А что в Бразилии есть авиапром. Вот ведь открытие.
А теперь серьёзно.
Знакомьтесь, кто не знает, "Бразильский" самолёт Эмбрайер-190.
Из чего он сделан.
Дизайн
Priestman Goode (Великобритания) — дизайн интерьера и стилистика кабины
Материалы:
Daher (Франция) — композитные части
Hexcel Composites (США) — препреги, композиты, включая углеродные волокна, панели, спойлеры, люки шасси, «соты», конструкционные клеи, рули и прочее
SLCA (Safran, Aircelle, Франция) — композиты, компоненты кокпита
Alcoa Aluminio (США) — алюминивые панели для фюзеляжа
Aleris Aluminium Koblenz GmbH (Германия) — алюминий, ультра-толстые алюминевые части и экстра-широкие полированные алюминивые листы
Advanced Chemistry & Technology, Inc. (США) — герметики для топливного бака и специальные химикаты
Lamart Corporation (США) — ламинаты: APK-пленки для тепловой и акустической изоляции
Активные электронные компоненты
Woodward MPC (США) высокопроизводительные электромеханические системы контроля движения
Компоненты / Приводы
GE Aviation (США) — линейные приводы, системы срабатывания реверса тяги
Microtecnica S.r.l. (Италия) — механические и горизонтальные приводы
Parker Aerospace (США) — система управления полетом
Rockwell Collins ElectroMechanical Systems (США) — механические приводы стабилизатора
Компоненты / Электрика
Crane Aerospace & Electronics (США) — трансформаторы
Компоненты / крепежные изделия
Ateliers De La Hte. Garonne (Франция) — заклёпки
Avibank Mfg. Inc. (США) — Pins, болты, крепёжные детали и аксесуары
Компоненты / светотехника
C & D Aerospace (США) — освещение кабины
Goodrich Interiors (США) — все светильники и лампы.
Honeywell Aerospace (США) — внутренняя и внешная светотехника
Компоненты / механические компоненты
CanRep Inc. (Канада) антивибрационная изоляция
Electromech Technologies(США) — воздуховоды и вентиляторы
GE Aviation Systems (США) — нагреватели лобового стекла
Goodrich (США) — система лобового стекла и дворники
LORD Corporation (США) — антивибрационная изоляция
Rockwell Collins (США) — модули управления дросселем двигателя
Компоненты / датчики
Crane Aerospace (США) — датчики приближения: указатели положения и контрольные датчики на дверях, шасси и спойлерах
Компоненты / структурные части
Asco Industries N.V (Бельгия) — Flap/Slat Mechanisms
California Drop Forge (США) — штамповка деталей шасси
Otto Fuchs KG (Германия) — точная ковка для пассажирских окон
Patricomp Oy (Финляндия) — горизонтальные передние кромки
Precimecan (Франция) — структурные детали
TITAL GmbH (Германия) — алюминивые и титановые детали
Компоненты / переключатели
Electro-Mech Components (США) — механические переключатели и «линзы»
Компоненты / краны
Nichols Airborne Division (США) — топливные краны
Woodward Aircraft Turbine Systems (США) — краны и клапаны для CF34-10
Компоненты / стекла и окна
GKN Aerospace Transparency Systems Inc. (США) — ламинированные ламинированные акриловой окна пассажирского салона
PPG Aerospace Transparencies (США) — окна кабины пилотов
Сборка планера
AERnnova (Испания) — части фюзеляжа: хвостовая часть фюзеляжа и гермошпангоут; Empennages, Horizontal & vertical empennages, including rudders & elevators
Aero Vodochody a.s. (Чехия) — сборка дверей для Latecoere (Франция)
Ducommun AeroStructures, Inc. (США) — части фюзеляжа: фюзеляж и покрытие дверей
ECE (США) — рулевая система
Kawasaki Aerospace (Япония) — крыло
Korean Air Aerospace (Корея) — части фюзеляжа
Latecoere (Франция) — все двери и люки, носовой конус, нижняя нововая часть, части «бочки» фюзеляжа
Patricomp Oy(Финляндия) — Assembly of pressure bulkhead (for AERnnova)
Saint-Gobain Performance Plastics (США) — прочее
SK3000 Aeronautica (Испания) — винглеты
Socata SAS (Франция) — задняя часть фюзеляжа
Sonaca SA (Франция) — крыло: кромки и панели крыла, панели фюзеляжа и киль
Vought Aircraft Industries (Contour Aerospace) (Франция) — крыло: панели крыла и компоненты крыла
Интерьер кабины
Airsigna GmbH (Германия) — сигналы, туалеты и прочее
