После молитвы уходящему Солнцу Царь царей запрыгнул на колесницу и подъехал к холму. Люди из иных земель толпами слонялись без дела, кто-то мастерил хижины, иные развели костры, но большинство были подобны отаре овец.
Во всем должна быть гармония. У каждой отары – пастух, у каждого человека Царь или Царь царей. Боги послали людей именно сейчас, потому что знали, что их примет под свою крепкую руку истинный Царь Царей. Этот дар есть знак доверия и благословления богов. Быть может, скоро получится зачать крепких и здоровых сыновей?
Тхуаттин вернулся к лагерю, привычным жестом благословляя воинов. Блеяли обреченные на убой бараны, кричали ослы, шумели солдаты, в отдалении орал чужестранец. Очередного глупца гнали прочь, попотчевав для острастки палкой. Не то иноземцы столь глупы, не то Анедеррей посмел извратить речь Царя царей – снова и снова к лагерю приходили одиночки и просили еды.
У шатра Царя царей ждал Распорядитель работ, Анедеррей и пятеро чужаков, трое мужчин и две женщины. Все они совершили положенный поклон и кротко уставились в пол. Похоже, художник все же смог привить варварам настоящие манеры.
- Кто эти люди, распорядитель?
- Жрец и мастера, - дождавшись кивка Царя Царей, Симиттил продолжил. – Левый умеет работать с канализацией и водопроводом, правый клянется, что строил большие дома. Левая женщина может красиво стричь, правая лечить боль в спине особыми ритуалами.
Женщины удивительно хорошо сохранились для своих лет. Лица ничем не обезображены и удивительно светлы, все передние зубы на месте – они совершенно забыли о почтении, подняли головы и, улыбаясь, смотрели на Царя царей. У обоих красивые ухоженные волосы, удивительно светлых оттенков. Одна чуть светлее чем другая. Обе не знали юбок, предпочитая им длинные синие штаны.
Царь царей сел на трон в палатке, позвал слуг и иноземцев. Они вошли, немного замешкавшись пред бадьей с очищающей водой, но все же по очереди вступили, смывая злых духов и злые помыслы.
Симиттил зачитал клятвы, мастера повторили. Затем их имена вписали на табличку и на личные медальоны. Каждый подошел к Царю царей, он, как заведено, одел им на шею медальоны, усадил у своих ног, и дал кусок хлеба и чашку пива.
На душе Царя царей стало легко и приятно. Вселенская гармония хоть немного, но восстановлена. Люди заняли свои места. Все в мире должно идти правильно и занимать положенное место. Дождь льется с небес, реки стекают с гор, солнце светит всему миру, общины пашут землю, земля родит зерно, мастера трудятся во дворце, Царь царей благодарит богов и воплощает их, мужчины входят в женщин и те рожают им детей. Нарушь в мире хоть что-то, одни лишь боги знают, что случится.
Лучшие люди царства вместо войн и служения богам ударились в пьянство – и не пришли дожди, тряслась земля, у брата родилась девочка, а боги послали победы врагам. Он навел порядок – и уже пятый год амбары полнятся зерном, земля спокойна, как и должно быть. Все в мире взаимосвязано, и Царь царей хранит гармонию.
Скоро он создаст великую армию, и покорит все земли от моря до моря – те, что владели предки, и те, которые обещали боги, а после пойдет за море. Он даст людям справедливость и защиту. И тогда восстановится порядок и гармония. Люди станут меньше болеть, море не будет нападать на города, земля одарит зерном и металлами, скот и женщины станут больше и лучше рожать, и боги возрадуются вдыхая дымы алтарей.
Мастера вгрызлись в лепешки с такой яростью, будто боялись, что их отберут. Многие не привыкли к хорошему пиву и глотали его с трудом, морщась с непривычки. Что взять с простолюдинов? Лишь та, что исцеляет спины происходила из знатного рода. Она ела не торопясь, как человек, а не дикий зверь, и бросала на Царя царей жаркие взгляды из-под удивительно длинных ресниц. Тхуаттину совсем не хотелось её избить за непочтительность, напротив, его взгляд вновь и вновь падал в вырез её рубахи. Как же это удивительно красиво – не обнажать грудь полностью, и не скрывать целиком.
