Значит, хотите сказку?
Ну что ж, Den, давайте с вами займемся проектированием аэроплана. Заодно разберемся насколько сложное это дело.
И так – Россия, начало 20 века.
Вот, к примеру, решили вы, Den, заняться этим не легким делом и ставите перед подчиненными задачу.
— Надо спроектировать и запустить в производство аэроплан для военных нужд.
Вопрос — как это сделать? А я вам подскажу.
Начнем с проектирования.
Можно пойти двумя путями.
Первый.
Один человек садится за кульман и начинает проектировать все с чистого листа. Начиная от пропеллера и до хвостового оперения включительно.
Второй.
Набираем группу энтузиастов и разделяем нашу проектную работу на части. Один занимается двигательной установкой, второй приборами и бортовым оборудованием, третий планер для самолета чертит, четвертый авиационное вооружение создает и т.д.
И так, по какому пути мы пойдем? Логика подсказывает, что второй путь более перспективен.
Если один человек всем проектированием заниматься станет, так у него, чего доброго, — кукуха слетит от перенапряжения. Или допроектирует он свой аэроплан к Новому, 2008 году.
А вот если разделить работу, то каждый будет только свою тему вести, не забивая себе голову посторонними вещами. Специализация.
А мы с вами будем осуществлять только общий контроль и руководство.
(В скобках замечу, что как вы правильно догадались, это касается не только авиастроения, но и любой другой области производства).
Ну, мы с вами не станем очень сильно дробить наше КБ. Создадим три отдела. Первый – занимается проектированием двигательной установки. По-простому говоря, мотор делает. Второй — проектирует планер или опять таки, говоря по-простому, крылья, хвост, фюзеляж и т.п. И третий — делает вооружение, приборы и все остальное. Садимся поудобнее и смотрим, что нам народ наваяет.
Начнем с последнего отдела. Он самый первый с работой справился. Значит отчитываются:
Вооружение – пошли по простейшему пути. Устанавливаем на аэроплан армейский пулемет, стреляющий назад, да авиабомбу разрабатываем. А пока бомбы нет, вот! Мешок стрел наковали, что бы на германцев высыпать (ловко придумано!). Только пулемет наш, правда, сквозь винт стрелять не может. Так не мы одни такие, за границей то же самое. Ну, это ничего, пусть буржуи придумают, а мы сопрем, потом. Отлично. А с приборами как дела обстоят? Да ни как. Они вам по большому счету и не нужны до 30-тых годов. Вот хорошая идея — наливаем в стакан масло, летчик достает часы, и засекает, сколько пульсаций делает масло в минуту. 3000пульсаций, значит и частота вращения у двигателя такая. Тахометр, говоря по научному, изобрели. Тоже принимается. Молодцы. А как дела с радиосвязью? Более-менее нормально. Разработаны радиостанции, пока довольно примитивные, но азбукой Морзе можно общаться. И весит не много – 24 кг всего. Так у немцев и таких нет. Вот это мы отметим премией.
Переходим ко второму отделу. Тут наблюдаем общемировые тенденции. У самолета уже фюзеляж имеется. Монопланы, парасоли, бипланы и даже трипланы придуманы. Замечательно. А сложно ли, спрашиваем, наладить массовое производство? Ни чего сложного, отвечают. Металлических деталей минимум. В основном деревянные конструкции, клей, ткань и гвозди. В общем, на любой мебельной фабрике. Нет, не верим. Давайте проверим. Открываем Шаврова том.1 и смотрим. Начало века. Взрыв строительства аэропланов. Строят все кому не лень. Некоторые конечно довольно примитивные, но количество поражает. Вот Сикорский. Что ни год – аэроплан. Может быть он сын хозяина промышленного гиганта? Да нет вроде. В гараже делает. Наверное, все-таки не такое уж и сложное производство. Ну, оно и понятно, реечки и палочки. Может у авиагигантов типа Анатра, Дукс или Лебедев по-другому? Смотрим на фотографии. Самолеты рядами стоят, мужики с плоскостями позируют. Что-то станков не заметно. Ан нет! – вот в углу пилорама притаилась, да вон там рейсмус торчит. И все что ли? Ну-у-у…, господа, как-то вы меня разочаровали. Я то думал… Конечно есть свои тонкости, зачатки аэродинамики, расчеты, сопромат в институте изучить надо, то сё…. Но все преодолимо.
Забежим немного вперед, в 30-е г.г. В каждом колхозе создается ячейка Осоавиахима. Начертят колхозники чертежи, мелком, на заборе, топоры да пилы наточат и вперед!, планеры запускать. Благо мотор не нужен. И ума большого тоже.
Привожу цитату «…Одновременно изыскивались пути обработки древесины, ее выбора и сушки. Дерево, в основном сосна и ясень, шло на производство лонжеронов крыльев и фюзеляжа. Были построены сушильные камеры, организовано всестороннее испытание древесины, применены новые способы ее клейки. Повышение долговечности деталей из древесины достигалось применением специальных лаков, обмотки перкалем с последующей лакировкой. Завод сумел организовать самостоятельное производство высококачественных самолетных колес различных конструкций, протяжку профилей ободов для них. С этой целью широко использовался имевшийся у завода богатый опыт производства велосипедных колес….» Хе-хе, Страдивари отдыхает.
