Ivto пишет: Что кас.. ¶
Ivto пишет:
Что касается машины Уатта для высверливания пушек, то это верно. Но, при этом, давайте не забывать, что паровая машина после этого начала использоваться практически по всем отраслям пром-сти, причем быстро и лавинообразно. А вот веком ранее, даже внедри ее для пушек, она, скорее всего, так и осталась бы вещью очень узкого применения.
Вы не поняли. Машина Уатта появилась ПОСЛЕ появления технологии высверливания пушек и ВСЛЕДСТВИИ её. Главной проблемой ранних изобретателей ПМ — Ползунова, Ньюкомена и т.д. были огромные зазоры между поршнем и цилиндром — пар просто уходил в них и создать действительно высокое давление в цилиндре было невозможно. Потому Ползунов и мучился, затыкая зазоры тряпками. А сверлу всё равно что сверлить — ствол пушки или цилиндр паровой машины. Вот только сначала были пушки, а уже затем, как следствие — машины. Т.е. даже тут без милитаризма не обошлось.
В том и дело, что в начале существования любая действительно новая технология НЕВЫГОДНА для применения частными компаниями — ибо она ещё несовершенна, не отработана и потому проигрывает старым отработанным методам. Поэтому большинство новых технологий сначала находят применение в военной отрасли, ибо там не так важна выгода, как победа над врагом, поэтому денег на новое оружие с новыми возможностями не жалеют. А уже потом, когда технология отработана и её применение стало на порядок дешевле — уже и для частных компаний становиться выгодно её использовать.
Грубо говоря — плановые (в первую очередь военные) отрасли экономики создают что-то новое и доводят до кондции, а рыночные — широко распостраняют. ВПК — классическая музыка, частные компании — попса (это если приводить аналогии из мира исскуства ).
Тефлоновое покрытие на сковородках появилось благодаря программе "Апполон", но ни одна компания по производству сковородок никогда не смогла бы оплатить высадку человека на Луну , да и не стала бы этого делать даже если бы и могла — слишком долго ждать прибыли. Где-то я читал, что в современных западных компаниях все НИОКРы расчитаны максимум на 3 года. Ну что принципиально нового можно созадать за 3 года ? Ничего. Лишь слегка подправить старое, дать новое название, налепить новую этикетку и развернуть рекламную компанию — готово "принципиально новый продукт"
"Через десять лет берлинцы не узнают свой город!" А. Гитлер, 1935 г.