- Жрец, подойди, сядь рядом со мной и расскажи о себе. Из какого ты рода и какому богу ты служишь?
Царь царей указал на лавку – разумеется, ниже себя и лавок советников, но выше чем у мастеров. На мгновение у него промелькнула мысль позвать советников, но потом он решил, что на первую беседу это излишне.
Жрец демонстрировал почти безукоризненное поведение и манеры. Он ни разу не поднял головы и спокойно вступал в воду.
Все иноземцы носили схожие синие штаны, но прочие одежды отличались, будто каждый пришел из своей страны. Но жреца ничто не выделяло из числа других. Такие же синие штаны, как у всех, черная рубаха необычного кроя – и только.
Жрец поклонился, и спокойно и достоинством начал речь.
- О великий Царь царей, меня зовут Виктор, что с древнего языка переводится как победитель. Отец мой и день командовали шестью сотнями воинов, прадед бился в Великой войне на боевой колеснице. Служу я богу войны и побед.
Царь царей с интересом взглянул на жреца. Видимо, боги послали знак, кому надо приносить жертвы и кого благодарить. И тем же знаком они указали правильность избранного пути! С новым металлом он создаст невиданную армию – и бог войны шлет своего жреца.
Но может это знак о другом? Викттор не похож на воина. Он высок и мускулист, но на его ладонях нет мозолей в положенных местах. Он не владел ни мечом, ни копьем, ни благородным луком. Может, боги послали обманщика, чтобы он понял, что на войне его могут тоже обмануть? Или он щитоносец? Или возничий?
- Расскажи, как зовут твоего бога и как он выглядит? Как его узнать
- Мой бог носит много имен, он многолик как сама война. В одних землях его зовут Перуном, в других Зевсом, в третьих Тором, в четвертых Марсом, в пятых Кхорном. Есть много изображений, я чту то, где мой бог восседает на коне рыжей масти размером с быка, в руках его чародейский клинок разящий любой доспех и даже камень, а в иной руке молния, которой он поражает бесчисленные орды врагов.
Царь царей задумался. Все имена были незнакомы, а бог непривычен и странен, о таком он не слышал ни от одного купца. Ну кому в голову взбредет скакать на коне, пусть даже размером с быка? Не лучше если его запрячь в колесницу? А может, в этом скрыта сокровенная мудрость? Конь пройдет там, где застрянет любая колесница. Жаль только что столь большие кони есть лишь у Бессмертных.
Тхуаттин решил на следующее солнцестояние принести обильные жертвы богу воинов. Может быть он расщедрится и в следующий раз отправит небесных коней? Коровы их оказались очень хороши.
- Скажи, Викттор, каким оружием ты бьешься во славу своего бога?
- Я бьюсь арбалетом, - произнес Анедеррей и извинился, за то что не нашел подходящего слова. – Он похож на лук, но мощнее его и натягивается иначе. Вот рисунок.
Викттор протянул белый лист с непонятного дерева, на котором был изображен диковинный арбалет. Он действительно походил на лук, но заряжался иначе, и не воин удерживал стрелу, а специальный механизм.
Царь царей вспомнил своего старого наставника. «Не спеши гневаться и карать, Тхуаттин. Иногда мудро дать человеку договорить, дать сказать слово в защиту себя и открыть всю правду». А он чуть было не приказал отрубить руку и вырвать язык самозванцу. Какой же лучник без мозолей на пальцах! Он чуть было не оскорбил богов, отвергнув их дар.
Похоже, Викттор действительно жрец. И его появление сложный знак богов. Это не просто благословление на грядущую войну. Боги дают новое оружие, значит, битвы будут тяжелы и без него не победить. Боги послали странного жреца и дали испытание на мудрость, которое он успешно прошел – значит, ему понадобится мудрость. Мудрость… видеть сокрытое?
Боги говорят, что его попытаются обмануть? Или что он что-то не видит? Может, они послали другие знаки? Какие мастера первыми пришли к нему? Труб и строительства, значит, придется перестраивать дворец. Снова затрясется земля? Или кладовые переполнятся добычей, а для новых мастеров потребуются комнаты? Наверно, второе, но нужно спросить на рассвете богов, не будет ли бед.
Женщина, режущая волосы – он пожнет большой урожай в землях врагов? Целительница спины – его ранят?
