Гера пишет:
Отступление об Амазонии
Амазония это самая большая равнинная низменность покрытая лесами на планете, её площадь около 5 миллионов квадратных метров. Считается, что первые заселившие Америку люди, охотники и собиратели, оставили эти внутренние районы континента практически без внимания. Причиной тому является то, что для охотников и собирателей, занятых исключительно присваивающей экономикой, американская сельва не представляет серьезного интереса. Здесь никогда не водилось стад крупных животных, могущих быть добычей для больших групп охотников. Тех немногочисленных животных, что есть в данной природной области, трудно выследить и взять в густом лесу. Известно, например в перуанской монтанье, что маленькая охотничья община в 15 человек в течении одного-двух лет полностью уничтожает всю дичь в округе. В итоге действительное заселение этих пространств происходит довольно поздно и напрямую связано с распространением земледелия среди американских индейцев, которое появилось в ряде областей Центральной и Южной Америки в 5-4 тысячелетиях до нашей эры.
Вслед за этим можно выявить и первые примеры производящей экономики в Амазонии. Например в среднем течении реки Укаяли в Перу, они относятся к так называемой культуре Тутишкайнью, существовавшей на Укаяли во 2-1 тысячелетии до н.э. Стоянки этих людей характеризуются толстым культурным слоем, наличием керамики и некоторыми другими чертами, позволяющими утверждать что они были уже не бродячими охотниками и собирателями, а оседлыми или полуоседлыми земледельцами, подолгу живущими в одном месте.
В устье Амазонки, на острове Маражо, в первой половине I тысячелетия до н.э. существовала другая древняя культура — Анариатуба, её создатели также жили в долговременных поселениях и по видимому знали земледелие. Далее, следы земледелия, как долине Амазонии, так и прилегающих тропических лесах и саваннах, становятся более регулярными и указывают на относительно раннее появление у местного населения интенсивного земледелия. исследованные аллювиальных почв варзеи, т.е. ежегодно затопляемых долин рек, показало, что земледелие на них могло обеспечить существование на берегах Амазонки многочисленного и довольно оседлого населения, которое даже могло бы производить значительный прибавочный продукт. В последние десятилетия в низовье Амазонки на острове Маражо, в низменных районах Боливии, Колумбии, Венесуэлы, Эквадора, Суринама и некоторых других районах обнаружены большие по площади зоны ныне забытой коренным населением формы интенсивного земледелия — на искусственных насыпях с дренированием почвы с помощью сети каналов — ничуть не уступающие единовременным похожим системам в Мексике и на Юкатане.
В Южной Америке наиболее древнее земледелие на возвышенных полях отмечается в низовьях Амазонки на острове Маражо не позднее I века до н.э.. Подобные методы интенсивного земледелия понятно требуют хорошо организованных совместных действий больших коллективов людей для сооружения насыпей, соединительных дамб между ними, дренажных каналов и тому подобных земляных работ. Одновременно позволяя большим группам людей жить оседло в крупных поселках. Находясь на достаточно высокой ступени социализации видимо они уже вплотную приближались к стратифицированному обществу.
Первые европейцы посетившие край замечают высокий социально-экономический уровень края. Гаспар де Карвахаль, летописец плавания Орельяны по Амазонке в 1542 году сообщал, что поселения индейцев омагуа, живших на среднем течении Амазонки от Пуруса до Жапура, тянулись вдоль берегов почти непрерывно. По большей части они располагались друг от друга на дальности полета стрелы и наибольшее расстояние между ними не превышало лигу(5,5 км.). Последние исследования основных сельскохозяйственных культур региона маниока, фасоли и маиса отмечают что на территорию бассейна Ориноко, Венесуэлы и Гвианы они попали скорее с юга на север, а не с запада, и не наоборот. Скорее всего с культурным влиянием распространившимся в северо-западном направлении, связано и развитие системы земледелия на искусственных насыпях с дренированием почвы в предклассовом военно-демократическом обществе чибча. Косвенно это предположение подтверждает традиция чибчаязычных индейцев долины Боготы о некоем бородатом старце Идакансе. Пришедший из некоей расположенной на востоке страны Чингас, он дал пребывающему в дикости местному народу представление о строительстве домов, земледелии, ношении одежды, избавил долину от наводнений, отведя реку в безопасное русло. Научил жить общинами и дал вождей, предъявил космогоническую концепцию и поклонение Солнцу через жрецов. Отмечаются заметные схожие черты строительства гидротехнических сооружений в Амазонии и в долине Каямбе-Кахас на высоте 2800 м в 50 км к северо-востоку от Кито(Эквадор), возможно хозяевами этих полей были индейцы кара и какая то другая пришлая группа мигрантов. Вообще, глядя на этническую и языковую картину региона, даже понимая его масштабы, бросается в глаза чрезвычайная черезполосица в одном однообразном ландшафте многих языковых групп населения — аравакские, же, караибские, тупи-гуаранийские, кечуа и еще с десяток менее распространенных, не считая неизвестного количества вымерших и не дошедших до нас — это говорит о том, что Амазония в доколумбовы времена вмещала совершенно не представимое для нас количество населения и являлась мощнейшей зоной этнокультурного и языкового контакта, являясь котлом народов континента, куда одни племена стремились попасть извне, другие наоборот вовне выталкивались.
