Штришок к демографиии юк
Южная Корея с "лидирующим" с конца коэффициентом фертильности 0,81 продолжает падать в демографическую пропасть
24 ноября 2022 года
СЕУЛ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ - Бабушка Ю Ён И родила шестерых детей. Её мать родила двоих. Ю не хочет иметь детей вообще.
"Мы с мужем так любим детей, но есть вещи, которыми нам пришлось бы пожертвовать, если бы мы растили детей", - сказала Ю, 30-летняя сотрудница сеульской финансовой компании. "Ну, это стало вопросом выбора между двумя вариантами, и мы договорились больше сосредоточиться на себе".
В Южной Корее много таких, как Ю, решивших либо не заводить детей, либо не вступать в брак вообще. В других развитых странах наблюдаются аналогичные тенденции, но демографический кризис в Южной Корее намного серьезнее.
В сентябре статистическое агентство Южной Кореи объявило, что общий коэффициент фертильности – среднее число детей, рожденных каждой женщиной в репродуктивный период, - составил в прошлом году 0,81. Третий год подряд это самый низкий показатель в мире.
Население впервые стало сокращаться в 2021 году, что вызвало опасения, что сокращение численности населения может нанести серьезный ущерб экономике, 10-й по величине в мире, из-за нехватки рабочей силы и увеличения расходов на социальное обеспечение по мере увеличения числа пожилых людей и сокращения числа налогоплательщиков.
Президент Юн Сок Ёль приказал чиновникам найти более эффективные меры для решения этой проблемы. Уровень рождаемости, по его словам, падает, несмотря на то, что за последние 16 лет Южная Корея потратила 280 триллионов вон (210 миллиардов долларов) в попытке переломить ситуацию.
Многие молодые южнокорейцы говорят, что они, в отличие от своих родителей, бабушек и дедушек, не чувствуют себя обязанными иметь семью. Они ссылаются на неопределенность вялого рынка труда, дорогое жилье, гендерное и социальное неравенство, низкий уровень социальной мобильности и огромные расходы на воспитание детей в условиях общества жестокой конкуренции. Женщины жалуются также на сохраняющуюся патриархальную культуру, вынуждающую их выполнять большую часть обязанностей по уходу за детьми, терпя дискриминацию на работе.
"В двух словах, люди думают, что в нашей стране жить нелегко", - посетовал Ли Со Ён, эксперт по демографической политике Корейского института здравоохранения и социальных вопросов. "Они верят, что у их детей не может быть лучшей жизни, чем у них, и поэтому задаются вопросом, почему они должны беспокоиться о том, чтобы завести детей".
Многие люди, которым не удалось поступить в хорошие школы и найти достойную работу, чувствуют, что они стали "недоучками", которые "не могут быть счастливы", даже если они женятся и заводят детей, потому что в Южной Корее нет развитой системы социальной защиты, заявила Чхве Юн Ген, эксперт Корейского института Заботы о детях и образования. Она рассказала, что Южной Корее не удалось создать подобные программы социального обеспечения во время взрывного экономического роста в 1960-80-е годы.
Ю, финансовый работник из Сеула, поведала, что она до поступления в колледж очень хотела ребенка. Но изменила свое мнение, когда увидела, что коллеги-женщины по офису звонят своим детям из туалета компании, чтобы проверить, как у них дела, или уходят пораньше, когда дети болеют. Она сказала, что её коллегам-мужчинам не приходилось этого делать.
"Увидев это, я поняла, что моя концентрация на работе была бы значительно снижена, если бы у меня были дети", - сказала Ю.
Ее 34-летний муж, Чо Чжун Хви, заявил, что не считает необходимым заводить детей. Чо, работающий переводчиком в IT компании, заявил, что хочет наслаждаться жизнью после многих лет изнурительных поисков работы, которые заставляли его "чувствовать себя стоящим на краю обрыва".
Нет официальных данных о том, сколько южнокорейцев решили не вступать в брак и не заводить детей. Но данные национального статистического агентства показывают, что в прошлом году в Южной Корее было заключено около 193 000 браков, по сравнению с пиком в 430 000 в 1996 году. Также данные агентства показывают, что в прошлом году в Южной Корее родилось около 260 600 младенцев, по сравнению с 691 200 в 1996 году и пиком в 1 миллион в 1971-м. Последние цифры оказались самыми низкими с тех пор, как статистическое агентство начало собирать такие данные в 1970 году.