-Спроси, Симиттил, у ничтожного, почему он не говорил мне о этом боге?
- Спроси, Симиттил, у ничтожного, почему он не говорил мне о этом боге?
-Анедеррей поклонился, нервно сплел пальцы и ответил.
-- О Великий Царь царей, лев-победитель из рода льва победителей! В моей земле много богов, а я никогда не был воином, и мало знаю о войне. Однажды я называл Царю царей одно из имен бога войны - Перуна. Прошу простить меня за то, что говорил недостаточно четко и ясно.
-- Я прощаю ничтожного, - ответил Тхуаттин и припомнил - кажется, Анедеррей давным давно называл это имя средь старых богов своей земли. Бог молний и воинов? Викттор говорил то же, но иными словами. Жрец всегда знает больше ничтожного.
- Викттор, мои мастера сильны и искусны, они сделают тебе арбалет, если ты сумеешь объяснить, как он устроен, - пообещал Тхуаттин, и дал обет принести богам обильную жертву. – Скажи, как чтят твоего бога? Как выглядит его храм? Какие приносят жертвы? Что требует он? Какие являет чудеса?
- Многоликий бог любит, когда его чтят, проливая пот на тренировке и устраивают маневры – особые игры в его честь. Он любит, когда воины опрятны, а их оружие крепко. Чтобы молить его о победе для Царя царей мне нужна лишь чистая светлая комната, вода для ежедневных омовений, и резчик дерева для создания алтаря. Не нужно великих жертв, достаточно кормить бога как хорошего воина. Мой бог иногда посылает великим жрецам и величайшим Царям царей видения и шепчет на ухо советы, как им выиграть битву. Я прилежно учился и знаю много советов, которые бог давал прошлым царям, и я знаю особые ритуалы для всего войска, которые привлекают милость бога. Есть и ритуалы по обращению с пленными или беглецами, что тоже его радуют. Если на то будет воля Царя царей, я расскажу все, что знаю.
- Викттор, прими хлеб, мед, мясо и вино с моего стола, - произнес Тхуаттин, давая знак слугам. – Я чту всех богов, дам дары и твоему. Ты получишь все, что просишь, и будешь каждый день молить меня о победе. К тебе будет приходить писец, и вы будете записывать откровения богов, и я буду звать тебя к себе и слушать.
Жрец склонился перед Царем царей как подобает, и получил золотой медальон, а после вкусил хлеб, мясо, мед и вино – вкусил медленно, с достоинством. Мастера смотрели на него с нескрываемой завистью и злостью. Низшие всегда завидуют высшим. Лишь целительница не отводила взгляда от Царя царей, и Тхуаттин бросал на неё взгляды – её вырез, казалось, все увеличивался.
Быть может, взять её на ночь? Она довольно стара, но зубы на месте, лицо чистое, не похоже, что скрытая одеждой грудь обвисла. Быть может, на это намекают боги? Они послали людей иной веры и иного облика, чужаков для этой земли и для этой страны. Разумеется, боги хотят воплотится в нем и соединится с иноземцами. Ведь ни один из пришлых людей еще ни разу не совокуплялся с богами, и предки их и родичи не совокуплялись, и не совокуплялись они с теми, чьи родичи совокуплялись с богами, а значит он выпали из вселенского круга совокуплений и из вселенского равновесия, а это нарушает гармонию.
Будет правильно соединится с одной из них и тем самым приобщить людей иных земель к гармонии этой. И подобает это сделать Царю царей, истинному воплощению богов. Это поможет избежать великих бедствий, и поможет местным обустроится на новой земле. Как же они иначе вспашут землю, вырастят и пожнут урожай, если они чужие для этой земли?
Лучше найти деву Солнца и взрастить её, но на это нужно время, если по всем законам то годы. Но время не ждет и священный долг нельзя откладывать. Именно поэтому они послали данного человека, чтобы напомнить о священном долге перед гармонией и людьми.
Воистину боги мудры, и мудр слушающий их Царь царей. Они послали знаки, он уже дважды чуть не прошел мимо них, но все же разглядел. Значит война будет тяжелой и трудной, не смотря на оружие.
Будет правильным посмотреть, какой будет плод от совокуплений с иноземной женщиной. Если мальчик, значит боги пошлют великие свершения. Если девочка – тогда придется утроить усилия, чтобы добиться задуманного.
