Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: tom_nm

Македонская Америка - канон

Ответить
serGild
Владыка Континентов
Цитата

Re: Македонская Америка - канон

Возвращаюсь к Войне Эльпидии и Кхшатры.

Несколько смущает, что соотношение населения на 600г составляло 1:10, но учитывая, что и скорость прироста у кхшатров была выше, чем в переживающей депрессию Эльпидии, и то, что на эти десятилетия приходится взлет Кхшатры на Альтиплано, резко увеличивший ее богатство и способность вооружить массы воиной, и то, что степень милитаризации Эльпидии была куда ниже - оставим как есть. Ни хунну ни тюркам их малочисленность не мешали как ходить в набеги на Китай, так и поддерживать "своих" кандидатов в китайских династических спорах и ГВ.

Второй проблемой была необходимость династических пересклеек в Эльпидском прафящем доме после сдвига мятежа Главка и Лаэрта на 580-591гг.
Тут мне помогло совпадение имен - 2 Ктимены и 2 Ксанфа,первых я склеил а вторых породнил, что и позволило выстроить эльпидскую игру престолов 591-667гг, и приведщую династию Аресия/Ареофоя сперва к возвышению, а потом к гибели.


Итак, в 577г умер последний Андромахид по именьи Андромах (символично, почти как Ромул Августул), оставляя после себя 9-ти летнего сына Лаэрта (от первого брака) и 20-ти летнюю вдову Ктимену.

Учитывая, что очень быстро после смерти царя Ктимена выходит замуж за его родича Ксанфа (577-590) и тот коронуется помимо наследника - уже в то время многие заподозрили заговор.
Уже через 2 года дяд царевича Главк, опираясь на ресурсы Эремии, попытался провести контрпереворот в пользу племянника, но не преуспел и вынужден был бежать вместе с Лаэртом, где последний вырос и возмужал.
В 590г в результате очередного заговора Ксанф, пытавшийся укрепить вертикаль, был убит на охоте, и Лаэрт со сторонниками, хоть и без почившего 2 года назад Главка, попытался вернуться, но без дяди и его опыта и авторитета не смог договориться с Великими Домами и, проиграв, был вынужден уже навсегда покинуть родину, оставив там свою отрубленную руку.

К власти пришел ставленник аристократии Ареофой (591-604), называемый иными источниками Аресий. Он был уже немолод и имел сына Никандра (р. 584г.), но для легитимации и примирения сторон он женился на все той же Ктимене (ей уже 34 года), она оказалась достаточно крепка здоровьем, чтобы родить ему в 594г сына Теогноста. Также, дабы укрепеть свое положение и с другой стороны, Ареофой взял в жены и подросшую дочь Ксанфа. Их сыном был Амфитрион, родившийся в 598г. Ареофой правил всего 13 лет, ибо как было сказано выше, захватил трон в достаточно зрелом возрасте, будучи сильно за сорок. За время его правления продолжился рост власти Великих Домов, все более обособляющихся и становящихся все менее зависимыми от Центра. Таким образом, к моменту смери царя, у него осталось трое сыновей:
Никандр, 20 лет, от первого брака,
Теогност, 10 лет, от Ктимены и
Амфитрион, 6 лет, от дочери Ксанфа.

Никандр (604-609) был более склонен к воинским подвигам, чем к дворцовым интригам, и это привело его к гибели. Через 5 лет правления он был отравлен придворными не оставив живого потомства, и царствовать (но не править) стал его младший брат

Теогност (609-636). Придя к власти 14летним, он долгое время оставался под влиянием своей матери Ктимены и ее придворной партии.
Дабы обезопасить наследование, ему быстро подыскали подходящую жену и это принесло плоды:
в 612г родился его первенец, Александр
в 617г его брат Деифонт.
Тем временем, последним из тех, кто мог оспаривать право потомства Ктимены на власть был последний из детей Ареофоя и внук Ксанфа Амфитрион. Воспитываясь после смерти отца у родичей деда и матери, он оставался пока в относительной безопасности. В 613г, будучи 15 лет его роду удалось заключить династический брак с одной из кхшатрийских княжон, и уже через год она ждала ребенка. Сочтя себя достаточно взрослым, чтобы поступать самостоятельно, Амфитрион в 614г посетил с визитом брата, которого любил, и по дороге обратно разболелся животом и внезапно умер. Его сын родился уже по смерти отца в 615г, и был назван в честь царственного прадеда Ксанфом.
Меж тем, поддерживаемый и научаемый матерью Теогност рос и как правитель и как военачальник, умело лавируя между интересами различных Великих Домов, и успешно отражая набеги варваров и ходя на них в ответные походы.
К сожалению, в одном из таких походов в болота северо-запада, он подхватил какую то местную болезнь и скончался будучи всего 42 лет от роду.

