Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Reymet_2, Грець, veniamin

Vote: Детская тема

Ответить
georg
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Re:

ВЛАДИМИР пишет:

Нельзя — значит нельзя!

ВЛАДИМИР пишет:

Все-таки Вас не покидает желание, сродное желанию среднестатистического христианского историка поставить в пример "добродетели первохристиан" или любых христиан любых прошлых веков (все равно каких) в пример нынешнему "растленному веку".

Где вы такое у меня вычитали?

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Re:

georg пишет:

А размеры достоинств тоже?

Слово достоинства я употребил в гораздо-гораздо более широком смысле.

Вот здесь тоже проблема. Кстати, серьезная. В русской традиции отсутствовала любовная лирика. Начисто. Нет таких тем ни в XII, ни в XVII вв. "Плач Ярославны" как будто может приблизиться к этому жарну, но нет, не приблизился. Паляницы в русских летописях...

Но в общем и целом, в силу этого, (как в том анекдоте о любви партии и народа) в святоотеческой русской православной традиции любовные отношения, тем более не освященные церковью, подозрительны и неспасительны. Авторы подобных тезисов сами как правило в браке не состояли (вообще, это было бы интересное исследование: "любовь и брак в культуре русского священства" — а ведь эта тема почти не изучена!), поэтому, грубо говоря, ругали манильские сигары, не зная их вкуса. Поэтому, вполне естественно, что в апокалиптическом православном мышлении середины никогда не было — либо греховная расленность (не любовь — сплошная порнуха), либо спасение — в ангельском безбрачии. Татьяна Горичева (Вы, уверен, знаете, о ком я говорю) выразила это мироощущение в своих трудах.

В конце концов, не забывайте, что на православных иконах Богоматери — за 60, а на католических изображениях — 15 или около того. И чувства к православной Богоматери, естественно, принципиально иные, чем к католической девочке. Об этом я писал культурологический реферат еще в 1993 году.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Re:

georg пишет:

Где вы такое у меня вычитали?

Тогда, что Вы поминаете под традиционализмом — следование древности или следование норме?

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

georg
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Re:

ВЛАДИМИР пишет:

Авторы подобных тезисов сами как правило в браке не состояли (вообще, это было бы интересное исследование: "любовь и брак в культуре русского священства" — а ведь эта тема почти не изучена!), поэтому, грубо говоря, ругали манильские сигары, не зная их вкуса. Поэтому, вполне естественно, что в апокалиптическом православном мышлении середины никогда не было — либо греховная расленность (не любовь — сплошная порнуха), либо спасение — в ангельском безбрачии.

Так. Это следствие того, что письменные источники во времена лихолетий хранили именно монахи.

ВЛАДИМИР пишет:

В русской традиции отсутствовала любовная лирика. Начисто.

За Киевский период я бы не поручился. От Московского царства все же сохранилось немерено документов, от Киевской Руси — крайне мало. ИМХО лирические произведения все же были, но не дошли до нас. Ибо ессно в монастырских книгохранилищах такие вещи не держали, а иные места в годину смут и нашествий были крайне ненадежны.

И естественно, в обществе где монахи являются основным образованным и пишущим слоем, судить о культуре половых взаимоотношений по письменным источникам бессмысленно. А вот иностранные гости рисуют Московию как страну весьма вольных нравов.

ВЛАДИМИР пишет:

на православных иконах Богоматери — за 60, а на католических изображениях — 15 или около того. И чувства к православной Богоматери, естественно, принципиально иные, чем к католической девочке.

Принцип иной. На западных иконах изображены эпизоды из земной жизни Христа, восточные же — "окно в трансцендентый мир", и образ Богоматери как "матушки" в этом плане естественен. Иисус на ее руках так же с высоким лбом и взрослыми умными глазами.

georg
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Re:

ВЛАДИМИР пишет:

Тогда, что Вы поминаете под традиционализмом — следование древности или следование норме?

Да я уже перестал понимать что вы подразумеваете под этим термином. Определение не дадите?

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Re:

georg пишет:

в обществе где монахи являются основным образованным и пишущим слоем, судить о культуре половых взаимоотношений по письменным источникам бессмысленно.

Вот тут я с Вами 100-5 согласен! Хотя... в Западной Европе тоже ведь в VI-XI вв подавляющее большинство источников — монастырские, но мы же можем судить о...

georg пишет:

восточные же — "окно в трансцендентый мир"

Понимать ли это так, что в царстве божием все пожилые? Вот уж чего бы не подумал.

Кстати, Вы ведь знаете, все культуры делятся на "старообразные" и "младообразные" — т.е. в качестве идеала выбирается соответствующий облик, возраст и эстетические аспекты внешности. Московская Русь (к несчастью, поверьте, я очень этим опечален) — ярко выраженное "старообразное" общество. И вовсе не в патриархальности дело!

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

georg
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Re:

ВЛАДИМИР пишет:

Московская Русь (к несчастью, поверьте, я очень этим опечален) — ярко выраженное "старообразное" общество. И вовсе не в патриархальности дело!

О русской иконописи невозможно судить по таким критериям. Вы пишете:

ВЛАДИМИР пишет:

в качестве идеала выбирается соответствующий облик

На иконе не изображается то, что избрано "в качестве идеала облика". И

ВЛАДИМИР пишет:

Понимать ли это так, что в царстве божием все пожилые?

