В годы Великой Отечественной войны советские медики (большинство из них женщины) своим упорным трудом в тылу и подвигами на фронтах возвратили в строй 72% раненых и более 90% больных. 116 тысяч медработников награждены орденами и медалями Советского Союза, 17 женщин-медиков стали Героями Советского Союза.
В войну 1941-1945 гг. в Красной Армии служило около миллиона женщин, при этом значительная часть — во фронтовых условиях. Столь массовое участие женщин в вооруженной борьбе во время Второй мировой войны исторически явилось совершенно новой отличительной особенностью Красной Армии. Западные союзники Советского Союза, так же, как и третий рейх, призывали, но только в добровольном порядке, большое количество женщин в тыловые службы своих вооруженных сил, высвобождая мужчин для фронта. В отличие от СССР, эти женщины входили в состав женских "добровольческих корпусов", которые содержались вдали от фронта и не имели статуса боевых.
В советской армии большинство женщин, так же как и представительницы женских вспомогательных корпусов западных государств, занимали должности медсестер, телефонисток, писарей или прожектористок ПВО, не имевших прямого отношения к боевой деятельности, вместе с тем советским женщинам приходилось служить и на фронте. Радистки должны были работать на передовых командных пунктах, санитарная служба на фронте состояла в основном из женщин, выносящих раненых из под огня. К тому же немало женщин воевали и с оружием в руках. Впервые регулярная армия переступила через бытовавшие до тех пор ограничения в использовании женщин на поле боя, которые до этого не соблюдались лишь в ходе гражданской или партизанских войн.
Большинство женщин-военнослужащих Красной Армии находились в рядах медико-санитарной службы. Как и в других странах, их обязанностью была забота о раненых в тыловых лазаретах и госпиталях. Однако, в Красной Армии половину задействованных на фронте или вблизи него врачей и наибольшую часть фельдшеров составляли женщины. Работа на передовой и в прифронтовой полосе по выносу раненых и оказанию медицинской помощи была возложена в основном на женщин, что было вызвано необходимостью высвобождать мужчин для боевых действий. Как и находившиеся на фронте солдаты, санитарки подвергались вражескому обстрелу и рисковали жизнью, выполняя свои задачи. Именно среди этой группы женщин-военнослужащих потери были наибольшими, но точное число их неизвестно.
Сегодня, спустя почти шестьдесят лет, мы знаем очень мало о фактах жизни женщин на войне: об их быте, заботах и невзгодах, ранениях, увечьях и гибели. Если в первые послевоенные десятилетия якобы "неподобающие" темы намеренно не обсуждались открыто, то позднее, когда о проблеме "женщины на войне" стали говорить более подробно, она все-таки сводилась к общепринятым военным воспоминаниям, отражавшим заслуги, победы и подвиги. Повседневность же с ее трудностями, потерями и жертвами по-прежнему оставалась на заднем плане. О выдающихся военных заслугах некоторых женщин, бывших на фронте снайперами, пилотами, разведчицами или санитарками, мы знаем довольно много. Но до сих пор имеется лишь разрозненная и зачастую противоречивая информация о том, что касается великого множества остальных женщин-фронтовичек, их функциональных обязанностей, вопросов их мобилизации, жизни в сугубо мужском армейском коллективе, жертв с их стороны.
Такое исторически уникальное явление, как массовый призыв женщин на войну, требует всестороннего изучения. К тому же исторический пример целенаправленного и широкого привлечения женщин к армейской службе в военное время, конечно, представляет интерес для обсуждения в современных условиях. Его актуальность в последние годы возросла и потому, что в армиях многих государств все области военной службы стали доступны для представительниц слабого пола, вплоть до их добровольного участия в боевых подразделениях.
Несмотря на бытующие домыслы и мифы относительно советских женщин, воевавших на фронте, до сих пор нет четкого и подробного анализа этого явления. Хотя из всех участвовавших во Второй мировой войне государств Советский Союз призвал на фронт наибольшее количество женщин, точное число их неизвестно, как и динамика призыва в ходе войны. Вместе с тем неясно, по чьей инициативе и на какой правовой основе осуществлялось массовое привлечение женщин в армию, сколько участниц войны являлись военнослужащими и сколько из них были вольнонаемными. Также неизвестно и соотношение числа добровольцев и мобилизованных. Одно время женщины-военнослужащие составляли около 8% личного состава советских вооруженных сил. Остается неясным, кто определял их юридический статус и сопутствующие ему права женского персонала.