Пережившая всех своих детей Ктимена приняла участие в возведении на царство уже своего внука, болезненного Александра (636-648гг)
Начало его правления ознаменовалось мятежом Ксанфа, жаждущего отомстить за смерть отца, воспользовавшись смертью сильного и авторитетного Теогноста. Но опыт и связи Ктимены, а также привычка повиновения уже более полувека как правяящей царице пересилили молодость и жажду перемен. Ксанф был ославлен полуварваром, подобным тем, которых привыкли гонять войска под командой ее сына, недостойным поддержки Великих домов. Его отряды были разбиты, а сам Ксанф бежал на родину матери, в Кхшатру.

Через два года, будучи уже 81 года, преставилась царица Ктимена.
Она за свою жизнь пережила трех мужей (Андромаха, Ксанфа и Ареофоя), неудачные попытки двух принцев (пасынка Лаэрта и Ксанфа младшего, правнука ее второго мужа и внука третьего) и одного царя (ее пасынка Никандра) обойти у власти ее потомство, еще одного своего пасынка (Амфитриона) она устранила превентивно. Став царицей в 574, она оставалась ею 30 лет, до 604, после чего, с 609 и до смерти она фактически вновь оставалась у власти.
Однако наследники ее не унаследовали ее здоровья и долголетия. Все ее дети и внуки не дожили до 50, порождая болезненное, умирающее в детстве потомство.
Так было с Александром. Никто из его детей не пережил отца и сам он прожил всего 36 лет.

На смену ему пришел Деифонт (648-667гг). Придя к власти в зрелом возрасте, в 31год, он твердо взял бразды правления в свои руки. Он стал одним из достойнейших государей. Победил тупару, поднимаясь на кораблях по Паране, в Эремии отбивал набеги племен ава и каиава, развивал торговлю как с Кхшатрой, так и с Бахией, пользовался авторитетом среди керандийцев. Однако и у него, как и у брата, не осталось живых сыновей. Последним умер надежда отца Алкид в 664г от лихорадки, сгубившей еще его деда. У Деифонта остались только дочери, старшую из которых он выдал за своего друга и сподвижника Тимея, ставшего таким образом его наследником.

Между тем, принятый в Кхшатре Ксанф женился на дочери царя, принимал участие в пукарских войнах к северу от Титикаки, где и помер от непривычного прибрежным жителям высокогорного климата. Однако от него остался сын, названный Искендиаром (р.642г), который после смерти Деифонта мог претендовать на престол Эльпидии как последний прямой наследник басилеев Ареофоидов по мужской линии.

serGild
Владыка Континентов
Цитата

Re: Македонская Америка - канон

Таким образом, требуется прописать, что делала Кхшатра в 638-667гг, на протяжении жизни целого поколения между покорением Пуны (607-638) и кризисом в Эльпидии.

С одной стороны, после прошлого распада и ГВ в Кхшатре (551-586) прошло к 638 уже 52 года и время для очередного витка каганатских разборок вполне приспело. Можно устроить новую, как раз будет чем вояк занять и где излишки утилизировать.

С другой стороны, Кхшатра на пике успехов, покорены новые земли и элиты обеспечиваются новыми землями, пастбищами и данями, и династия явно не утратила фарра. Также есть перспективы для дальнейших успехов на севере.
В общем, вполне можно устроить за те же 30 лет покорение Уари, 3-4 больших похода до плато Хунин и злоименного Пашаша в земле Рекуай.

Ну и ГВ и раскол тогда будут результатом 2 фейлов после пика успехов, когда в Эльпидии гибнет шах а в Кахамарке войско.
Ну и после ГВ идет раскол на старую и новую Кхшатру в 670-80гг


Добавлю старые версии покорения гор (поправка +около 220 лет)
Первая, март 2017, 30 лет от выхода на север от Титикаки до Рекуай
Вторая, удлинненная, тоже март 17, растянул на 52 года
Третья, каганатская, апрель 17, уложил в 42 года

Последний раз отредактировано: serGild на 18 Июн '22, всего отредактировано 1 раз
Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

serGild пишет: после ГВ идет раскол на старую...

serGild пишет:
после ГВ идет раскол на старую и новую Кхшатру в 670-80гг

А когда это мы до такого договорились/дотаймлайнились?

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

serGild
Владыка Континентов
Цитата

Den пишет: serGild пишет : после ГВ ...

Den пишет:

serGild пишет :
после ГВ идет раскол на старую и новую Кхшатру в 670-80гг

А когда это мы до такого договорились/дотаймлайнились?

