Радуга пишет:
Проблема в том, что деньги, полученные от экспорта сырья никуда не вкладывались. Они шли либо на оплату предметов роскоши, либо на новое производство сырья. Порочный круг, который необходимо разрывать любой ценой.
Это все ерунда. Вы забываете, что импорт предметов роскоши никуда не денется, только из английского станет французским. И деньги на него будут выжимать из мужичков. Вы забываете, что таможенные сборы были важной статьей бюджета. Вы забываете, что экспорты сырья — это, например, хлебный экспорт. То есть деньги идут в сх, на которое завязана большая часть населения. Вы забываете, что экспортом сырья оплачивается импорт не только предметов роскоши, но и машин, необходимых для промышленного развития России. С начала 19 в. возрастают темпы внедрения в промышленность машинной техники, импортируемой в основном из Англии. Применение машин, в свою очередь, стало одной из важных предпосылок роста наемного труда в промышленности, повышения его производительности.
Вы рассуждаете чисто абстрактно. Этак вы станете ругать всех за экспорт сырья, как будто это не часть экономической жизни. "Порочный круг" есть только в вашем воображении.
Чтобы не оставаться голословным, приведу несколько цифр. И вы приведите.
В первой половине 19 в. расширялись внешнеторговые связи России. Свыше 9/10 объема ее внешнеторгового оборота приходилось на долю Европы. Страны Европы покупали в России хлеб и сырье, Россия же ввозила машины, инструменты, хлопок, краски и пр.
Годы Вывоз Ввоз
(в тыс. руб. сер.)
1801-1805 75 108 52 765
1806-1808 43 169 31 819
Мы видим, что торговый баланс России был активным.
Данные по русскому бюджету на 1810 г.
Таможенных сборов 10 858 785 р.
Это от эспорта сырья. А вот обложение тех, кто должен поднимать промышленность
С купеческих капиталов 5 255 348 р.
С мещан и цеховых 3 014 724 р.
А вот к примеру расходы, денежек на которые хватает от пошлин. Может, урежем?
Народного просвещения 2 508 725 р.
По части водяных и сухопутных сообщений 2 546 952 р.
Радуга пишет:
Кстати рынок капитала завязанного на английскую торогвлю оценивался ЕМНИП в 50 млн. руб.
А рынок рабочей силы — сотни тысяч рабочих рук (преимущественно сезонных).
Урезать осетра! А сезонные рабочие для промышленного переворота — надо ли обьяснять, почему малопригодны?