Грець пишет:
Если сохранять хоть какую-то спортивность и переносить из лета в лето, наши попаданцы попали в самый сухой сезон. Соответственно помимо квестов "расселить детей по семьям", "отогнать динов" и "переписать знания из компов, пока те живы" появляется не менее увлекательный "найти чем поливать огород".
Огороды и леса могут погибнуть.
Мне кажется, климат должен быть более влажным. Из центрального моря (мини-атлантика) на Северо-запад вырывается "Гольфстрим" и наши острова как раз недалеко от него, а, значит, получают осадки.
Прикинул немного и посчитал.
Первая экспедиция случится довольно рано, в первый месяц, если не в первые дни. Люди будут надеяться найти в мире хоть кого-то еще, и вполне логично пойти вдоль ближайшего ручья вниз по течению – так откроют Оскол/Дон, а двигаясь вдоль неё – и море. Наиболее вероятные название – Брянское (так как находится там же, где должна быть Брянская область относительно попаданцев) или Белорусское. Или просто и банально «море».
Водоемы достаточно близки к столице. Река примерно в 3,5 км к западу, море в 6 км к северу.
Исследовать будут в первую очередь левый берег Оскола/Дона, так как это удобнее, но после появления лодок предпримут экспедиции и на другой берег.
География диктует возникновение второго поселка – неудобно строить лодки и ловить рыбу прямиком из столицы. Так что возникнет база рыбаков в ближайшей к поселку излучине реки. От реки до поселка всего 3,5 км, люди вполне могут поначалу выходить большим караваном утром, рыбачить и возвращаться вечером. Но так как рыбачить лучше рано утром и поздно вечером, да и ходить лишний раз мимо хищников не охота, рыбалка очень быстро станет вахтовой – кто-то периодически находится у реки, а каждый день туда-сюда ходят караваны с добычей. Потом кто-то переберется туда на постоянное местожительства – разобьют огороды в более влажных местах и т.п.
Река это транспорт, источник воды, а еще рыба – так что первые лодки появятся еще в первый год. Именно рыба позволит выжить в первый год.
Плавать по реке не так страшно, как в море – но однажды лодки выберутся и на широкий простор. Скорее всего даже в первый год, если речной рыбы не будет хватать.
Третий поселок появится на берегу моря южнее или севернее устья Оскола/Дона, смотря где это будет удобнее, но скорее южнее. Срок – второй/третий год. Цель поселка – добыча соли и морская рыбалка. Критерий выбора места – наличие дров и пресной воды. Возможно, его перенесут, если позже найдут более удобные места для добычи соли (что-то вроде озера Сассык-Сиваш у Евпатории или лиманы, которые можно отгородить).
От нового поселка до столицы будет 6-8 км, смотря где поставят, и это тоже позволяет каждый день доставлять рыбу на стол обитателям столицы.
Освоение тоже первоначально вахтовым методом, потом уже кто-то переберется на постоянное место жительства.
Вполне естественно провести поиски металлов в горах и туда будут снаряжать экспедиции, одна за другой, а в ближайших горах лежит медь. Если посмотреть то карте, то до края месторождения меди всего 11 км, до центра – 17. Это очень близко! Ближайшую окрестность исследуют довольно быстро и тщательно, поэтому медь откроют еще в первый-второй год. На второй-третий, может быть четвертый год возникнет четвертый поселок около наиболее удобного месторождения. Его тоже могут перенести и не раз после открытия более богатых мест.
Расстояние до поселка 11-17 км и с подъемом. Это вполне по силам пройти здоровому человеку за день и несколько раз, но для переноски руды все-таки не очень удобно. Медь будут плавить на месте.
Обработка металла в первые годы будет происходить циклически. После сбора урожая часть населения столицы откочевывает к руднику – мужчины и в меньшем числе их жены. Они копают руду, рубят дрова и т.п. Металлурги плавят металл и изготавливают что-то из него.
Ближе к посадке урожая люди откочевывают обратно, а мастера несут с собой слитки меди для экспериментов дома и срочных заказов. Проблем в пропитании поселка нет – пойманная утром в реке или море рыба уже днем может лежать на столе у рудокопов. Позже кто-то разобьет огороды недалеко от рудников и переберется туда насовсем.
С годами принцип обработки меди сменится. Литейщик уважаемая профессия, мастера питаются сытно, и им хочется жить в центральном поселке. Возникнет специализация, кочевки сократятся. На медном руднике люди копают и переплавляют руду в медь, поставляя её в обмен на продовольствие и ремесленные изделия в столицу, а там уже мастера превращают её в конкретные изделия. А с появлением олова центр металлургии окончательно переместится в столицу.
Таким образом к шестому году сформируется зона первичного расселения.
В центре – столица. Специализируется на ремеслах – от литья металлов до пошива одежды и обуви. Так же развито сельское хозяйство и животноводство. Здесь сконцентрировано образование, наука, самый высокий уровень жизни.
На северо-восток в 3,5 км приречный поселок. Он постепенно растет, именно у пресной воды люди разбивают новые огороды и поля. Экономика - сельское хозяйство, рыба, возможно гончарное ремесло.
На северо-западе в 7 км приморский поселок. Производят рыбу и соль.
На юго-западе в 15 км медный рудник. Медь.
Между поселками каждый день (с медным – реже) ходят караваны носильщиков.
К этому моменту сформируются основные слои населения:
1. Спецы. Ценные специалисты, которых содержит общество. Врачи, учителя, ремесленники и т.п.