С появлением европейцев и колонизацией индейцы бассейна Амазонки были уничтожены, выкошены эпидемиями и порабощены, а их требующая постоянного контроля система земледелия пришла в упадок, заливаемые илом поля заросли буйной сорной растительностью и стали совершенно незаметны. Самый большой лес на планете быстро поглотил малые следы этого не практиковавшего монументального каменного строительства населения. Известная нам по сравнительно поздним этнографическим данным аборигенная культура никак не относится к жителям заливаемой поймы-варзеи. Это заметно более примитивные жители терра фирмы, водоразделов, полуоседлые сообщества занятые подсечно-переложным земледелием или же вовсе дикие охотники-собиратели.
Резюмируя мы можем сказать что даже опираясь на достаточно узкий базис двух-трех сельскохозяйственных значимых культур тропического типа, маисе, маниоке, тыкве и бобовых, на производственной базе мотыжного огородничества, многочисленное местное земледельческое население, особенно в нижнем течении Амазонки, находилось на достаточно высоком уровне материально-культурного развития.
Возвращаясь от отступления в наш мир, мы можем быть уверены что новые элементы производящей экономики, растительные культуры, технологии и приемы, которые постепенно неизбежно проникнут в регион в первую очередь с востока из Бахии, а также опосредовано с северо-запада через чибча и с юга через гуарани, лягут на благодатную почву. В первую очередь они воспримут скотоводство и саму концепцию плужного земледелия, развитые социальные институты и письменность, металлические и не только орудия труда, из сельскохозяйственных культур наибольший интерес для заливных тропических почв представит рис. К VI веку наиболее развитые земледельческие общества нижней долины Амазонки-Алитония уже усложнят социальную иерархию до создания первых раннегосударственных образований, скорее всего достаточно деспотического типа несколько напоминающих шумерские в Нижнем Двуречье и долин Юго-восточной Азии. Население плодородной варзеи попытается максимально интенсивно использовать возможности своего типа хозяйствования на приречных заливных полях, расширять площади, усложнять гидротехнические сооружения, что потребует большей степени организации и концентрации работ. Постепенно бурный рост населения вызовет нехватку полезных земель, конфликты за неё, имущественное неравенство, междоусобные войны соседних общин, демографическое давление вызовет наступление на несколько менее развитых соседей на высоких землях терра фирмы, хозяйственное освоение и этих земель.
Первый и наиболее развитым государством в низовьях реки стало "царство" Амара расположенное на Мараге, большом острове в эстуарии Алитония, и правом берегу Алитония от района современного Белена до впадения Шингу. Основал его племенной союз в IV веке располагавшейся непосредственно рядом с бахийцами на левобережье Парнаба и вытесненный отсюда из-за войн с соседями. Они отошли на запад подчинили различные местные аравакские и караибские племенные образования власти своих наследственных обожествленных царям-майока. Это была очень густонаселенная страна, жители которой жили в крупных поселках и нескольких уже городах расположенных на больших высоких холмах-насыпях.