И на иконе не изображается царство Божие и его персонажи как персонажи с "обликом" (именно в восточной традиции). Духовная сущность изображается сама по себе, без материального "облика", на котором заострена западная школа. Принцип обратной перспективы собственно и ориентирован на то, что бы воспринимаемый с изображения образ "нахлынул" на молящегося, вызвал в нем так сказать "выход на связь", молитвенное вос-хищение ("Горе имеем сердца. Имамы ко Господу"). Изображение на иконе — не персонаж, а символ, отображающий духовную, а не материальную и даже душевную сущность персонажа (как восхищение религиозно- мистическое молитвенное, эстетическое и эротическое имеют разное эмоциональное наполнение). Образ "матушки", созданный описываемым вами приемами живописи ведь гораздо более соответсвует религиозному восприятию Богородицы (через Иисуса ставшей именно Богиней-Матерью человечества), чем мадонны Ренессанса, к которым вряд ли возникнут сыновние чувства.

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Re:

georg пишет:

И на иконе не изображается царство Божие и его персонажи как персонажи с "обликом" (именно в восточной традиции). Духовная сущность изображается сама по себе, без материального "облика", на котором заострена западная школа. Принцип обратной перспективы собственно и ориентирован на то, что бы воспринимаемый с изображения образ "нахлынул" на молящегося, вызвал в нем так сказать "выход на связь", молитвенное вос-хищение ("Горе имеем сердца. Имамы ко Господу"). Изображение на иконе — не персонаж, а символ, отображающий духовную, а не материальную и даже душевную сущность персонажа (как восхищение религиозно- мистическое молитвенное, эстетическое и эротическое имеют разное эмоциональное наполнение). Образ "матушки", созданный описываемым вами приемами живописи ведь гораздо более соответсвует религиозному восприятию Богородицы (через Иисуса ставшей именно Богиней-Матерью человечества), чем мадонны Ренессанса, к которым вряд ли возникнут сыновние чувства.

Вы почвти слово в слово повторяете мой реферат 1993 года. Я с Вами абсллютно согласен. Но уже то, что образы святых в Православии принципиально неэротичны (даже "Чудо Георгия о Змие"),..

А кстати, вот что еще хотел у Вас спросить. Вы знаете, что я — гумилевианец, хотя и не во всем согласен с Л.Н.Гумилевым (например, он все-таки преувеличил роль Хазарии в мировой истории), но речь вот о чем: монголы (во всяком случае часть их) были несториане и митраисты (тоже часть). Потом начинается дрейф татарских генов (и не только генов!) на Русь — ведь хотя формально все мурзы должны были креститься в ортодоксальное православие, они все равно привносили в него свои митраистские и несторианские представления о мире и прочие моменты (эстетические в т.ч.) Как Вы видите тезис о "русском православии" или даже "русском христианстве" — как синтезе этих татарских прививок с византийским православием в XIV-XVI вв?

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Re:

georg пишет:

О русской иконописи невозможно судить по таким критериям

Я говорю не об иконописи, а о общем эстетическом настрое данной культуры. Например, скандинавская культура викингов — явно "младообразная".

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

georg
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Re:

ВЛАДИМИР пишет:

Я говорю не об иконописи, а о общем эстетическом настрое данной культуры

Говорили вы об иконописи. А по ней как раз нельзя судить об "общем эстетическом настрое" культуры — иконопись в традиционном понимании не предназначена для эстетического восприятия (хотя это заимствованное из Византии направление постоянно давало отклонения, и окончательно утратило господство с появлением "фряжского письма").

ВЛАДИМИР пишет:

Как Вы видите тезис о "русском православии" или даже "русском христианстве" — как синтезе этих татарских прививок с византийским православием в XIV-XVI вв?

Сложно сказать. В отличии от Льва Николаевича, я никогда особо не заострял внимание на этом вопросе, и не считаю несторианское влияние чем то значительным в русской церковной жизни и культуре.

Вынужден сказать до свидания, и надолго. Начальство только что приняло мой проект автоматизации филиалов, начинаю упорно трудится. На форуме в ближайшие пару недель вряд ли появлюсь.

Han Solo
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Re:

ВЛАДИМИР пишет:

Потом начинается дрейф татарских генов (и не только генов!) на Русь

Нет никаких татарских генов на Руси, это вам соврали.

"The only thing wrong with capitalism is capitalists. They're too damned greedy" (с)

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Re:

А Суворов? А Кутузов? Об убийце Распутина я вообще молчу...

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Han Solo
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Re:

ВЛАДИМИР пишет:

А Суворов? А Кутузов? Об убийце Распутина я вообще молчу...

Я уже приводил ссылку — свойственные монголам гены встречаются у русских меньше чем в 1% случаев (у волжских татар тоже с ними кстати негусто)

"The only thing wrong with capitalism is capitalists. They're too damned greedy" (с)

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Re:

Под "татарами" я подразумеваю всю совокупность центральноазиатских кочевников, тем более, что современные татары и современые монголы — это вообще две разные языковые группы.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Han Solo
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Re:

ВЛАДИМИР пишет:

Под "татарами" я подразумеваю всю совокупность центральноазиатских кочевников

Речь и шла про совокупность центральноазиатских кочевников.

"The only thing wrong with capitalism is capitalists. They're too damned greedy" (с)

Ответить