2. Бюджетники. Остальные люди, которых содержит общество. Слишком старые, немощные, инвалиды и т.п. Их пайка скудна, их стараются пристроить к посильной работе, в отличие от спецов их не уважают и не ценят.
3. Крепкие хозяйства. Основа общества.
4. Батраки.
Общество слишком аморфно для создания аппарата подавления, централизованного сбора налогов и т.п. Процветает меновая экономика.
Крепкие хозяйства по разным договоренностям дотируют спецов, совместно снаряжают экспедиции и т.п. При этом они стараются переложить затраты на плечи всего общества. Выглядит это так. Группа крепких хозяйств вскладчину содержит школу или больницу пункт – кормит спецов, ремонтирует, помогает всем чем может… Но с каждого клиента что-то требуют.
Хочешь, чтобы ребенка учили в школе? Помоги школе – вскопай школьный огород, почини крышу, принеси еды на всех. Детей в интернате (например из медного поселка) кормят со школьного огорода или спонсоры, а за это их родители в сезон копают огороды спонсоров.
Многое делается в долг под роспись. Сторона А обязуется каждые два дня снабжать сторону Б рыбой в таком-то объеме, а сторона Б обязуется передать стороне А столько-то кг картошки. Или сторона А обязуется каждые снабжать сторону Б рыбой в таком-то объеме на протяжении года, а сторона Б дает лодку.
Батраки – это люди, которые не в состоянии самостоятельно прокормить себя своим трудом. Не вышло, утратили инструменты, пьют и т.п. Они кочуют по всему обитаемому миру и в обмен на пайку трудятся – то носильщиками, то рудокопами, то лесорубами и т.п. Сегодня он перенес рыбу из приморского поселка, потом отправился за дровами, завтра копал руду в медном, через пару дней пошел к речному поселку.
Наличие батраков позволяет крепким хозяйствам организовывать какие-то общие мероприятия – от строительства мельницы до массовой заготовки руды под какой-то проект, от экспедиции до строительства ограды вокруг нового поселения. Достаточно кинуть кличь и пообещать кормить и одеть, как соберутся добровольцы.
Оловянный остров (полагаю, его назовут именно так!) откроют сразу, но долгое время не будут знать, что это остров. Интерес к земле за узким проливом (примерно 3,8 км) естественен. Вдруг там люди, ценные животные, железо и т.п. Экспедиция будет целенаправленной когда уже освоятся с лодками. Ставлю на 10 год.
Экспедиция будет большой – ожидают встретить не одинокий остров, а большую землю, в её состав однозначно включат геолога. Исследователи будут разочарованы размерами острова, но, раз уж добрались исследуют его полностью.
Здесь развилка. Им может повезти, и тогда цивилизация стремительно шагает в бронзовый век, или же остается в медном. И если не повезет, то люди останутся без олова надолго – они запомнят, что на острове нет ничего интересного и вторую экспедицию снарядят не скоро.
Но, допустим, найдут. Сразу встанет вопрос, а как именно осваивать Оловянный остров?
С севера на юг пиксель это около 0,78 км, с запада на восток примерно 0,86 км, значит остров примерно 78,7 км2. Это треть Эльбы или чуть больше острова Гоцо из Мальтийского архипелага. У него есть важное преимущество, куда меньше опасной фауны, но есть и недостатки. Маленький размер, мало леса и воды, далеко расположен. На остров не так удобно организовывать ежегодные кочевки, плавать через пролив немного страшновато - но вполне можно за день дойти от приморского поселка до острова.
Варианты освоения:
А. «Америка». На остров сплавляют некую секту. И не смущает умы, и при деле. Возможно секта уходит сама. Или это не секта, а группа крепких хозяйств.
Б. «Австралия». На остров сплавляют недовольных общим режимом, неприятных соседей и т.п. Главное отличие от предыдущего – их отправляют туда принудительно.
В. «Ямал» - освоение постепенное и больше вахтовым методом. Приплыли после сбора урожая, покопали месяц-другой (а на берег приплыли рыбаки), вернулись в выплавленным оловом в столицу. Постоянный поселок возникнет не ранее середины I века.
Полагаю, на острове возникнет сразу два поселение. Одно – прибрежный поселок рыбаков, второе – Оловянные шахты. Постепенно огороды разрастутся и зависимость от рыбы снизится.
В ближней перспективе, уже во втором-первом веке можно ожидать обезлесивание острова – деревьев и так мало, но на плавку олова, на крепеж для шахт, дома, лодки и т.п. нужна древесина. Меньше древесины – хуже с водой.
С другой стороны, теоретически, за олово можно позволить себе импортировать товары из столицы, оплатить обучение детей и тому подобное.
Остров рисуется сырьевым придатком столицы, вот только каким? Богатой сырьевой сверхдержавой или нищим рудником? Скорее второе.
Перспективы обитателей острова неважные. Слишком мал размер, на горизонте проблемы с экологией и экономикой.
Оловянный остров станет надолго периферией цивилизации.
Следующие поселки появятся выше по реке. Цель – земледелие, рубка дров, сплавление леса.
Но сразу быстрой колонизации не будет. В первые 15 лет население относительно стабильно, в 15-45 гг слабый рост, и лишь с 45 года оно начнет стремительно увеличиться. Соответственно, колонизация земель вдоль реки пойдет во второй половине I века, когда население возрастет с 918 (50 г) до 2500 (100 г).
Массовая колонизация пойдет во II веке – рост с 2500 до 28 089. Люди заселят всю долину Оскола/Дона, появятся постоянные поселение на Оловянном острове, в устье реки к северу от Оскола/Дона, перевалят через цепочку невысоких холмов и начнут заселять долину южной реки.