Коллега Деметрий кое в чём прав, как то даже засомневался стоит ли лезть в столь горячую "беседу"
Стоит ли влезать в "джабгу-срач"... "козыряли" чем угодно почему то пропустили мнение не из последних номадистов Кычанова, правда я не знаю чем это может вам помочь
"По сведениям китайских источников, основной штат чинов древнетюркского государства включал 28 единиц. Эти должности подразделялись на две неравные группы: высшие чиновники (5 человек) и прочие (23 человека). К числу высших чиновников, сановников (да гуань) относились еху (ябгу), шэ (шады), тэлэ (тегины), сылифа (эльтеберы) и тутуньфа (тутуки). Прочие 23 должностных лица (а точнее, вероятно, 24, поскольку тэлэ-тегин являлось просто титулом «сыновей и братьев» в роде Ашина) относились по китайской или тюркской классификации, что не очень ясно, к сяо гуань — младшим чиновникам. Все должности были наследственными. Ближайшее окружение кагана составляла гвардия, именовавшаяся «волки» по ее знамени, украшенному золотой волчьей головой [255, цз. 50, с. 2а-2б; 219, цз. 84, с. 16]. Китайское «да гуань» большинство исследователей связывает с тюркским «таркан» — «тюркский титул таркан (кит. да гуань), который носили большинство должностных лиц у тюрков»
Тегины или иные лица, которым каган поручал управлять частью собственно тюркских племен или определеннойТруппой войск (что, вероятно, очень часто совпадало), титуловались шадами (шэ): «Сыновей и братьев кагана, тэлэ, которых назначали отдельно командовать войсками, называли шэ (шадами)» [270, ч. 5, цз. 26а, с. 74]. Из китайских источников известны 18 шадов, из них, по подсчетам М. Мори, 12 были из рода Ашина, в том числе 8 — сыновья кагана. Прочие — один раз отец кагана, один раз его дядя по отцу, один раз племянник кагана, один раз младший двоюродный брат кагана. Шесть шадов стали позже каганами [210, с. 334]. Из остальных шести шадов, упоминающихся в китайских источниках, как полагает Мори, два являлись легендарными лицами, три — лицами, происхождение которых неясно, и один шад был китайцем [333, с. 272]. Шады являлись командующими войсками и администраторами над большими территориальными единицами эля- государства, на которые оно подразделялось каганом.
Почти,ничего нельзя сказать о том, чем в древнем тюркском каганате от должности и титула «шад» отличались должность и титул «ябгу», хотя титул «ябгу» стоит первым в ряду высших чинов. В древнетюркских надписях ябгу и шад идут в паре как наименования высших администраторов государства. Ильтериш-каган, возрождая государство после подчинения китайцам, «назначил ябгу и шада» [115, с. 38; 162, с. 20]. В надписи в честь Тоныо-кука говорится, что после победы над «наро
дом десяти стрел» «их кагана мы схватили, а их ябгу и шада мы умертвили» [115, с. 69]. Получали титул ябгу и занимали должность ябгу в первую очередь сородичи кагана. У западных тюрков в штате «их чинов имеется еху (ябгу) и теле (тегины). На эти должности обычно назначаются сыновья, младшие братья, а также сородичи по мужской линии кагана» [239, цз. 1946, с. 1а]. По мнению А. Н. Бернштама, ябгу назначались из членов ханского рода, они командовали левым и правым крылом войска, служили наместниками [20, с. 112]. Сказать в данный момент, чем ябгу отличался от шада, представляется затруднительным. Китайский исследователь Линь Гань предполагает, что титул и должность ябгу чаще относились к правителям западной части каганата, хотя это не было правилом. Правители западной части каганата нередко именовались «ябгу». Ябгу полагался наследником престола великого кагана. Линь Гань сопоставляет ябгу с сяньванами у гуннов."
Также не понял чем так не угодил Комар, с чего это он вдруг не специалист, каждый имеет право на гипотезу, иначе наука никуда не продвинется, тот же выделяемый вами в пример Тортика может быть и скрипя сердце признает:
"А.В. Шнитников в ритме увлажненности материков Северного полушария выделяет т. н. эпоху Ш-б. 1-го тыс. н. э., характеризующуюся пониженной увлажненностью, засушливую и теплую. Наибольшее потепление отмечено для VI в. [36, с. 31], а продолжается оно до VIII - XI вв. [35, с. 45]. К этому времени относится длительный период низкого стояния Каспия [70, с. 268-271], что по Л.Н. Гумилеву должно свидетельствовать о пониженной увлажненности лесной зоны Евразии и о хорошей увлажненности атмосферными осадками степей [25, с. 32-39]. В Китае с VII по X в. наблюдается большое количество сильных засух. С конца 1-го тыс. происходит постепенное увлажнение и похолодание [14, с. 47-48]. М. Шварцбах также отмечает, что в 500-700 гг. н. э. в Европе и части Азии было сухо, а в 1100-1250 гг. было обилие осадков [69, с. 205]. Ю.Л. Раунер в рамках суббореальной климатической эпохи выделяет 2-ю ксеротермическую фазу, которая датируется 100-650 гг. н. э. и длится 550 лет. В конце VI - первой половине VII вв. на сто лет приходилось 30-35 засушливых, т.е. засухи в это время случались каждые три года [53, с. 7-14]. С.И. Костин период с V по VIII в. называет вторым ксеротермическим периодом за последние 4500 лет [40, с. 110].