Так вот, перед третьей итерацией, апрель 17г:

serGild пишет:

Ubhafy пишет:
Хотя ну просто нет еще тех смен поколений для формирования "пукино-кхшатрской оседлой элиты", надо хотя 1-2 поколения от 410-х чтобы внуки завоевателей, сыновья наложниц, кхшатры по крови и свои для племенной знати, уже сами стали старейшинами и обросли кланами, 440е или вовсе 450е годы, и вот только затем на последней трети или даже начале следующего 6 века взрывная экспансия в регионе(фактически дублируя активизацию реальноисторической Уари/"тиуанакского классического стиля", что согласитесь в этот же срок быть неспроста, значит были какие то глубинные потенции) на еще 1-2 поколения, затем фейл на севере и ГВ раскол на чисто кочевую Старую Кхшатру на аргентинских равнинах и полуоседлую Новую с ядром долине Титикаки. Совершенно ничего не переделывать, просто сдвинуть сроки.


ответ: кхшатры появляются у Потоси в 362г, закрепляются в районе Оруро с 369г, первичное покорение Тайпикалы в 377г.
К 403г прошло 40 лет с появления в регионе и 26лет с покорения Альтиплано.
Конечно, лучше бы 50лет, но тут кризис со сменой направления экспансии и гибелью шаха и напрашивается первая смута.
По ее результатам вновь меняется направление экспансии на традиционное и идет покорение северного берега Титикаки.
К 430г уже сменилась пара поколений от покорения Тайпикалы, всадники пуны акклиматизировались и уже с этой базы идут в походы/набеги на постоянной основе, как венгры из пушты.
После каждого похода объявляем местных покоренными и так снова и снова.
И долина Куско и Аякучо и Мантаро и южные долины в радиусе действия.
Попутно уводятся пленные, налаживаются союзы, упорядочиваются дани.
К середине века выходят к пастбищам у оз. Хунин.
На базе этого аэродрома подскока начинается второй, предельный виток набегов/походов на север.
Заключается союз с долиной Пачакамак и приводятся к подчинению ее соседи.
Начинаются походы в земли Рекуай и Кахамарки. Эскалация, Великий Поход, разгром, и Кхшатра сваливается во 2-ю ГВ.
Отваливаются земли от Куско и дальше к северу.

Зато к этому времени подрастает кхшатрско-пукинская элита и переход ко 2-й стадии.
как то так.

Последний раз отредактировано: serGild на 18 Июн '22, всего отредактировано 3 раза
serGild
Владыка Континентов
Цитата

Re: Македонская Америка - канон

Полагаю все же, что ранней ГВ не будет, но и навала силами

пукино-кхшатрской оседлой элиты

тоже не выйдет по причине того, что не успеет она еще сформироваться.
Успела зато расплодиться и акклиматизироватьсясеверная, горная группа собственно кхшатров, завязанная именно на горные пастбища лам и альпак, и нацеленная на дальнейшую конкисту.
Пукины идут как вспомогательные силы.
Тяжелые боевые кони в этих походах не нужны, как показал в своемвремя Гера, здесь нужны иные, горные породы, выводимые постепенно на севере Кхшатры и не очень популярные на юге и в Керандии.
Взяв за основу третий вариант завоевания, получаем, что за 20-30 лет будут освоены горные пастбища до долины вокруг оз. Хунин включительно.

Привлекать массово эти, привычные к высокогорной войне силы для походов на тысячи км в пампу и низины будут вряд ли, хотя некоторое усиление и возможно. Главным образом север помогает югу своими богатствами, бронзой и кузнецами.

Видимо, среди этих, пришедших таки в чужой климат горцев, будут достаточно высокие боевые и небоевые потери, что вызовет раздражение у северян.
Затем покорение Центрального побережья и Рекуай и разгром в Кахамарке, после чего второй распад Кхшатры и подъем в районе пуны новой, теперь уже смешанной элиты, способной переформатировать каганат в нечто большее.

serGild
Владыка Континентов
Цитата

Re: Македонская Америка - канон

Продолжим о Кхшатре.
Последние годы правления Спитамы (638-642) прошли спокойно.
Давно возмужавший наследник, Зуру Арзак, продолжал геройствовать к северу от Титикаки, заставляя колени местных горцев согнуться а шеи склониться, смиряя непокорных и облагая данями покорившихся.
Имерть шаха тоже не стала причиной смуты. Да, наследник с сильным войском был далеко от стьарой Кхшатры, но собираемые им богатства продолжали делать его дарителем колец, и сохраняли верность войска и царевичей мелких долин предгорий Анд.