Ладно. Нам же чем проще, тем лучше. Решено! Запускаем в производство. Смотрим в реал, что же выпускается?
Завод «ДУКС»
Делает, «Фарманы», «Ньюпоры», «Спады». Очень гордятся, что английский «Сопвич» наладились производить. А свое, рассейское? Тишина.
Завод «АНАТРА».
Ваш, Den, любимый. Начинают, почему-то опять с «Фарманов», потом «Ньюпоры». Потом «Мораны» и ВИ — копия «Вуазьена», который намного хуже оригинала. Наконец то разрабатывают свое. «Анатра –Д» 12тыс. рублей штучка. Но летчики не хотят на нем летать, жалуются – плохой самолет, говорят. Лучше Ньюпор за 11тысяч купите нам. Сняли «Анатру» с производства. Дерьмовый совсем самолет оказался. Больше ни какого заметного следа в истории авиации этот завод не оставил.
Завод «Лебедева».
Тэк-с… те же «Фарманы», «Ньюпор с ложкой», «Моран», «Вуазен».
О! «Лебедь» — вроде бы самолет с русским названием, но только на первый взгляд. Если разобраться – копия трофейного «Альбатроса». Ну, оно и понятно. Назовем, как нравится. Германцы об авторских правах через линию фронта кричать не станут.
Где же отечественные аэропланы, вы спросите??? Погодите, будут и отечественные.
Завод РБВЗ.
Вот здесь ситуация получше! У завода свое производство есть. Только производство это совсем не в связи с самолетостроением появилось. Самолеты для него побочный промысел. Тем не менее, наш второй отдел разрабатывает замечательный аэроплан «Илья Муромец» под руководством И.Сикорского. Смотрим. Может, что-то новое увидим. Да нет вроде, все те же палочки да реечки. Только большой очень. А потому не технологичный. В общем, штучная работа. Единичное производство. Оприоритетились на свою голову. И с силовой установкой проблемы. Моторов не хватает. Вместо 4-х истребителей один бомбардировщик делаем. Ну, это не к нам. Это к первому отделу обращайтесь. Нас ваши проблемы не волнуют. Мы свое дело сделали – вот вам планер. Сделаете хороший мотор, так наш Ильюша в миг похорошеет, и бомб больше возьмет и дальность и потолок увеличит. Мотор нам дайте! Да помощнее!
А действительно, что-то мы про первый отдел совсем забыли. Увлекли-с внешними формами.
Итак, посмотрим, как там дела в первом отделе. Сделали двигатель то? Молчат скромно, глаза потупили. Что-то у меня не хорошее предчувствие.
Так и есть. Облажались по полной.
Ни то что не производится. Даже не создано ничего. Ни скажу, что не пытались. Попытки были. И кое-что даже военным показывали. Но… как бы это по мягче выразиться. В общем, про таких, говорят – спроектировал, не приходя в сознание.
А как там дела за границей?
Ого! В пору от зависти удавиться. Двигатели воздушного, двигатели жидкостного охлаждения, звездо- и v-образные, от 50 до 300л.с., 8-14цилиндровые, и чего только не напридумывали! А с производством как? Ведь мало разработать надо еще производство наладить. И тут все прекрасно. Англия за время войны выпустила 41тыс. двигателей! (Только в 17году 11,5т.штук). Германия – 39тысяч. (Только на BMV работало народу больше в два раза, чем на всех русских авиазаводах вместе взятых). Французы только в том же 17году – 23тысячи движков произвели.
Хероватое сравнение получается. Вроде самолеты строим и авиация есть, но если в суть вещей вникнуть, то это не мы строим – это англичане с французами строят. А у нас гигантизм за счет чужих конструкторов.
Так может и не париться. Купить лицензию, да и делать как китайцы? Так и тут не получается ни как. Технологии не позволяют. И специалистов нет. Некому. Машиностроение совсем не развито. Максимум, что можем – собрать на коленке из привозных деталей и то кое-как. Даже примеров приводить не буду. При желании сами найдете.
Как в том анекдоте из нашего времени.
Собрали наши гениальные ученые компьютер для военных. Очень он генералам понравился. И пыли не боится, и влаги, и на чудовищных вибрациях и перегрузках работает. И грузить его можно, с высоты на бетон бросая. Только если разобраться, то окажется, что процессор, винчестер и прочие потроха в нем «made in China». И ничего окромя ударопрочного фюзеляжа мы генералам предложить не можем.
Вот такая безрадостная картина, Den, вырисовывается.
Грузите вы на пароход в Югороссию не знамо что. В лучшем случае второй и третий отделы. А первый – нет. Просто грузить нечего. Вот и удивляюсь я. Что же такое у вас там летает. НЛО?
РС. Поздравляю всех с 7ноября.