Слова Викттора радовали – его бог был щедр и много давал. Это внушало опасения – слишком он мало просил. Следовало погадать, просить своих богов и внимательно выслушать про ритуалы. Быть может, он хочет в обмен на удачу обильные жертвы из пленных? Или нечто иное?
Благочестивые размышления Царя царей вскоре прервали. Симиттил забрал Анедеррея, и вскоре вернулся с еще одним человеком. Этот иноземец был облачен в длинное черное одеяние с бородой с необычным знаком поверх груди.
- Это жрец, - пояснил Симиттил.
Новый жрец тоже был молод – и совсем другим. Не такой мускулистый, немного рыхлый. Он точно не был последователем бога воинов.
- Жрец, подойди, сядь рядом со мной, - Царь царей указал на свободное место на лавке Викттора. - Расскажи о себе. Из какого ты рода и какому богу ты служишь?
Он представился Петром, что в переводе означало камень. Был он сыном жреца, внуком мастера и правнуком воина, командовавшего сотней бойцов на великой войне. Тхуаттин вспомнил, что Анедеррей как-то рассказывал ему, еще принцу, про битвы в небесах, на земли и воде – и решил расспросить новых иноземцев о них. Не сейчас, позже.
Петр, не смотря на молодость, служил сразу в нескольких общинах, больших и малых, объезжая храмы и совершая молитвы. Но он не был царского рода – в его стране, как и в черной земле жрецом мог стать любой.
- А кто правит вашей страной и вашими жрецами?
- Старший над нами патриарх, его избирают лучшие люди церкви. Но страной правит не он, а президент Владимир. Наша вера велит жрецам подчиняться правителям.
Тхуаттин кивнул. Снова как в черной земле.
Петр поведал о странном могучем боге, сотворившим все вокруг, включая первых людей. Этот бог состоял из трех, но был одним.
- Царь царей, это великая мудрость, - изрек жрец на вопрос Тхуаттина, как это может быть. – Прошу вас, взгляните на факел. Вы видите свет. Если поднесете руку, почувствуете тепло. Они есть – и огонь, и свет и тепло, они отдельны и они нераздельны.
Царь царей посмотрел на факел и задумался. Мысль жреца была очень необычной и потому интересной. Боги воплощались в зверей, но быть тремя и одним – удивительно. Анедеррей рассказывал об этом, но ничтожный далек от сокровенных тайн и не смог объяснить так же просто и ясно.
- Над чем же правит твой бог?
Ответ жреца снова озадачил Тхуаттина. Бог правил всем, и молились ему обо всем хорошем – и такая мощь впечатляла. И чтили его странно.
Рассказ про человека, которому бог велел принести в жертву своего сына, а в последний момент остановил его руку и велел заколоть барана заинтересовал Царя царей.
Не ведут ли себя его боги так же? Может быть, им иногда достаточно того, что он готов отдать жертву, и иногда они посылают знамение? Но как распознать этот знак? И не был ли раньше?
Потом бог запретил приносить ему и баранов.
- Как же вы чтите его сейчас?
- Мы совершаем в храме особые молитвы, и верующие присутствуют на них. Тот, кто желает пожертвовать богу, он помогает со строительством храма или помогает бедным и сирым.
- Ты хочешь, чтобы я построил тебе храм? – спросил Тхуаттин и задумался. Бог воинов просил меньше, а обещал больше. Но он и не был столь могуч.
- Я мечтаю об этом, но не смею просить Царя царей. Это большая честь для меня. Сейчас я прошу Великого Царя Царей о немногом. Великий Царь мудро и справедливо не стал кормить людей, не присягнувших ему. Но среди нас есть раненые, которым нужна пища, чтобы поправится. Их немного, всего пятнадцать. Есть малые дети, которые голодают, их мало, только тридцать два. Я прошу Царя явить щедрость, дать им еду. В тот же день я начну молить бога о Царе царей. Его обрадует эта щедрость.
- Чем ты так удивлен, Викттор? – спросил Тхуаттин, размышляя над странной просьбой. Дать просимую еду ничего не стоит. Раненым можно, они не могут сами поклониться Царю царей или помочь выбрать лучших людей в общине. Но зачем кормить детей? От этого их родители станут медленнее и неохотнее думать.