Когда к VII веку возросли столкновения с соседями и пиратские набеги городки закономерно начали увеличиваться в размерах, располагаться на все более высоких и неприступных насыпях и окружаться рвами с водой. Жрецы управляли царством Амара от имени двух главных богов — получеловека-полурыбы и получеловека-полубыка. Рыбо-человек явно занимал важнейшее место, жизнь этого народа была тесно связана водной стихией, капризами и дарами Реки, ему поклонялись как Дагону, богу воды, плодородия и рыбной ловли, а также войны, он принимал человеческие жертвоприношения, видимо ранние амарцы восприняли какие то представления бахийских соседей и перенесли финикийское и общесемитское божество на свою почву. Несколько ему уступал типичный для раннеземледельческих цивилизаций человеко-бык, бог Ка,ал или Акала, бог земледелия, скота и практически всех сфер трудовой деятельности человека. Также бык отвечал за небесную механику, Небесный бык-бог бог гроз и молний, Луны и Времени. В целом, можно сказать, Дагон олицетворял стихийную часть окружающего мира, независмую от наблюдателя, к которой можно только приспособиться, умилостивить, в лучшем случае поставить себе на службу. Акала олицетворял созидательную, зависящую от непосредственных усилий человека, сферу жизни, выступая как наставник, путеводитель, даже помощник. Майоки Амары, каждый проживали свое правление в двух образах, от одного ритуала и сакрального представления до другого, то в образе человека-рыбы, то человека-быка, однако впоследствии две жреческие иерархии выстроились и усложнились до степени когда неизбежно вступили в противостояние с друг с другом.
Далее вверх по Реке и её больших притоках располагались менее крупные политии, население их было также многочисленно и развито, но "царская" власть там была менее развита и не носила постоянного характера. Если принимать формулу некоего Вебера, что "государство= вождество+аппарат насилия", то вождества среднего Алитония и его верховий еще не создали развитой системы принуждения чтобы называться государственными образованиями. В остальном жизнь практически ничем не отличалась от амарской. Они также возделывали маис, рис, фасоль на заливных лугах, выше, на местах посуше, растили маниок, ячмень, арахис, тыквы и ананас, пасли на водоразделах коров и коз. Жили в больших, до тысячи человек жителей, уже укрепляемых поселках, где занимались ремеслами, работой по дереву, кости, плетением корзин и сетей, ткачеством и лепкой керамики, мололи муку. Жители Алитония в середине I тысячелетия еще были совсем мало знакомы с металловедением и это стало одной из основных причин интенсивной речной торговли с ближними и дальними соседями, превратившей бассейн Алитония в обширнейшую внутриконтинентальную транспортную систему. Более развитые в металлообработке области с низовий и верховий Реки везли на продажу руду и изделия из железа, меди, олова и бронзы, не меньше торговали поделочным камнем из разных мест верховий алитонских притоков, востребована стала соль, что везли с гор и океанского побережья.
Скорее всего именно так, а не через Эльпидию, в VII веке с перуанских нагорий в низовья Алитония попал хлопчатник, распространившийся затем в Бахии. В VII веке в среднем и верхнем бассейне также приблизились к исчерпанию наиболее пригодных для хозяйства приречных земель, обостряется конкуренция и межплеменные войны, из наиболее успешных общинников выделяется знать, вожди укрепляют свою власть. Из несколько десятков возникших небольших "княжеств и военных демократий" наиболее крупными и мощными были пять — Шингу (вычеркнул, ибо развилось позднее, serGild) Магари, Ньянгата, Чингас (вычеркнул вместе с чибча, serGild), Ваорани и Чапакур.
Два таких сильных племенных союза тупи — Магари и Ньянгата — уже прошли на север и завоевали часть долины Алитония в среднем течении. Ниже у границ Амары расположилась Магари, эта агрессивная военная демократия жестко подчинила местное иноязычное население. В процессе покорения сильные военные вожди превратились в постоянных правителей с мощными дружинами, содержащимися за счет даней, выставляют большое войско и ведут войны с соседней Амарой и другими соседями. В то же время находится под сильным культурным влиянием Амары и наравне с соседом подвергается пиратским нападениям спускающихся вниз по Реке пиратов.
Ньянгата такое же племя-завоеватель, обосновавшееся выше города-государства Манау, контролирует обширнейшую территорию центрального бассейна. Но жесткого подчинения тут не происходит, скорее это федерация общин признающая гегемонию военных отрядов ньянгата и выплачивающих им дань в обмен за относительный межобщинный мир, охрану границ и торговых путей.
Ваорани, занимают эквадорскую и североперуанскую Амазонию, представляют собой местный большой племенной союз и тесно связаны с андким культурным регионом. У них выделяется племенная аристократия которая выбирает общего верховного вождя, тот собирает ополчение, проводит общие религиозные церемонии и регулирует межобщинные отношения. Вместе с тем верховная власть носит выборный характер, не передается по наследству, подати и их размер не определены и нерегулярны.