Тем не менее, первые годы правления Зуру Арзак (642-658) должен был провести в Старой Кхшатре, приводя к присяге местных князьков, договариваясь с Эльпидией и полунезависимыми керандийцами юга.
Одной из уступок Арзака Эльпидии было то, что мятежный царевич Ксанф был отправлен подальше от дома, дабы не провоцировать волнения и мятежи. Ему были даны в кормление земли на Альтиплано и жена из кхшатрийских царевен.
Но надолго Зуру Арзак на юге не задержался. Сердце его звало на север, к его богатствам и землям, что он покорил, и что еще не покорил.
На юге был оставлен уже достигший совершеннолетия сын и наследник Кетек Ариасп.
К 646г шах созвратился в свою ставку Зуру-Акру, основанную на месте древней покинутой Пукары и приступил к сбору сил и средств для нового похода, на державу именуемую позднее Уари, т.е. "развалины". В то время конечно ее никто так не называл, сами же владыки той земли звали себя народом хакару.


Тиауанако/Тайпикала и Пукара/Зуру-Акра - база для наступления на север, в долину Куско и Апуримака. Земли к северу - см. след. карту

К этому времени уже сменилась пара поколений кхшатров, пасущих стада на берегах Оруро и Титикаки, они успели акклиматизироваться и вырасти в числе, вытесняя и поглощая местных ламоводов.

Площадь Альтиплано составляет около 100тыс.км.2, исключив возделываемые и худые земли положим на пастбища до половины земель и взяв плотность населения кочевников за 0,5чел. на км.2 получим 25тыс. человек, 5 тыс мужчин и 1-1,2 тыс способных пойти в поход единовременно.

Также прибавим кхшаторв из долин к югу от Альтиплано, способных присоединиться к походу и увеличим силы северной армии примерно на 1,3-1,5 тыс.

Добавим дружину шаха из 500 пахлаванов и 500 пахоликов — боэтов. Оставив часть с семьей/в столице/охранять покой получим еще около полутысячи.

Итого собралось 3 тыс кхшатров, привычных к горам, с ними равное число пешцев из союзных племен и вьючный обоз с обслугой из местных пастухов — порядка тысячи человек.


Земли Уари к середине 7в? когда они только начинают создание империи

К середине восьмого века территория, контролируемая Вари, расширилась на большую часть высокогорного Перу и части побережья, покрывая до 320 000 км.2 (Шрайбер и Берг 2012: 39).

В частности, видимо ими уже создан союз со святилищем Пачакамак и выведены колонии в районе культуры Наска

serGild
Владыка Континентов
Цитата

Re: Македонская Америка - канон

Население бассейна оз. Титикака:

В период распада Тиауанако, до которого уже были проложены относительно надежные караванные пути и налажена стабильная торговля, озерные государства и образования феодального типа, которыми правили кураки, начали соперничать за главенство в данном регионе. Пока нам известно о существовании четырех таких образований: Колья и Лупака на северо-востоке и Пакахе и Омасуйо на юго-востоке.
Из всех вышеупомянутых групп на образование Лупака было обращено значительное внимание благодаря публикации La visita hecha a laprovincia de chuquito («Посещение провинции Чукито->) автора - Гарсии Диес де Сан-Мигеля в 1576 г. Это длинный отчет, в котором содержатся данные о численности коренного населения и о ресурсах семи деревень Чукито, древнего центра культуры лупака.
Во время визита Сен-Мигеля население Лупака (около 100 тыс. чел.) было сосредоточено вдоль берегов озера, но населяли они и западные склоны плато. Это были постоянные поселения, поддерживавшие связи с родным регионом. Они пасли стада, выращивали маис, собирали листья коки или стручковый перец, а также соль и птичий помет вдоль побережья Тихого океана.
Провинция Чукито была организована вокруг семи первоначальных деревень (Чукито, Акора, Льяве, Жули, Помата, Юнгую, Сепита), разделенных, в соответствии с обычаем Анд, на две единицы (alasaa и maasaa), называемые на кечуа sayas (сайяс). Согласно данным кипу («узелкового письма» - средства для запоминания передаваемых сообщений), провинция включала 28 080 хозяйств, большая часть которых была разделена между двумя основными этническими группами - аймарами (15 788 хозяйств) и урусами (4129 хозяйств). Если предположить, что одно хозяйство включало пятерых человек, то здесь проживало примерно 100 тыс. аймаров и урусов.

Т.о., общая численость всех 4 волостей к 1576г составляла примерно 400 тыс. С одной стороны, это уже продукт тысячелетнего развития после интересующего на 600г, с другой же - это численность населения после первой волны евроболезней, поразивших Новый Свет.
Следовательно, можно принять численность населения региона в 400 тыс чел. как допустимую к моменту окончания завоевания.

Ресурсы Уари из старого обсуждения:

бассейны Куско и Аякучо, сравнимые с бассейнами Кахамарка и верхней Санты. т.е. порядка 70-100тыс в каждом и плюс мелкие долины.
Ну и в прибрежных Лима/Пачакамак еще 100-150 тыс, и Наска (издавна связанная с Уари) с другими южными долинами - 70-80 тыс.

