключения и испытания начинаются после зарождения любви, но еще до заключения брака.
Таким образом, можно допустить, что в данном случае девственность не
является простым и вынужденным следствием помолвки. Это жизненный выбор,
который порой, как, например, в Эфиопике, даже предваряет любовь: так
Хариклея, воспитанная заботливым приемным отцом в стремлении к "наилучшему
образу жизни", отказывается принять самое идею брака. Отец сетует, тем
более, что предложил ей достойного кандидата: "Ни ласками, ни обещаниями, ни
разумными доводами не мог я склонить ее, и, что тяжелее всего, она воспользовалась против меня моими же крыльями: ту опытность в разнообразных рассуждениях, которой я ее научил, она применяет она применяет для восхваления девственности, сближая ее с блаженством бессмертных" (влияние платонизма видно просто неворуженным глазом).
Теаген, в свою очередь, также "до сих пор не имел дела с женщинами и много раз клялся в этом"; он прежде всегда "испытывал презренье к женскому полу, и к самому браку, и к любви, когда слышал об этом рассказы", пока, наконец, "красота Хариклеи не обличила, что не от природы был он так сдержан, но просто до вчерашнего дня не встречал еще женщины, достойной его любви".
Мы видим, что **девственность — это не просто воздержание,**
предшествующее сексуальной практике, но выбор, стиль жизни и высокая форма
существования, которую избирает герой в заботе о себе. Когда самые
причудливые перипетии разлучают героев, подвергая их жесточайшим опасностям,
всего страшнее для них оказаться объектом сексуального вожделения других. И
самое высокое испытание их личного достоинства и взаимной любви заключается
в необходимости устоять любой ценой и сохранить столь значимую
девственность. Значимую для себя, значимую для другого. Так разворачивается
роман Ахилла Татия, своеобразная одиссея двойной девственности.
Девственности, подвергавшейся опасностям осады, посягательствам, подозрению,
клевете, и, тем не менее, оставшейся, в конце концов, неприкосновенной (если не считать небольшого достойно-то исключения, которое позволил себе Клитофон), доказанной и удостоверенной своего рода божьим судом. Потому-то в романе и чествуют девушку: это ее заслуга, что она сберегла себя такой же, какой вышла из дома отца в родном городе, "сохранила девственность в разбойничьем стане и одержала победу над самым опасным разбойником". О себе Клитофон тоже может сказать: "Я сохранил до сих пор свою девственность, если такое понятие уместно в отношении мужчины".
Но если любовь и половое воздержание сопряжены друг с другом на всем
протяжении длительных приключений, не стоит полагать, будто дело лишь о том,
чтобы защититься от посягательства чужих. Важно сберечь девственность и в самой любовной близости. Нужно хранить себя для друга вплоть до того времени, когда любовь и девственность обретут завершение в браке,так, чтобы добрачное целомудрие, которое духовно сближает жениха и невесту, пока они разлучены и подвергаются испытаниям со стороны окружающих, удерживало их и друг от друга, и принудило бы к воздержаться даже тогда, когда они воссоединятся после всех перипетий. Оставшись наедине в пещере, предоставленные сами себе, Теаген и Хариклея "беспрепятственно и всецело"предались объятиям и поцелуям: и так, "позабыв обо всем, долго сидели они, обнявшись и как бы слившись воедино, насыщаясь еще непорочной и девственной любовью, смешивая потоки своих горячих слез, сочетаясь лишь чистыми поцелуями, ведь Хариклея, когда замечала возбуждение Теагена и его мужественность, удерживала его напоминанием о данной клятве. Он сдерживал себя без труда и легко повиновался благоразумию: уступая любви, он побеждал вожделение". Такую позицию нельзя рассматривать как отрицание вообще любых половых отношений, даже тех, что имеют место в рамках брака. Прежде всего это испытание, подготавливающее к брачному союзу, путь, который к нему ведет и на нем завершается. Любовь, девственность и брак составляют единый ансамбль: влюбленным надлежит сохранить не, только телесную неприкосновенность, но и душевную чистоту до того самого момента, когда их свяжет союз, одновременно и физический, и духовный.
Так начинает складываться новая Эротика, отличная от той, что принимала за отправную точку любовь к мальчикам. При этом воздержание от сексуальных удовольствий играет самую важную роль в рамках как одной, так и другой
[системы]. Однако новая Эротика строится вокруг симметрической взаимообратимой связи мужчины и женщины; главными ее ценностями становятся
девственность и тот всеобъемлющий совершенный брачный союз, в котором девственность эта обретает свое завершение."
Мишель Фуко "История сексуальности, Часть III".
Как видим, валить все шишки на христианство, мягко говоря, некорректно. Христианство, став массовым движением в III веке, почерпнуло отношение к данному вопросу в готовом виде из "философского наследия" античного общества.
И пожалуйста не надо меня убеждать, что это (языческое) общество не ценило и не блюло репутацию женщины