C & D Aerospace (США) — пол, оборудование туалетов, кресла, и прочее
DeCrane Aircraft (США) — эксклюзивные кресла
Fischer Advanced Composite Components AG (Австрия) — интерьер кабины
PATS Aircraft Systems (США) — интерьеры люкс
Sell GmbH (Германия) — кухни
C & D Aerospace (США) — кресла пилотов, стюардов и контрелеров
«Экологические» системы
Allied International (США) — акустическая изоляция
C & D Aerospace (США) — удаление грязной воды, акустическая изоляция, водяные системы
Goodrich (США) — подогреватели воды, система пиьевой воды
Hamilton Sundstrand (США) — кондиционирование и давление в кабине
Monogram Systems (США) — мусор и грязные воды
Nord-Micro AG & Co. OHG (Германия) — система контроля давления кабины, система вентиляции
Гидросистемы
Parker Aerospace(США/Европейский филиал) — гидравлические системы
PTI Technologies Inc. (США) — фильтры
Шасси
Dunlop Aircraft (Франция) — шины
ECE (США) — управление шасси
Liebherr-Aerospace Lindenberg GmbH (Германия) — шасси
Meggitt (США) — тормозная система
Кислородное оборудование
B/E Aerospace (США)
Системы безопасности
Airsigna GmbH (Германия) — система аварийной посадки (и аварийного освещения)
Artex Aircraft (США) — аварийные передатчики
BaseWest (США) — аварийное освещение, освещение трапов и связанная проводка
C & D Aerospace (США) — аварийное освещение, детекторы дыма и огня, пожаротушение, аварийные трапы
Pacific Scientific Aerospace (США) — пожарные датчики и пожаротушение
Авионика
AMETEK Aerospace & Defense (США) — многоосевые акселерометры
Sagem Défense Sécurité (Франция) — акселерометры и резервные модули для системы fly-by-wire, «чувствительность педалей» и прочее
International Communications Group (Швеция) — системы коммуникации
Honeywell Aerospace (США) — система управления авоникой: Primus Epic integrated avionics suite
Sagem Défense Sécurité (франция) — система мониторинга состояния самолета
Kollsman Inc, (США) — Enhanced Vision Systems (EVS): Kollsman EVS II (Lineage 1000)
Air Precision Clocks (США) — электронные часы
AMETEK Aerospace & Defense (США) — индикаторы кокпита и дисплейные системы
Goodrich (США) — компьютеры, система обнаружения обледенения, все температурные сенсоры, SmartProbe multi-function air data systems
Rockwell Collins (США) — дисплеи и head up guidance system
Thales Avionics (Франция) — электронная система управления полетом
ACSS (США) — система предотвращения столкновений TCAS 3000SP
ВСУ
Barry Controls Aerospace (США) — части ВСУ, вибрация, изоляция, шум
Батареи и аксуссуары
Crane Aerospace (США) — зарядные устройства и анализаторы батарей
Saft America Inc.(США) — никель-кадмиевые батареи
Электрика
ECE (США) — первичная система распределения энергии, распределительные коробки, контакторы
Judd Wire Inc. (США) — электрические провода и кабели
Двигатели
GE Aviation (США) — двигатели CF34-10E
Компоненты двигателя
Aircelle (Франция) — реверс
Meggitt Sensing Systems (США) — мониторинг состояния двигателя, интерфейс и управление питанием (EIPM); вибрации и балансировки вентиляторов
Techspace Aero S.A. (Бельгия) — компрессоры
Vought Aircraft Industries (США) — пилоны двигателя
Топливная система
Argo-Tech Corporation (США) — топливные помпы для главных двигателей
Crane Aerospace & Electronics (США) — масляные фильтры
Goodrich Corporation (США) — компоненты двигателя и топливные форсунки
Parker Aerospace (США) — топливная система
Woodward Aircraft Turbine Systems (США) — дозаторы топлива
Системы питания / передача
BMT Aerospace International (Бельгия) — шасси и другие системы, стойки и шестерни, а так же механизм slat-slat/track
Production / Machining
M. Torres Disenos Industriales S.A.(Испания) — фрезерные гибкие системы
Kahn Industries Inc./Kahn & Co (США) — динамометры и гидравлический динамометр для испытания ВСУ
Omega Technologies, Inc.(США) — все инструменты для сборки планера
Тестирование
CTA — Aeronautical Technologies Centre (Испания) — ресурсные и статические испытания самолета.