Итого скажем 180 тыс горцев, 120 тыс из центральной Косты и 75 с южных долин, итого 375 тыс, сравнимо с населением РИ державы Тиауанако.

serGild
Владыка Континентов
Цитата

Re: Македонская Америка - канон

Березкин пишет, что:

В бассейне Санты, горная часть которого носит название Кальехон-де-Уайлас, для периода существования рекуай не заметно свидетельств резкого роста политической сложности. В VII в. н.э. эта территория оказалась вовлечена в орбиту влияния государства Уари...

К северу от территории рекуай важный политический центр возник в районе Уамачуко. О местных культурах ранее середины I тыс. до н.э. известно мало. Земледельческий потенциал и уровень политической централизации в Уамачуко были, скорее всего, такими же, как в Кахамарке, но сохранность центрального поселения здесь значительно лучше. Около 400 н.э. на скальном выступе посреди долины на высоте 3600 м над уровнем моря был построен город Маркауамачуко.
Число жителей самого города оценивается относительно скромно — 5–6 тыс. чел. Маркауамачуко мог быть скорее столицей сложного вождества, нежели государства, — к этому выводу в итоге пришел и Дж. Топик, ведущий исследователь местных древностей.
В VII в. н.э. люди уари, пришедшие с юга, из района современного Аякучо, построили в Уамачуко свой центр Виракочапампа площадью 33 га с правильной и необычной планировкой. Она похожа на планировку другого комплекса культуры Уари, Пикильякты, расположенного неподалеку
от Куско.
Маркауамачуко продолжал в это время расширяться, но с распадом Уари и оставлением Виракочапампы строительство здесь прекратилось...

Наиболее значительным поселением культуры кахамарка и, очевидно, центром крупного политического объединения во второй–третьей четверти I тыс. н.э. был Койор, располагавшийся на скальном выступе посреди долины. Об архитектуре Койюра известно почти исключительно по описанию начала XIX в., сейчас постройки полностью уничтожены. Некоторые здания были построены из многотонных циклопических блоков. Холм, где они находились, имеет площадь 14 га, но площадь окружающей рядовой застройки определить трудно.
В VII в. кахамарка вошла в сферу влияния уари.

Оценим численность Виракочапампы. Уари, площадью 3км2 имел численность порядка 20-40 тыс, т.е. в среднем 10 тыс на км2, или 100 чел. на га.
Т.о. получаем на 33 га порядка 3-3,5 тыс., вдвое меньше чем в соседнем Маркауамачуко.
Аналогично, Койор, взяв 14 га получим население до 1,4 тыс.чел. При этом,

В период существования Койора число обитателей в долине Кахамарки резко сократилось. По-видимому, большинство жителей сосредоточилось на центральном поселении, так что ожидаемая для вождеств трехступенчатая иерархия поселений в данном случае не прослеживается.

В общем, общая численность в 3 центрах составила до 10 тыс, и на всю долину Кахамарки хорошо если 50-60 тыс.
Долина Кальехон де Уайлас визуально вдвое больше ареала Кахамарки, никакого превосходства культура рекуай не демонстрирует, да и завоеваны/подчинены они оказались в сходные сроки, без заметного сопротивления. Т.е. они сильно уступали ресурсами/организацией жителям бассейна Куско-Аякучо. Поэтому предположу, что и здесь сходно 50-60 тыс, т.е. сложное вождество в начальной стадии.

Регионы к 640гг возможно уже подчинены Уари, но совсем недавно и при ударе с юга вряд ли окажут им существенную поддержку

Сама же держава Уари, при сравнимой с Тиауанако численности, оказалась куда сильнее разделена на отдельные регионы, 2-4 горских и 2 прибрежных. Это затрудняет маневр ресурсами при внешней агрессии, особенно между горскими и прибрежными регионами, да и культуры Наска и Пачакамак разделены горами и прибрежными пустынями.


В это время, после 600г общество мочика переживает системный кризис, возможно связанный с климатическим фактором, центр перемещается к северу, в Ламбайеке, причем удаляется от побережья.
В общем, при таких раскладах, даже с учетом влияния чибча, побережье вряд ли сможет существенно помочь горцам, тем более, что те не демонстрируют серьезного уровня организации и способности оказать сопротивление тем же Уари.

Боюсь, что Кахамарка в этой итерации все же падет (хотя и фактор Майтамы конечно не стоит исключать).