С другой стороны, боги как раз являют странные просьбы, и эти слова исходят не от жреца, а от его господина.
- Великий Царь царей, я встречал жрецов той же веры, что и Петр, - произнес, поклонившись, Викттор. – За раненых и детей попросили бы только те, кто близок к богу и их мало. Я удивился, что встретил такого человека здесь.
- Твой бог одобрил бы такую просьбу?
- Раненый может стать воином, мальчик может вырасти и стать воином, а девочка родить воинов. Это угодно Кхорну.
В этот раз вытаращил глаза Петр. Видимо он не ожидал поддержки от жреца другого бога?
Оба жреца иноземцев говорили одно и тоже. Их боги заботятся о своем народе, пусть и делают это странно. Чужие боги. Желание Кхорна было понятно, что хотел бог Петра и зачем ему дети – нет. Но стоит умилостивить обоих.
- Быть посему, - произнес Тхуаттин и сделал знак слуге. – Еду приготовят и выставят. Я даже дам тебе людей, чтобы помогли отнести и воинов, чтобы никто другой не съел это и не вызвал бедствия на всех нас. Пусть твой бог и народ видит щедрость царя царей. Я чту всех богов. Петр. прими хлеб, мед, мясо и вино с моего стола.
- Благодарю о великий Царь царей. Благодарю тебя за щедрость. Прошу простить меня, но мой бог запрещает своим жрецам, есть мясо в некоторые дни. Сегодня как раз такой день. Надеюсь, тебя не оскорбит мой отказ? Я готов вкусить мяса, но завтра.
- Не обидит, я чту богов и их законы. Расскажи о своей вере, - приказал Тхуаттин. – Что еще запрещает твой бог?
Жрец поведал про древнего пророка, получившего на горе от бога каменные таблички с законами. Они нравились Царю царей – явно каждое слово исходило от бога. С большим удовольствием он отмечал, что и так живет по этим законам. Быть может, через него нисходит и этот бог?
Не произносить имя бога просто так? В этом был определенный смысл, и он запрещал лишний раз смотреть на себя ничтожным.
Работать шесть дней из семи, а седьмой молиться – заповедь написана не для него, а для мастеров.
Почитать отца и мать? Всякий в его царстве почитает, а безумцев, посмевших нарушить порядок и гармонию ждет казнь.
Не убивать? Он все свое царство следит, и беспощадно казнит убийц.
И тех женщин кто оскверняет супружеское ложе, и мужчин оскверняющих чужих жен он карает.
К ворам и лжесвидетелям он беспощаден. Равно как и к желающим имущество ближнего своего.
Затем жрец извинился перед Царем царей, что это не его воля, а бога, и объяснил про еще две заповеди. Не молиться никому другому и не делать им храмы.
Странные законы, непривычные. На что намекают боги, послав такого жреца? Быть может, что нельзя принимать дары чужих богов? Нет, тогда бы знак был яснее. Например, ударила бы молния, затряслась земля или во сне явился бы белый бык.
Боги говорят о другом. Надо помнить, что сколь бы не были хороши иноземцы и их боги, они иноземцы? Что это надо исправить, соединив два круга жизни?
Женщина мастер по-прежнему улыбалась Царю царей и ловила его взгляд.
- Ты будешь молиться за меня и мое царство? – спросил Тхуаттин, глядя в глаза жрецу.
- Да, о великий Царь царей, - Петр совершил положенный поклон.
- Молись усердно. Я общаюсь со всеми богами, приходи ко мне и рассказывай о своем боге. Ты ведь знаешь немало историй, как про то жертвоприношение?
- Немало, о великий Царь царей. Я расскажу их, если будет на то твоя воля. А если ты пошлешь ко мне в поселение грамотного человека, то я выучу твой язык и мы с ним запишем эти истории, чтобы сохранить их для великого Царя царей и его потомков.
- Быть по сему, - Царь царей бросил взгляд на иноземную девицу и улыбнулся ей. – Идите, жрецы, к своему народу. Поведайте им о моей щедрости, о моей любви к богам. Расскажите, я решил явить вам милость. Завтра на рассвете пусть каждый кто может ходить подойдет к подножью холма и я соединю вас с моим народом и моими богами.