Женщины, были ли они вольнонаемными, добровольцами или мобилизованными, пропадали без вести, получали ранения и увечья, гибли и попадали в плен. По окончании войны подавляющая часть женщин была демобилизована независимо от того, как они это воспринимали. После радости победы и возвращения домой многим бывшим фронтовичкам оказалось нелегко освоиться в гражданской жизни. Далеко не все имели профессию, поэтому страдали материально, а зачастую это осложнялось физическими и душевными травмами, полученными во время войны.
Раскрытие этой малоизвестной темы является важным не только для российской, но и для мировой исторической науки и общественности. С 16 ноября 2002 года по 23 февраля 2003 года в Германии в музее Берлин-Карлсхорст состоялась выставка под названием "Маша, Нина, Катюша! Женщины в Красной Армии 1941-1945", посвященная участию советских женщин во Второй мировой войне. Организаторами выставки выступили немецкий музей Берлин-Карлсхорст, Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Военно-медицинский музей Министерства обороны Российской Федерации (ВММ). ВММ сотрудничает с коллегами из Берлина с 1994 года. На безвозмездной основе музей предоставил немецкой стороне для создания выставки вещественные экспонаты, а также копии документов и фотографий, характеризующих быт советских женщин в военных условиях и их участие в боевых действиях. Кроме того, специалистами ВММ были представлены материалы, освещающие положение женщин-медиков, их героический труд, подлинные условия жизни на фронте. В них отражалось физическое состояние фронтовичек, подробно раскрывались особенности организации медицинского обеспечения женщин — участниц войны, в частности оказания им гинекологической помощи. Особое впечатление на посетителей выставки произвели экспонаты, отображающие условия пребывания в гитлеровских концентрационных лагерях женщин-военнослужащих, плененных на фронте.
Благодаря экспонатам ВММ выставка наглядно отразила многогранную реальность военного времени, подтвердила значимость темы "Женщины на войне".
Преклонясь перед заслугами женщин на войне, Лига Международного Красного Креста еще в 1912 году учредила медаль имени Флоренс Найтингейл как высшую награду медсестрам, отличившимся при уходе за больными и ранеными. Медаль присуждается в день рождения самой Флоренс Найтингейл — 12 мая, раз в два года.
Найтингейл Флоренс (12.05.1820, Флоренция — 13.08.1910, Лондон) — английская сестра милосердия и общественный деятель, во время Крымской войны 1853-1856 гг. наладила полевое обслуживание раненых в английской армии, способствовала созданию полевых кухонь, солдатских бань и прачечных, снабжению лазаретов больничной одеждой, продуктами, перевязочными материалами, что привело к сокращению смертности в лазаретах и значительному улучшению медицинского обслуживания в английской армии.
Флоренс Найтингейл в 1860 году организовала первую в мире школу медсестер в госпитале Сет-Томас (Лондон) и до 1872 года оставалась экспертом английской армии по вопросам медицинского обслуживания больных и раненых. Она автор работ о системе ухода за больными и ранеными, некоторые из них переведены на русский язык. Всю свою жизнь она посвятила улучшению санитарных условий в больницах. На ее гробнице во Флоренции, помещенной рядом с могилами Данте и Микеланджело, сделана надпись: "Она была примером служения людям и прообразом международного милосердия, носителем которого стал позднее Красный Крест".
Медаль имени Флоренс Найтингейл предназначена для дипломированных медицинских сестер и добровольных санитарок, активных членов и регулярно сотрудничающих с обществами Красного Креста и Красного Полумесяца или с другими организациями, оказывающими медицинскую помощь. Этой медалью награждаются указанные лица, отличившиеся в военное и мирное время храбростью и исключительной преданностью раненым, больным, калекам или людям, чье здоровье было под угрозой. Медаль может вручаться посмертно, если награждаемая погибла при выполнении своего долга. Решение о награждении принимает Международный комитет Красного Креста по предложениям национальных обществ, направляемых в комитет.
Медаль изготовлена из позолоченного серебра, на лицевой стороне надпись на латинском языке "В память Флоренс Найтингейл. 1820-1910". В центре изображение женщины со светильником, как символ добра, света, милосердия и надежды. На оборотной стороне медали надпись на латинском языке: "За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества".
Сегодня (данные на 2000 год) число награжденных медалью в разных странах составило почти 1500 человек.