Последний раз отредактировано: serGild на 29 Июн '22, всего отредактировано 1 раз
serGild
Владыка Континентов
Цитата

Re: Македонская Америка - канон

Наткнулся на испанском на любопытную такую страничку об Уари:
Андские цивилизации: культура Уари
и с гугл-транслейтом начал пополнять матчасть.

Его столица, Вари или Виньяке

Прекрасно. Не нравилось мне это Уари - развалины. А град Виньяке - другое дело, да будет так.

Пикиллакта, цитадель Уари в окрестностях Куско, также имела большой городской расцвет между 700 и 800 годами нашей эры, когда в ней размещались ремесленники и рабочие, которые поддерживали город.

Т.е. в середине 7го века Пикильякты или не было или она была куда проще. Так, одно из поселений.

Ничего такого ждать не приходится.

Но при этом

Культура Уари начала свою экспансию на север, юг и запад, и за короткое время область, которая сегодня соответствует центральному Перу, оказалась под властью Уари. Основой его экспансионизма стало военное завоевание, сумевшее достичь к 650 году своего максимального территориального распространения.

Позже этот народ-завоеватель расширится, включив в себя большую часть территории Моче на севере Перу, культуру, которая принесла неоспоримые технологические достижения в строительстве своей процветающей империи. Экспансионизм цивилизации Уари, основанный на последовательных военных завоеваниях, заставил нескольких ученых этого предмета классифицировать ее как первую империю Анд

Уари строили и поддерживали важные военные посты на большей части своей территории. Кроме того, эта культура знала, как зародить городскую застройку, невиданную ранее в Андском регионе. Чтобы обеспечить хорошее управление покоренными регионами, они создали административные городские центры (главные города региона), такие как Пикильякта к востоку от Куско, Виракочапампа в Уамачуко, Уаривиллка у оз. Хунин, Хонго Пампа в Анкаше и Пачакамак в Лиме (последний был религиозным центром, унаследованным от Лимы, которой подчинялись уари).

Города - см. на карте вышще
При этом, аналогично Пикильякте, логично предположить, что и другие опорные центры в завоеванных провинциях выросли после 700г, когда раннебюрократическая традиция долин Мочика была усвоена и дороги проложены.

Т.е., к настоящему моменту Виньяка только закончила период завоеваний и приступила к присвоению культурных ценностей завоеванных, а значит их армия находится на пике формы.
С другой стороны, долины моче уже давно в контакте с мореходами чибча/чохо и начали осваивать железное дело. Впрочем, залежей железных руд в прибрежных долинах вряд ли много, скорее распространится покупное оружие и свое бронзовое по образцу северян.
Однако, эффект Эль Ниньо никто не отменял и потому, исключая самые северные долины, основной ареал мочика так и впадает в полосу распада и попадает под влияние горцев уари.
Таким образом, армия Виньяки постепенно насыщается железным и бронзовым оружием, что позволяет помимо массового ополчения формировать дружины героев.

Последний раз отредактировано: serGild на 05 Июл '22, всего отредактировано 1 раз
serGild
Владыка Континентов
Цитата

Re: Македонская Америка - канон

При этом важен и духовный фактор, как пишут британские ученые
Потерянное детство: похищения, жертвоприношения и трофейные головы детей в империи Вари древних Анд

В этом исследовании изучаются изолированные скелетные останки детей из ритуальных структур на участке Вари в Кончопате (600-1000 гг. н.э.), чтобы оценить, как они были преобразованы в трофейные головы и были ли дети принесены в жертву. Скелетные останки представляют по меньшей мере семерых детей. Соотношение изотопов стронция исследуется, чтобы определить, были ли дети взяты из зарубежных мест. Результаты показывают, что черепа детей имеют отверстие на вершине черепа и на восходящем рамусе нижней челюсти, идентичное взрослым трофейным головам Вари. По крайней мере, один ребенок, возможно, был принесен в жертву. 87Старший/86Sr демонстрируют, что две из четырех отобранных детских трофейных голов были нелокальными, предполагая, что детей иногда похищали из отдаленных общин, возможно, для жертвоприношения и, конечно, для превращения некоторых в трофейные головы. Подобные детские и взрослые трофейные головы предполагают, что ритуальное обращение с детьми не было уникально разработано, по крайней мере, в том, что касается их обработки, демонстрации и уничтожения. Кроме того, предполагается, что детские трофейные головы не были просто пассивными символами ранее существовавшей власти со стороны головорезов и хедмейкеров трофеев. Трофейные головы одновременно наделяли этих агентов авторитетом — они не просто отражали его — демонстрируя «эффективную агентность» самих объектов трофейной головы. Наконец, мы предполагаем, что* взятие пленных и создание трофеев военными и ритуальными элитами служили легитимации власти этих лиц, одновременно служа более крупным государственным целям, которые укрепляли государственную власть Вари и узаконивали ее политику и практику*.