Племенной союз Чапакур в боливийской и перуанской Амазонии (это похоже зеркало наших недавно обсуждавшихся 4 боливийских изолятов - serGild) и прилегающих штатах Акри и Рондония, также образован местными племенными общинами, возможно пано-таканскими по языку. Также испытывает сильное приандское культурное влияние и в целом политически схож с Ваорани. На восточную часть союза имеется некоторое давление кочевников тупи-гуарани и небольшое опосредованное влияние кхшатро-эльпидской культурной зоны, в последующем VIII веке столкновение с периферией Кхшатрии скорее всего вызовет создание более централизованного государства.
Из нашего обзора становиться понятно, почему гегемоны Бахийской амфиктионии в процессе своих завоеваний обратили свое внимание на запад, их привлекали плодородные земли, жителей которых можно было обратить в рабов, природные богатства и ценная древесина из внутренних районов.
В 649 году на последнем году своего правления Диадей строит на Меароне пограничную крепость Даидалон("Дом Даидея").
В 651 году новый правитель Плитарх проводит первый поход за Меарон, в Геспериду, как называли страну на закате в Бахии, продвинувшись к Пиндару он строит здесь новую пограничную крепость Лехей. Однако война за Пятиречье только с этого началась, жившие здесь племенные союзы манганийцев в низовьях и рукуи в верховьях Пиндара и Меарона восстали сразу после ухода царского войска. Походы против них повторялись все 650-е года, повстанцев поддержала Амара/
В 657 и 660 годах бахийский флот заходил глубоко в Алитоний и разорял амарские поселения.
В начале 660-х область все же была покорена, остатки союза рукуи отступили к Такантису. Окончательную точку по мысли бахийцев поставил поставил поход 664 года к Аласандае, многолюдный город был осажден и был вынужден откупиться обильной данью.
Далее Плитарх втянулся в очередную безрезультатную войну с Пара, на которой и умер 671 году.
При следующем гегемоне Продике Бахия временно прекратила внешние войны из-за периода внутренней нестабильности, это был слабый правитель, любой войне предпочитающий дворцовые удовольствия.
Только в 675 году в ответ на новые пиратские нападения флотом был проведен карательный рейд на крайний северо-запад.
Единственной страстью Продика была философия, он собрал у себя дворце мудрейших людей известного мира, где дни напролет упражнялся в софистике. Надо сказать что сильно эльпидизированному дворцовому обществу уже давно не давал покоя, как им казалось, неправильный местный пантеон, вся бахийская религиозная концепция казалась им искаженной. Достаточно сказать о практике жертвенных подношений предназначавшихся сразу всем богам(pansi theoihi), которая возлагались на гегемона, как верховного жреца-главы культа в стране. Подобная культовая практика в эллинизме просто немыслима.
На втором году правления Продик задумал религиозную реформу отменив общие практики, и по сути общегосударственные религиозные праздники как таковые, отныне культ каждого бога отмечался раздельно в разных храмах в разное время, жречеству запрещалось "служить многим". Главным вместо Зевса назначался Геракл, взявший на себя к тому времени функции и воинского бога. Также в пантеон вводилось еще несколько богов явно греческого происхождения: Афина богиня мудрости, письма и учености, дающая законы, Деметра богиня земледелия, хлебодарная дарительница плодов, покровительница скота, и в особенности лошадей, в женскую кампанию попал Гефест, бог-кузнец, покровитель ремесел, искусств и торговли. Помимо падения силы и влияния жречества, чьи владения были раздроблены на столь мелкие что они потеряли политическое значение, упал и общий авторитет культа, последователи разделились, теперь было достаточно чествовать своего бога-покровителя(и два-три события "низкой народной религии") и считать себя в расчете с богами. Пример подавал сам Продик поклоняющийся только "Звездохитонному" Гераклу и Афине-"Владычице (Потнии)".
Большей частью населения реформа была откровенно не понята, скотоводы с неприятием отнеслась к новым женским божествам.
Тем временем Продик заходил всё дальше в своих натурфилософских рассуждениях, рационально объясняя наличие богов стремлением людей олицетворить силы природы и процессы человеческой деятельности.
В 680 году группа дворцовых вельмож удавила "царя-философа" и возвела его 12-летнего сына Полиея. Религиозная реформа была свернута, гегемоны снова начали нести общесакральные обязанности как верховные жрецы сразу всех культов, но по отдельности, общие ритуалы отменялись. Не все нововедения пропали втуне, религиозные представления продолжили изменяться, распространилась астрономия, различные направления философии, получила толчок каменная архитектура, на смену циклопическим храмам-пантеонам пришли небольшие персонифицированные каменные храмы. Наведению порядка и успокоению волнений осталась посвящена вся первая половина правления Полиея.