Кан Хан Бёль, графический дизайнер 33-х лет, решившая не выходить замуж, считает, что Южная Корея – неподходящее место для воспитания детей. Она сослалась на разочарование в связи с гендерным неравенством, широко распространенными сексуальными преступлениями против женщин в цифровой сфере, такими как шпионские камеры, скрытые в общественных туалетах, и культурой, игнорирующей стремящихся к социальной справедливости.
"Я подумаю о браке, когда наше общество станет более здоровым и предоставит равный статус как женщинам, так и мужчинам", - сказала Кан.
26-летняя соседка Кан по комнате Хан Хенджи также решила остаться незамужней ввиду того, что её замужние подруги посоветовали ей не выходить замуж, так как большая часть домашней работы и ухода за детьми ложится на них. Хан беспокоится об огромных деньгах, которые она бы потратила на любое частное обучение детей в будущем, чтобы они не оказались среди отстающих в одержимой образованием стране.
"Я могу вести весёлую жизнь и без брака и наслаждаться жизнью со своими друзьями", – говорит Хан, владелица коктейль-бара в Сеуле.
До середины 1990-х годов Южная Корея поддерживала программы контроля рождаемости, первоначально запущенные для замедления послевоенного демографического взрыва. В стране в государственных медицинских центрах бесплатно раздавались противозачаточные таблетки и презервативы, а для мужчин предоставлялись освобождения от прохождения обучения в военном резерве в случае прохождения процедуры вазэктомии.
Данные Организации Объединенных Наций показывают, что в 1950-х и 60-х годах южнокорейская женщина рожала в среднем от четырех до шести детей, от трех до четырех в 1970-х и менее двух в середине 1980-х.
Южная Корея предлагает различные стимулы и другие программы поддержки для тех, кто рожает много детей. Но эксперт Чой заявил, что уровень рождаемости падает слишком быстро, чтобы увидеть какой-либо ощутимый эффект. В прошлом месяце во время заседания правительственной целевой группы официальные лица заявили, что вскоре ими будут разработаны всеобъемлющие меры по решению демографических проблем.
Южнокорейское общество по-прежнему неодобрительно относится к тем, кто остаётся бездетным или одиноким.
В 2021 году, когда Ю и Чо на своем YouTube канале "You Young You Young" поделились решением жить без детей, некоторые люди разместили комментарии, в которых назвали их "эгоистичными" и попросили платить больше налогов. В сообщениях также называли Чо "стерильным" и обвиняли Ю в том, что она "занимается газлайтингом" в отношение своего мужа.
[Газла́йтинг — Форма психологического насилия и социального паразитизма, главная задача которого - заставить человека мучиться и сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности через постоянные обесценивающие шутки, обвинения и запугивания. Психологические манипуляции, призванные выставить индивида «дефективным», ненормальным – прим.пер.]
Yoo Young Yi and her husband Jo Jun Hwi watch their YouTube channel at their home in Seoul, South Korea, Sunday, Oct. 2, 2022. Many young people in South Korea have chosen not to marry or have children, citing a change of views toward a marriage and family life and uncertainty of their future. (AP Photo/Ahn Young-joon)
Ю Ён И и ее муж Чо Джун Хви смотрят свой канал на YouTube у себя дома в Сеуле, Южная Корея, в воскресенье, 2 октября 2022 года.
75-летний житель Сеула Ли Сон-дже сказал, что для человечества это "закон природы" – вступать в брак и рожать детей.
"В наши дни я вижу некоторых (незамужних) молодых женщин, гуляющих с собаками в колясках и говорящих, что они их мамы. Они что родили этих собак? Они действительно сумасшедшие", - сказал он.
38-летняя Сео Чжи Сон рассказала, что пожилые люди часто называют её патриоткой из-за того, что у неё много детей, хотя она рожала их не ради национальных интересов. В январе она ожидает рождения пятого ребенка.
Семья Сео недавно переехала в квартиру без арендной платы в городе Аньян, которая была совместно предоставлена государственной Корейской земельной и жилищной корпорацией и городом для семей, имеющих, по крайней мере, четырёх детей. Сео и ее муж, 33-летний Ким Дон Ук, получают и другую государственную поддержку, хотя в экономическом плане им по-прежнему тяжело воспитывать четверых детей.
Ким сказал, что ему нравится видеть, как каждый из его детей растет, имея свою индивидуальность и таланты, в то время как Сео считает, что социальные навыки их детей развиваются во время игр и взаимной конкуренции дома.
"Они все такие милые. Вот почему я продолжаю рожать детей, хотя это и трудно", - добавила Сео.