В 1961 году Советский Красный Крест впервые выдвинул кандидатуры для награждения медалью Флоренс Найтингейл. Тогда медаль была присуждена двум нашим соотечественницам, участницам Великой Отечественной войны: гвардии подполковнику танковых войск, писательнице, Герою Советского Союза, москвичке Ирине Левченко и хирургической сестре из Ленинграда Лидии Савченко.
В фондах Военно-медицинского музея хранятся документы, фотографии, переписка, личные вещи сорока четырех из сорока шести советских медицинских сестер, награжденных медалью Флоренс Найтингейл.
В марте 2000 г. жизненный путь Л. Ф. Савченко оборвался и в собрании ВММ был создан её персональный фонд, рассказывающий о жизни и подвигах Лидии Савченко. В него входят многочисленные материалы; личные вещи, награды, фотографии, письма, документы, но на особом счету — врученная ей в 1961 г. медаль с изображением "женщины с факелом" — знаменитая медаль Флоренс Найтингейл.
Участница боев на Ленинградском фронте, Савченко Лидия Филипповна — старшина медицинской службы, операционная сестра 48-го медсанбата 85-й стрелковой Павловско-Пушкинской Краснознаменной дивизии, стоявшей насмерть на подступах к Ленинграду (на Пулковских высотах), родилась 12 июня 1922 года в селе Малая Рубановка Мстиславского района Белоруссии. В 1941 году Лида окончила школу медицинских сестер в Ленинграде и сразу же записалась в дивизию народного ополчения. Ее, как боевую задорную девушку, назначили командиром санитарного отряда. Первое боевое крещение Лида получила под станцией Веймарн Волосовского района, где эшелон с ополченцами внезапно попал под бомбежку. А рядом, на соседних путях запылали вагоны санитарного поезда. Не теряя времени, обжигая руки и задыхаясь в едком дыму, Лида с подругами выносила из горящих вагонов беспомощных раненых, накладывала им повязки, оказывала необходимую медицинскую помощь.
Впоследствии, в бою за станцию Салдус, Лидия Савченко сумела вынести с поля боя 35 раненых бойцов и командиров, сама была тяжело ранена и отправлена в медсанбат. После выздоровления оставлена в медсанбате операционной сестрой.
После окончания войны Лидия Филипповна вернулась на фабрику "Скороход", работала в медсанчасти. Движимая благородным чувством памяти, она занялась составлением картотеки о 3800 погибших скороходовцах: ополченцах, павших на Пулковских высотах, убитых здесь же, у станков. При ее участии на территории фабрики был установлен памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. За проявленные ею храбрость и милосердие при спасении раненых и оказание им помощи Лидия Филипповна награждена Орденом Отечественной войны I степени, медалью "За отвагу", двумя медалями "За боевые заслуги". Лидия Филипповна Савченко, как ветеран Великой Отечественной войны, активно сотрудничала с Военно-медицинским музеем.
В своей книге "Память" Лидия Савченко пишет: "Многие из нас, девушек, пережили на войне самые высокие взлеты души", но ":после войны, когда видели девушку в шинели, шли разные разговоры: Мужчина с фронта возвращался как герой, жених, а если девушка — сразу косой взгляд: "Зачем, что Вы там делали?". И еще подумают всей родней, брать такую замуж или нет? Честно признаюсь, мы скрывали, что были на фронте. Не хотелось слышать лишних оскорблений. Мы хотели снова стать обыкновенными девчонками — невестами".
Товарищи Лиды отзывались о ней как о медсестре, которой можно было доверить собственную жизнь. "Она была незаменимой в операционной: Она была требовательна к себе и жестока к другим, если нарушалась асептика. Здесь не было различия — врач или медсестра. Всем известно, что операционные сестры должны знать: сколько материала на столе, инструментария, все считая после операции, на войне ведь спешка, и обслужить одной медсестре надо четыре-пять столов. А Лида все успевала делать". За всю войну много было случаев, когда Савченко заменяла врача у операционного стола.
Советские женщины, отмеченные наградой Международного Красного Креста, — лишь немногие из героинь, показавших в годы борьбы с фашизмом образцы мужества и милосердия. Десятки тысяч медицинских сестер, санитарок, сандружинниц отмечены высокими государственными наградами Родины.
Начальник Военно-медицинского музея, профессор А. А. Будко,
директор музея Берлин-Карлсхорст, доктор Петер Ян,
научный сотрудник Военно-медицинского музея Л. А. Беспалова.