то есть не имеет значение что там творится что там творится с южной стороны "пустоши" у Кавказа и Черного-Азовского морей, полоса непригодных для кочевания степей достаточно надежно отделяет северную сторону лесостепей, да и переживают они не лучшие времена, по мнению Тортика Степной Крым в максимуме мог прокормить 5-7 тысяч воинов, но фактически был пусть после ухода кутригуров. Где то севернеее в полтавской лесостепи меж Днепром и Доном сидели некие болгары в симбиозе с антами. Положение по видимому серьезно изменилось только в 650-660 годах когда какая то тюркютов/группа с востока, вон те курганы с ровиками, которые имели более неприхотливый состав стада и лошадей более привычных к галофитам, они и заселили пустующие степи, скооперировавшись с хазарами видимо разгромили болгар. Ну пока по по кромке великих лесов все также нет другой силы кроме угров, первые кочевнические памятники в именьковсков ареале, Новоселки, еще до болгарских типа Новинки, это явно угры с некими и тюркских "катандинским" импульсом, какая то часть их прорвалась и в мордовское Заволжье. Севернее угры саргат-кушнаренковцы снесли бахмутинцев-мазунинцев, кошмарили неволинцев, каким то образом проигнорили позднесарматских турбаслинцев и увязли в укрепленных селищах именьковцев на рубеже Ика. Именьковцы даже поимели профит, подвинувшись по Каме создав удмуртский вариант культуры, в Староиргинском городище у них был дружинный центр. Поляков так реконструирует воинскую культуру мазунинцев-тураевцев-азелинцев и и соответственно их противников именьковцев:
"В Тарасовском могильнике можно выделить два типа воинов. Первый тип:
мужская часть мирного населения, вооруженная универсальным копьем
или универсальным топором. Такие воины использовали простую такти-
ку сближения и уничтожения противника в лобовом столкновении. Второй
тип – военачальник и/или опытные воины, которые использовали дротики
для выведения воинов противника из строя или лишения их возможности
защищаться щитом и короткие мечи для дальнейшего вступления в инди-
видуальный бой с противником на сверхблизкой дистанции, который за-
вершался мощным выпадом. Интересно заметить, что в погребении такого
воина [Голдина, 2003, с. 667] мы видим странные топоры, похожие на «ва-
лашки», а также предмет, имеющий сходство с ножом пасечника. Этот пред-
мет мог являться личным оружием, которое воины использовали обратным
хватом для защиты предплечья или обычным хватом для нанесения резкого
удара снизу вверх. В том же погребении найдены фрагменты дорогого поя-
сного гарнитура, удила и дорогие доспехи, поэтому можно утверждать, что
данный воин выделялся среди других и мог быть военачальником.
В Тураевском могильнике можно так же выделить два типа воинов.
Первый тип: мирное население, вооруженное универсальными копьями
и охотничьими ножами, не обладающее защитным снаряжением. Второй
тип воинов – «профессиональные воины». На памятнике обнаружено око-
ло 15 личных курганных погребений, в которых найдено защитное сна-
ряжение и большое количество вооружения, а именно: копья и дротики,
двуручные мечи, кинжалы, 2 шлема, 3 кольчуги и один пластинчатый до-
спех, а также фрагменты конской упряжи. Опираясь на мнение В.Ф. Генин-
га, мечи следует отнести к типу двуручных [Генинг, 1976, с. 86]. В связи с
этим можно проследить более четкую границу между рядовым жителем
и «профессиональным воином». Судя по снаряжению, дистанция боя для
этого типа воинов варьировалась от средней до сверхблизкой.
ТВБ воинов первого типа заключалась в лобовом столкновении с про-
тивником. ТВБ воинов второго типа состояла из нескольких этапов: в
кавалерийском налете на войско противника с применением дротиков и
копий для выведения воинов из строя или лишения их возможности за-
щищаться щитом; следующим этапом было спешивание и присоединение
к основным силам, так как эффективно вести бой двуручным мечом вер-
хом невозможно. Использование клинкового оружия такого типа подра-
зумевает уже не индивидуальный бой, а вступление в массовое сражение,
что и является причиной высокой степени защиты воинов, по сравнению с
первым типом воинов. Кроме того, воины этого типа могли вступать в бой
на сверхблизкой дистанции, используя личное оружие – псевдокинжалы"
Подробнее эпическую картину происходящего в наших казалось бы захолустных краях можно прочитать у Зыкова http://www.ihist.uran.ru/files/uav-11-zykov-66-80.pdf
вероятно он слишком много обобщает и где то не прав, но атмосферу вполне передает. Но и у оппонентов тоже нет цельной картины Голдина например считает что в тураевском могильнике серия из 15 одновременно похороненных богатых воинов принадлежит "черняховцам", которых занесло в наши края быть убитыми, но это не объясняет почему вдруг их врагам мазунинцам понадобилось хоронить их по своим обычаям, а потом через некоторое время попытаться эти могилы осквернить. Вообще местные племена не испытывали неразрешимых проблем к доступом к военным новациям и возможным "наймом" профи, один из которых был например раскопан на Кудашевском могильнике https://cyberleninka.ru/article/n/pogrebenie-tyazhelovooruzhennogo-vsadnika-v-kudashevskom-i-mogilnike