При этом, масштабы колонизации уари на завоеванных территориях не стоит преувеличивать:
Понимание расширения Уари: подход «снизу вверх» в деревне Ак'Авиллей, Куско, Перу

Результаты показывают, что большинство изменений в Акавилле произошло до прибытия вари в Куско. Во время Среднего горизонта присутствие вари оказало минимальное влияние на повседневную жизнь большинства андских общин, но предоставило новые возможности для обмена, которые местные элиты могли бы использовать в своих интересах. Как и древние государства в других частях мира, государство Вари, возможно, контролировало небольшую территорию вокруг своей колонии в Куско, оставляя мало следов на местных общинах, живущих на некотором расстоянии от колониальных объектов.

Den
Творец и Повелитель Мировъ
Цитата

Re: Македонская Америка - канон


Чтоб не потерять, пусть здесь будет.

Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...

Грець
альтистории тайный советникъ
Цитата

Re: Македонская Америка - канон

Erali marũ xronũ ẽ ndulu. Orišo u mbasilio ečelewe tũ ndulũ polu axlu pašĩ. Peri tõ axlõ e aiede elegũ polu muxu.

Работаю над языками ниархов. Это черновой вариант староэльпидского, скорее всего я добавлю ещё ряд изменений, а от части откажусь. Дуга над буквой - назализация, x - русский х. Насколько читается греческая основа?

Грець
альтистории тайный советникъ
Цитата

Re: Македонская Америка - канон

Из истории юго-западной ветки эллинистических языков.

Большинство моряков, высадившихся на эльпидский берег составляли греки и македонцы, и потому именно койне, смешанный вариант древнегреческого языка, стал основным в колонии. Не изменили ситуацию и женщины, захваченные у местных племён. Им приходилось выучивать более престижный и лучше описывающий быт полиса язык мужей. Способствовало сохранению греческого и то, что это был язык образования, культуры, письменной традиции.Однако, уже у первых детей, родившихся в Эльпидии, речь звучала не так, как как у греков на их далкой прародине. Антиподки с трудом выговаривали многие гречески звуки, вставляли в речь слова из гуарани, и хотя дети от смешанных браков слышали и правильную речь отцов, полностью избавиться от усвоенного в младенчестве акцента у них никак не выходило.
Сравнение фонетики греческого на IV век до н. э. и языков местных племён

В древнегреческом относительно русского было много гласных. Во первых, было пять пар звуков, которые отличались по долготе /и/, /э/, /а/, /о/, /ӱ/, последний можно описать как "мягкий у". Во-вторых, три дифтонга (два гласных звука слитых в один): /ай/, /ой/, /ау/, /эу/, /ӱй/. Ещё два дифтонга превратились в обычный звук, не имеющий пары: /у/ (но чуть ближе к русскому о) и /е/ (что-то среднее между /э/ и /и/).
Согласных наоборот относительно мало, нет, например, шипящих и отдельного ряда мягких. Из знакомого нам есть /р/, /л/, /м/, /н/, /с/, /з/ (возможно ещё звучит как /дз/), /б/, /п/, /д/, /т/, /г/, /к/. Зато есть три придыхательных /кх/, /пх/, /тх/ и английская /h/.Как звучали языки предков гуарани 2,5 тысяч лет назад я понятия не имею. Подозреваю, какие-то уругвайско-парагвайские лингвисты этим играются, но чтобы найти эти статьи ещё и в открытом доступе, а потом разобраться в вопросе нужен чит-код на бесконечное время. Здесь я буду ориентироваться на общие черты языков гуарани и тупи, которые, вероятно, были и у их общего предка (существовавшего как раз на стыке нашей и ненашей эры), а также свой здравый смысл.
Главная особенность обоих языков - здесь всё говорят через нос. Имеем шесть знакомых нам по русскому языку гласных /а/, /и/, /э/, /у/, /о/, /ы/ плюс их носовые (как во французском) пары. Звонкие шумные согласные произносятся с носовым призвуком в начале: /мб/, /нд/, /ңг/, в гуарани они вообще сливаются с носовыми /м/, /н/, /ң/. Есть /х/, /й/, /р/, /w/, шипящие, но немного. Из греческих согласных нету /л/, /з/ и придыхательных. А ещё в гуарани на конце слога могут быть только гласные (а значит нельзя ставить несколько согласных подряд и не должно быть согласных на конце слова).
Древнеэльпидский

Древнеэльпидский язык получил распространение III-I веках до нашей эры. Изменения здесь были не столь радикальны, как у ниархидского - после вытеснения антиподов из окрестностей Эльпидии и до появления варварской переферии и многочисленных рабов единственным языком, который продолжал оказывать влияние на древнеэльпидский, был персидский. Тем не менее, изменения при первом контакте были достаточно заметны, чтобы говорить об отдельном языке.

