Re: Македонская Америка - канон ¶
Знаменитое извержение TBJ вулкана Илопанго в Центральном Сальвадоре снова передатировали. Теперь с 536 на 431 г.
Это масштабное извержение получило в свое время название TBJ (исп. Tierra Blanca Joven или «Молодая белая земля») из-за мощного (до 35 см) слоя белой тефры. Долгое время датировалось 260+/-114 до н.э., и считалось, что оно прервало расцвет Чальчуапы — одного из важных ранних городских центров в западном Сальвадоре. В частности, об этом в ряде своих работ писал отечественный специалист по археологии Мезоамерики В.И. Гуляев.
В 2001 году американский вулканолог Роберт Далл и археолог Пэйсон Шитс передатировали это событие на более позднее время (начало — первая половина V в.) и связали с ним закат «сферы Мирафлорес» — сети политических и экономических контактов, связывавших ранние государства и вождества от Гватемальского нагорья до центрального Сальвадора с центром в Каминальхуйю. На тот момент были известны слои тефры на памятниках Чальчуапа, Кара-Сусия и Сан-Андрес. Позднее не менее мощные слои (от 200 до 100 см) нашли по всему восточному Сальвадору.
В ходе раскопок 2012 г. были получены новые данные с близлежащих местонахождений Эль-Мико и Лос-Чоррос, где были обнаружены карбонизированные стволы деревьев. В районе Эль-Мико .слой тефры оценивался в 5 м!
Дендрохронологическая и радиоуглеродная датировка этих стволов дала серию более поздних дат: 494-518, 507-549 и 517-544 гг. Все это привело ученых к мысли, что именно извержение Илопанго вызвало знаменитое «событие 539/540 г.», идентифицированное в свое время палеоклиматологами по гренландским кернам. Под этим подразумеваются следы некоего колоссального вулканического события, следы которого наблюдаются и в Гренландии. Была предложена новая дата извержения — 536 г.
Хотя в классических городах культуры майя нагорья и низменностей майя, таких как Копан или Каминальхуйю, отложения тефры сравнительно небольшие (менее 5 см), ученые задумались: не связан ли с извержением Илопанго кризис, охвативший некоторые государства майя в 530-550-е гг.? Это явление, которое американский археолог Гордон Уилли в 1970-е гг. назвал хиатус («перерыв») связано с прекращением установки стел царями Тикаля и ряда других городов Петена и исчезновением иероглифических надписей. Уилли предположил, что это был такой «микроколлапс».
Последующие исследования показали, что упадок Тикаля был вызван его поражением в войне с Канульским царством в 562 г. (об этом детально рассказывал Сергей Вепрецкий на «Родине слонов»). Другие города, пережившие «хиатус» были союзниками или вассалами Тикаля. Но логично было бы предположить, что поражение Тикаля тоже могло быть вызвано воздействием извержения.
В 2017 г. Александр Токовинин предположил, что в раннеклассических текстах Копана упоминаются события, непосредственно связанные с извержением TBJ. Мы уже знали, что надпись на ступени из здания Анте сообщает, что где-то около 540 г. царь Копана Ви-Оль-К’инич «обосновался / поселился в своем городе». Учитывая, что трон этот правитель занял еще в 532 г., такое упоминание свидетельствует, что он находился где-то в другом месте (например, был изгнан из своей столицы в результате войны или покинул ее из-за стихийного бедствия).
Уточненная дата этого события, предложенная Токовининым, соответствовала 542 г. Согласно его реконструкции, после извержения и выпадения тефры в 536 г. , царь и его двор покинули столицу и поселились в другом месте (возможно, в Киригуа).
И вот 28 сентября в журнале «Proceedings of National Academy of Sciences» вышла статья «Масштаб и воздействие извержения TBJ вулкана Илопанго (Сальвадор) в 431 г.», написанная представительным коллективом авторов во главе с Викторией Смит из Оксфорда. На основании анализа проб, полученных из очень хорошего контекста (еще один гренландский керн), авторы пришли к выводу, что следует вернуться к старой датировке, и извержение имело место между 429 и 433 гг.
Помимо новой / старой даты, авторы также полагают, что эффект от извержения был довольно локальным и не распространился далеко за пределы Сальвадора. Таким образом, извержение практически не повлияло на развитие культуры майя низменных районов Гваемалы и Южной Мексики.
Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...