Венесуэльский президент Мадуро собирается устроить референдум, который в случае успеха даст ему народный мандат на присоединение региона Гуаана-Эсекиба, который на данный момент принадлежит Гайане. Вся соль в том, что последний легитимный договор 1966 года между Венесуэлой и Гайаной четко не определял границы, которые будут пролегать между двумя странами. Эсекиба - это 5/8 территории Гайаны, на минуточку.
Немного матчасти с Ютуба.
Вопросы, которые будут задаваться венесуэльцам на референдуме 3 декабря.
Карта Венесуэлы. Гуаяна-Эсекиба - самый восточный штат.
Тг "Вечерний картограф" дает еще интересных фактов:
Оффтоп
Разнообразные голоса шепчут (https://t.me/stranaua/133583), будто бы венесуэльско-гайанский спор перешел в горячую фазу. Достоверно ничего не известно, но вот два факта, которые нужно знать о ситуации на земле:
✔️ Венесуэла практически всю свою историю безуспешно претендует на 5/8 территории Гайаны: все, что лежит к западу от реки Эссекибо. Изначально территориальный спор был венесуэльско-британским, с появлением в 1966 г. независимой Гайаны он стал венесуэльско-гайанским. На венесуэльских картах территориальные претензии издревле обозначаются понятием Zona en Reclamación 1️⃣. Менявшиеся границы притязаний обеих сторон отражены на карте 2️⃣.
✔️ В Гайане есть институты государственной власти. Но, если сказать, что страной управляет корпорация ExxonMobil, это не будет преувеличением, что показало недавнее расследование (https://theintercept.com/2023/06/18/guyana-exxon-mobil-oil-drilling/) The Intercept.
А уж вторглись – не вторглись, мобилизовались – не мобилизовались, это мы завтра узнаем.
Ридовка уже вошла в привычный ей ура-патриотический экстаз, дескать мы не одни теперь такие:
Эсекибо будет свободным: Венесуэла готовится к собственной СВО или готовит референдум — в далекой американской стране хотят вернуть спорный регион
Вслед за Ближним Востоком обстановка продолжает накаляться и в Латинской Америке. На этот раз «возмутителем спокойствия» стала Венесуэла. Всему виной пограничный спорный регион Гуаяна-Эсекиба, который располагается на западе Гайаны и занимает примерно 70% этой страны. Сама Гуаяна-Эсекиба непосредственно прилегает к Венесуэле. Этому приграничному спору около 200 лет, и каждая из сторон считает регион частью своей территории.
С 1980-х годов минувшего века Венесуэла настаивала на проведении прямых переговоров для разрешения приграничного спора. Однако это ни к чему так и не привело. Подлила масло в огонь конфликта обнаружение в спорном регионе больших запасов нефти — момент его обострения наступил в сентябре, когда Гайана объявила тендер на разработку месторождений, в Каракасе, очевидно, такие действия назвали незаконными. После и верховный гегемон, всеми любимые Штаты, пригрозил, что построят военную базу на территории Гуаяна-Эсекиба.
После этого президент Венесуэлы Мадуро объявил в начале ноября о старте «педагогической, поучительной, мобилизующей и радостной» кампании о присоединении Гуаяна-Эсекибы. В рамках этой компании Каракас и собирается провести в начале декабря референдум о включении региона в свой состав.
Шангъянг Кудрявцев о Гайане:
Гайана
Гайана — интересное место. Во-первых, это крохотная страна: меньше миллиона человек населения. Во-вторых, там говорят по-английски (угадайте, как так вышло). В-третьих, население Гайаны состоит из индийцев, индейцев и негров — мощный британский колониальный микс. В-четвёртых, целиком страна называется Кооперативная Республика Гайана.
Стоит ли верить слухам о том, что Венесуэла вот-вот вторгнется в Гайану — решать вам. Я сильно сомневаюсь. На гайанские территории Венесуэла претендует уже двести лет и может спокойно претендовать ещё двести. Впрочем, всякое бывает.
Если, впрочем, слухи хоть на чём-то основаны, то несложно объяснить, почему Венесуэла решила вспомнить про свои территориальные претензии именно сейчас. Несколько лет назад у гайанского побережья нашли гигантские нефтяные залежи, и сейчас экономика Гайаны растёт совершенно нечеловеческими темпами — на десятки процентов в год. Неудивительно, что соседям хочется кусочек.
Будем посмотреть, чем все закончится. Понятия не имею, как Мадуро сможет удержать этот регион, потому что за Гайану, которая сама по себе в военном плане не представляет ничего, вступится Бразилия.