  • придыхательные th, ph, kh сливаются и превращаются в /x/.
  • густое придыхание (/h/) в начале слов пропадает
  • некоторые сочетания согласных упрощаются /ps/, /ks/ → /s/. /pt/, /kt/, /st/ → /t/, /sx/,
  • у звонких шумных согласных в начале слова появляется носовой призвук, например /b/ → /mb/
  • перед согласными дифтонги сливаются в один звук. При этом /ай/ → /э/; /ой/ → /ӧ/, /ау/ → /о/, /эу/ → /ӧ/, /ӱй/ → /и/ (хотя я не помню слов, где бы он перед согласными стоял)
  • перед гласными дифтонги раскладываются на два отдельных звука, бывшие раньше частью других звуков /й/, /w/ становятся самостоятельными
  • исчезает разница между долгими и краткими гласными
  • конечная /s/ отпадает, конечная /n/ и /n/, /m/ перед согласными сливаются с предыдущей гласной и дают ей носовой призвук, после конечной /r/ появляется призвук /a/
  • постепенно система разных по качеству гласных начинает упрощаться, причём смешение похожих носовых происходит быстрее, чем похожих обычных, а в разных диалектах звуки смешиваются с разными похожими
  • появляется ряд заимствований для обозначения местных растений и животных, родственников по женской линии и терминов, связанных со скотоводством (последние не из гуарани, а из персидского).

Пример одного и того же текста в Эльпидии и в Средеземноморье (стык эр), не забываем, что в Европе язык тоже менялся.
Ἐν τῇ Θετταλίᾳ ἦρχέ ποτε Πηλεύς. Ἡ δὲ τῆς δικαιοσύνης αὐτοῦ φήμη διήρχετο ὅλην τὴν χώραν. Ἐπεὶ οὖν ὁ γάμος ἦν αὐτοῦ υἱὸς δὲ αὐτοῦ ἦν ὕστερον ὁ Ἀχιλλεύς – ἦσαν καὶ οἱ θεοὶ καὶ αἱ θεαὶ ἐν τῇ ἑορτῇ. Μόνη δὲ Ἔρις, ἡ τῆς διαφορᾶς θεά, οὐ παρῆν, ὅτι ὑπὸ τῶν θεῶν ἠχθαίρετο. Λαμπρὰ οὖν ἦν ἡ ἑορτή. Ἀπόλλων γὰρ καλὰς ᾠδὰς ᾖδε καὶ οὕτως ηὔξανε τὴν ἡδονήν. Ἤσθιον δὲ οἱ θεοὶ ἀμβροσίαν τροφήν, ὡς πρέπει αὐτοῖς.

Эльпидия:
Ẽ тэ Хетталиа эрхе путе Пелӧ. Э нде тэ дикайусӱнэ оту хэмэ диэрхету улẽ тẽ хорã. Епе ỹ у гамо ẽ оту ӱйу де оту ẽ ӱтерỹ у Ахилӧ — эсã ке ӧ хеӧ ке э хеэ ẽ тэ еуртэ. Мунэ де Эри э тэ диахура хеа, у парẽ ути ӱпу тõ хеõ эхэрету. Лãпра ỹ ẽ э еуртэ. Апулõ гара кала ода эде кэ уто эӱсане тẽ эдунẽ. Эхиõ де ӧ хеӧ ãбрусиã трухẽ, ос препе отӧ.

Средиземноморье:
Эн ти Θэтталиа ирхэ потэ Пилэвс. И дэ тис дикэосӱнис авту фими диирхэто олин тин хоран. Эпи ун о гамом ин авту ӱйос де авту ин ӱстерон о Ахиллэвс – исан кэ ӱ θэӱ кэ э θээ эн ти эорти. Мони дэ Эрис и тис диафорас θэа, у парин, оти ӱпо тон θэон ихθэрэто. Лампра ун ин и эорти. Аполлон гар калас одас идэ кэ утос иӱксанэ тин идонин. Исθион дэ ӱ θэӱ амбросиан трофин, ос препи автӱс.

Upd.: Кстати, я тут прикинул, на момент ухода кхшатров в горы слово "Кхшатра" в староэльпидском (на котором по таймплану говорят персы) просто не может существовать: здесь есть придыхательный кх, сразу два стыка согласных, причём первый явно идущий под распад ещё на ранних этапах языка. Думаю, на третий век нашей эры страна называется "Шатра" или скорее "Шарра". А Эльпидия - Рапидиа или даже Рапижя. Со столицей Ндарашинупури.

Последний раз отредактировано: Грець на 18 Дек '23, всего отредактировано 7 раз
Ответить