Передышкой в почти в двадцать лет враждебные соседи вполне воспользовались.
В 678 году рукуи в союзе с амарцами вернули себе земли между Пиндаром и Меороном и начали совершать нападения вплоть до Парнаба.
В 679-84 годах Пара в долине Шику совершило новое завоевание прибрежной Галы, затем обезопасило себя со стороны союза Чирипа в верховьях своей реки, к концу десятилетия они полностью контролировали течение Шику вплоть до впадения в Океан и Бахии пришлось временно смирится с этим.
В 687 году война за Пятиречье была возобновлена, бахийцы мощным ударом выбили рукуи за Пиндар, флот совершил набег на устье Алитония.
В следующем году рукуи были окончательно разгромлены в большом сражении, а флот высадил десант на Мараге.
В 689 году бахийские филы высадились уже непосредственно у Балана, столицы Амара, разграбили его окрестности и Нижний город, но взять Верхний город-цитадель расположенную на высоком искусственном холме не смогли. Простояли почти два месяца и с богатой добычей прошли через враждебные земли пешком до Пиндара.
На следующий 690 год бахийские воины снова появились на Алитонии, на это раз они прошли мимо амарской столицы и высадились у второго крупнейшего города страны Тукуруя, тут не имелось особо укрепленной дворцовой цитадели и город был сожжен после недельной осады. Нападающие не захватили никакой значительной добычи, большая часть его населения сгорела в пылающем городе, далее они разграбили земли вверх по Такантису и вышли к пограничному городу Марабе прикрывающему южный амарский рубеж. Гарнизон города оказался готов встретить захватчиков и трехтысячное бахийское войско простояв у города неделю и пограбив окрестности, повернуло на восток и правым берегом Пиндара двигалось к Лехею.
Битва у Лехея
Амарцы также готовились к кампании этого года, майока собрал у столицы пять тысяч лучших воинов, а когда узнал что враг действует на юге, двинулся на перехват уходящему войску к Пиндару.
В бахийском войске было 1200 тяжеловооруженных аскаренов в трех филах, чуть больше тысячи легковооруженных псилоев и отряд равасесе из 400 всадников. Когда до крепости остался один дневной переход, бахийцы увидели переправляющегося и готовящегося атаковать противника и начали готовится к бою. Их командующий всю легкую пехоту назначил в сопровождение большого обоза с добычей и пленными и приказал быстрее проводить его к Лехею, посчитав, что трех тяжелых фил вполне достаточно чтобы расправится с противником. Почти всё войско амарцев представляло собой легковооруженную пехоту дротикометателей и пращников, сравнительно небольшой полутысячный "священный отряд" копейщиков одетых в доспехи.
Подбежав на 20 шагов амарские застрельщики осыпали бахийские ряды роем глиняных снарядов и дротиков, и среди аскаренов появились первые раненые. Бахийский полимарх отправил их в лагерь и велел части более сильных воинов отделится от строя и догнать убегающих после залпа врагов. Те не давали к себе приблизится, стреляли снова, забегали с боков, нападали на отдельных отбившихся бойцов, копейщикам пришлось не солоно возвращаться обратно в строй. Пересеченная покрытая лесом и кустарником речная долина, в отличие от более открытых холмов родины на востоке, оказалась плохим местом для сомкнутых бахийских фил. Амарцы постоянно наскакивали, пускали дротики и тут же пускались наутек, их удары часто не могли пробить щитов и доспехов, наносили лишь царапины и ушибы, которых становилось всё больше. Бахийцы еще дважды пытались перейти на бег и догнать обидчиков, и лишь теряли силы, в войске майоки уставших воинов сменяли свежие.
В бой вступил отряд конницы-равасесе, но всадники действовали совсем нерешительно и ничем не помогли копейщикам. Потери росли и бахийцы решили отступить назад на возвышенность к дороге, отступление только увеличило потери среди изнуренных воинов имевших уже помногу ран. В конце дня лишь половина от прежнего отряда заняла оборону на холме вместе со спешившимися равасесе и почти в темноте в яростной свалке из последних сил отбила атаку "Священного отряда".
От гибели на рассвете следующего дня остатки войска спасли вернувшиеся поздно ночью из Лехея бахийские застрельщики-псилои. После яростной перестрелки и короткой стычки утром, амарский майока решил не испытывать дальше судьбу и с богатыми трофеями ушел на левый берег.