Нам остается вкратце коснуться экономики возрожденной Византии.
Война крайне разорила Балканы. Болгария и Дунайские княжества были опустошены военными действиями и сделались на некоторое время регионами работающей на местные потребности аграрной экономики. В еще более жутком состоянии достались позднее Ромее земли в Азии, особенно те, по которым прошлись кизилбашские орды. Переживший уличные бои Константинополь лишился половины населения, и в городе еще долго виднелись обширные пустыри.
Но Греция – континентальная и островная – явилась счастливым исключением. Военные действия не затронули ее территорию, малочисленные турецкие гарнизоны сравнительно легко были изгнаны греками после взятия Димитрием Константинополя. Греция сохранила тот высокий уровень экономического развития, каковой она имела и при Османах, а открытие безбрежного русского рынка повело к быстрому подъему греческой промышленности.
В стране и ранее существовала высокая товарность аграрного сектора. На продукцию греческого сельского хозяйства — хлопок, табак, шелк-сырец, воск — стабильный и растущий спрос предъявляли промышленно развитые страны Западной и Центральной Европы. Значительная часть произведенной в Греции продукции вывозилась морским путем. В первой половине XVII века значительными морскими портами оттоманской Греции были Месолонги, Галаксиди, Арта, Патры, Корони, Метони, Наварин. На XVII век приходится становление, точнее говоря — возрождение греческого судоходства. Два порта в Коринфском заливе — Месолонги и Галаксиди — стали важными базами греческого судоходства. Особенно впечатляющим был прогресс Месолонги. С 20-х годов ХVII в. основным занятием жителей становятся торговое судоходство. Количество и водоизмещение их кораблей постоянно растут. Наряду с каботажным плаванием, они начинают посещать большие порты Средиземноморья: Салоники, Геную, Неаполь, Марсель. В результате торгово-мореходных операций, все более и более значительного масштаба, создаются серьезные греческие капиталы, которые начинают конкурировать с иностранными не только на рынках Леванта, но и за их пределами, претендуя на преимущественное положение в осуществлении внешней торговли".
Рост торговли и судоходства наблюдается и на островах Эгейского моря, которые обозначаются в современных документах как Архипелаг. Эти острова, благодаря своим природным условиям, были и остаются "садом" Средиземного моря. В больших количествах здесь выращивались апельсины, лимоны, виноград, оливки. На некоторых островах производились вина. На всю Европу славились вина Санторина (Тира). На некоторых островах существовало и шелководство. Центром его был Хиос — самый населенный остров Архипелага. Население его составляло 100 тыс.. Помимо собственного шелка-сырца, его привозили с других островов Архипелага, а также из Пелопоннеса и Загоры (Фессалия). На этом сырье работали мастерские Хиоса, вырабатывавшие различные виды шелковых тканей, в том числе дамассе, составлявшую конкуренцию аналогичному венецианскому товару. Купцы Хиоса, имевшие компаньонов в Смирне (Измир) и Константинополе, проявляли большую активность на рынках Леванта. Торговлю Архипелага обслуживал зарождавшийся флот трех мореходных островов — Идры, Спецце и Псарры.
Развитие торговли и ремесла способствовало оживлению городской жизни Греции. Наиболее значительными городами Греции в эту эпоху были Салоники и Янина. Салоники насчитывали около 40 тыс. жителей. Салоники были одним из самых развитых торгово-ремесленных центров империи. Здесь в 1614 г, была основана суконная мануфактура — первая суконная мануфактура в Ромейской империи, вскоре оказавшаяся далеко не единственной. В городе существовало развитое ремесленное производство. Двадцать четыре эснафа объединяли ремесленников различных профессий. Некоторые из ремесленных корпораций были построены по национальному принципу. Например, важный цех меховщиков состоял только из греков, производителями же муслина были только турки. Но существовали и смешанные по национальному составу цеха. Через Салоники шел и самый значительный поток морской и сухопутной торговли Балкан.
Купцы Салоник обслуживали также торговлю европейских владений империи, где был большой спрос на товары Македонии, прежде всего шерсть, хлопок, пряжу, табак. Македонский же потребитель предъявлял спрос па войлок, стеклянную посуду, изделия из железа, мебель и украшения. Этот товарообмен осуществлялся посредством снаряженных греческими купцами караванов.
Первое появление евреев в Салониках в османскую эпоху относится к концу XV в, Значительную часть их составляли беженцы из Испании. На новой родине они и их потомки занимались торговлей и ремеслом. Однако в торговле евреи не смогли занять значительных позиций в регионе, благодаря купеческому искусству и организации греков. Большинство евреев Салоник были искусные ремесленники: кузнецы, плотники, прядильщики, портные, красильщики, мельники, пекари, сыровары, гончары и т.п. Особым мастерством славились евреи-ткачи. Производимая ими грубошерстная ткань аба, прочная и водонепроницаемая, подходила для одежды солдат, моряков, пастухов. Правительство закупало эту ткань в большом количестве для нужд армии.
Другим торгово-ремесленным центром Греции была Янина. Если для Салоник в XVII в. были характерны черты мегаполиса, то в облике столицы Эпира ощутимо чувствовалась греческая национальная струя. Своим возвышением город был обязан прежде всего торговле. Расцвету торговли Янины, имевшей репутацию "эпирского Марселя", способствовало ее выгодное положение узла 11 главных дорог, которые вели к побережью Ионического и Адриатического морей и во внутренние районы Эпира, Македонии, Фессалии и Албании. По этим дорогам янинские купцы со своими караванами из мулов и лошадей объезжали северные греческие земли и примыкающие области Европейской Турции, закупая различные продукты, на которые был спрос за рубежом: шелк-сырец, табак, шкуры, хлопковую пряжу. В столице Эпира ремесленное производство получило большое развитие. В XVII в. в городе имелось свыше 30 ремесленных цехов, в которых было представлено около 100 профессий. Особенно процветали такие ремесла, как скорняжное, кожевенное, свечное, ювелирное, позументное.