Как видим Эмбрайер-190 (да и прочие модели) напичкан импортом. 4 из 6 секции фюзеляжа, крыло и оперение — иностранные. Все компоненты, от шасси до заклёпок, от дверей до стекол, от кресел до двигателей и от авионики до алюминия — в общем всё, ПОЛНОСТЬЮ, из импортных частей, причём от лучших мировых производителей (нет ни одной бразильской компании, только сборка). Даже статические и ресурсные испытания — и то импорт. Бразилия номинальна. Это раз.
Однако бразилия субсидирует фирму Эмбрайер, даже несмотря на санкции ВТО. Почему бы?
На фоне EMB наш суперджет просто суперроссийский. Подумайте:
ВСЁ проектирование и ВСЕ испытания (статика, ресурс и пр) велись в России. У Эмбрайера это импорт.
ВЕСЬ фюзеляж и крыло SSJ делают в России. У Эмбрайера это импорт, 4 из 6 "бочек", крыло, оперение — делают за рубежом.
Композиты для SSJ делают на ВАСО, у Эмбрайера всё импорт.
Двигатели для Суперджета делают в Рыбинске, у Эмбрайера всё импорт.
Метал для Суперджета — российский, у Эмбрайера и заклёпки и металл — импорт.
Дизайн кабины пилотов Суперджета делала жуковская фирма, у Эмбрайера всё импорт.
В создании Суперджета принимают участие и нижнегородские фирмы (Гидромаш, Теплообменник, Скат) и ульяновские, у Эмбрайера всё импорт.
Фирма ГСС принадлежит на 75% России (через 100% российский ОАК), Эмбрайер же принадлежит правительству бразилии на 0.3%, а бразильским банкирам на 33%.
Однако Эмбрайер все считают бразильским самолетом, сделанным бразильской же фирмой. Что мешает кому-то считать SSJ российским самолетом? Вероятно, или недалёкость, или ангажированность, или проплаченность конкурентами.
И последнее. Подумаем, Сухой, имея конкурента в виде Эмбрайера (напичканного лучшими в мире деталями) мог ли взять наше, но … хм… «так себе качества», при всём его желании? Ну если наши производители xxx не могут и не хотят (пока, надеюсь)? возьми ГСС их продукцию — это одно слабое звено уже потянуло бы на дно весь проект. О каком выходе на мировой рынок можно было бы говорить? И тогда противники Суперджета радовались бы простоям в ожидании замены запчасти. Пока наши производители компонент не смогут выдавать продукцию мирового уровня качества с соотвествующим сервисом и гарантиями поставок — рано ещё их ставить на самолет, нацеленный на мировой рынок. Думается, сначала надо завоевать себе в мировой авиации «место под солнцем», а потом идти во всё большую локализацию частей. Или же отечественные производители комплектующих могут предложить свои, скажем, провода вместо того же BaseWest(США). Только вот беда, даже якобы «наш» Ан-148 — тоже имеет импортную проводку. И где же наши производители проводов?
владельцы крупнейших пакетов акций Previ 16.40% и Bozano Group 11.10% (бразильские банкиры), Sistel 7.40% (бразильский пенсионный фонд), Dassault Aviation 2.1%, EADS 2.1%, Thales 2.1%, Safran (Snecma), 1.1%, правительство Бразилии 0.3%. Остальные акции — в свободном обращении (торгуются на бразильской и ньюйоркской бирже).
Интересный факт: после многочисленных скандалов суд ВТО решил что Бразилия вела программу нелегальных субсидий авиапрому, под названием Proex. Суд так же решил что и Канада нелегально субсидировала свой Bombardier Aerospace.
возникает вопрос. Почему Бразилия субсидирует Эмбрайер? Ведь, согласно религии ССЖ-фобов, "это не бразильский самолёт" — ведь на нем американские движки и куча иностранных компонент