М-да. Настоятельно рекомендую коллегам Ымы и Биверу еще раз внимательно перечитать Щербатова.
ымы пишет:
Хана экономике. Потому как инфляция-то взлетит
То, о чем я писал в ЛС . мыслим догматически, коллега. Заглянем сперва к Шарапову:
"Предположим теперь, что в уездe действует отделение Государственного Банка, кроме самостоятельных кредитных операций, питающее еще целую сеть мелких банков — приходских касс. Учетные комитеты отделения и касс организованы, допустим, весьма совершенно. Они не отпустят ни одного кредитоспособного, не выдадут ни рубля не на дело или в неверные руки.
Начинается работа.
В виду явного недостатка в знаках в уезде, требование на деньги будет по началу огромное. Как сухая губка втягивает влагу, так и исстрадавшийся без кредита уезд начнет всасывать оборотные средства и пускать их в ход. В это время эмиссионный банк подкрепляет yездные кассы нужными количествами денег. Чрез самое короткое время, вследствие расходования этих денег заемщиками в видe всяких платежей, в разных руках начнут скопляться денежные знаки, свободные от немедленного расходования. В непосредственной близости находится касса, куда эти знаки можно отнести на вклад, или текущий счет, получая за них проценты. Начнется прилив вкладов, который будет настолько меньше их отлива из касс, насколько есть в наличных деньгах нужда. Но вот, уездная и приходские кассы кредитуют дальше и дальше. Число обращающихся знаков растет, растет количество вкладов. Наступает момент насыщения, когда количество денег, выдаваемых и получаемых сетью касс, выравнивается. В этот момент ходит в данном районе, очевидно, то именно количество денег, какое нужно для населения, ибо если бы оно было меньше, приток вкладов не достигал бы выдаваемых ссуд, если больше, излишние знаки явились бы немедленно искать себе процентного помещения.
Очевидно, что случай равенства количества ссуд и вкладов возможен только в теории. Практически будет всегда превышение одних над другими. Во время застоя в делах ссуд будут брать меньше, наоборот, начнут притекать вклады. При оживлении дел получится обратное. Цифра, выражающая потребность данного района в денежных знаках, будет вечно изменяться, отражая состояние сделок. Но в руках банкового управления имеется регулятор, позволяющий удерживать постоянное равновеcиe и производить полезное воздействие на промышленность. При застое и приливе вкладов понижается процент по вкладам и ссудам,— промышленность поощряется более дешевым наймом денег. При промышленной горячке и усиленном требовании денег вкладной и ссудный процент повышаются,— поощряются осторожность и спокойствие. Верная и умелая учетно-ссудная политика может служить великолепным регулятором денежного обращения и надежной гарантией постоянства ценности бумажных денег, хотя бы не обеспеченных никаким металлом. Очевидно, что при таком устройстве кредита и денежного обрашения не может быть речи ни о каком излишнем выпуске бумажных денег. Наоборот, через самое короткое время, с развитием чековой системы и текущих счетов, это количество начнет сокращаться, за надобностью, без всякого стеснения для народного труда и оборотов."
А теперь открываем Кейнса, "Общая теория занятости, процента и денег", и обнаруживаем, что там с матмоделью и кривой "функции спроса на деньги" написана в сущности такая же (с вашей точки зрения) ересь. А после вспоминаем как прошло в странах Запада после великой депрессии применение кейнсианских рецептов по денежному обращению на практике. Обвальной инфляции как-то не припоминается.
ымы пишет:
Бивер пишет:
цитата:
денежное обращение внутри страны должно было быть основано на принципе доверия но не к золоту, как тогда было принято, а к власти.
США сейчас. Но как Вы себе представляете практический процесс введения такого доверия?
С доверием теперь уже коллега Бивер загнул. Уж кто-кто а Щербатов доверять эмиссию российскому Минфину был ну совершенно не склонен. У Щербатова даже размен на золото ОФИЦИАЛЬНО отменять не предлагается — он предлагает просто выпустить необеспеченнное золотом количество бумажных денег в рамках потребностей экономики — исходя из того самого спроса на них и имевшейся в то время скорости оборачиваемости. Ничего оригинального тут кстати нет — в той же Франции едва ли четверть оборачивавшейся бумажноденежной массы была в те годы реально обеспечена золотом. Судя по ряду высказываний Щербатов был близко знаком с идеями тогдашних американских финансистов, сформулированных в знаменитой работе Ирвинга Фишера "Покупательная способность денег". В предисловии к работе "Государственно-народное хозяйство России в ближайшем будущем" Щербатов прямо предлагает пригласить в качестве консультанта при проведении реформы тогдашнего финансового советника президента Тафта и будущего крестного отца Федеральной Резервной Системы Чарльза Артура Конанта, который как раз в то время так же пропогандировал "протокейнсианские" идеи, реализованные им затем при создании ФРС — «эластичность» денежной массы без жесткой ее привязки к золотому запасу, защита банковских резервов с помощью политики манипулирования учетной ставкой и предотвращение кризиса путем вызволения отдельных банков из кризисных ситуаций. Своевременно выпускаемые облигации государственного долга, по мысли Конанта, будут поглощать избыточную денежную массу. Иными словами, финансирование государственных расходов станет выгодным каналом размещения сбережений.
По поводу "механизма доверия"- перечитываем Щербатова. Итак:
"Необходимо созвать Высочайшую комиссию по Высочайшему повелению, из общественных деятелей, знакомых с государственным народным хозяйством, для предварительного обсуждения смет чрезвычайных расходов. Мнение комиссии должно служить основанием правительственного законопроекта, и решение Государственной Думы и Государственного Совета будет основано как на мнении комиссии, так и на заключениях правительства, следовательно, будет всесторонне освещено. При этих условиях правительственные законопроекты будут не искусственными фабрикациями чиновничьего измышления, а выражением народных потребностей и народного творчества."
"Осуществление этих задач возможно:
отделением Государственного Банка от Министерства Финансов и непосредственным подчинением его Государю Императору, как Банка, выражающего собою нужды и условия русской торговли и промышленности, созданием целой сети крупных и мелких учреждений кредита на началах банковского и денежного обращения и предоставлением права Государственному Банку управлять учетным процентом, основываясь на интересах торговли и промышленности и имея в виду государственную пользу. Пользуясь указаниями современной финансовой науки, и эмиссионная деятельность Государственного Банка, обеспеченная общими торговыми оборотами государства, может быть втрое более наличности звонкой монеты и это начало сразу даст возможность выпустить еще на два миллиарда кредитных билетов, но не правительственных, а банковских, т.е. состоящих в распоряжении не петербургского чиновничества, а представителей русской торговли и промышленности.
Для осуществления банковского дела в России нужно:
1). Преобразование государственного банка в самостоятельное учреждение, подчиненное непосредственно верховной власти;
2). Государственный банк должен быть представителем русской торговли и промышленности, а потому акционерным;
3). Акции его должны быть мелкого наименования, доступные мелкой промышленности и торговле;
4). Государственный банк должен быть народным банком (т. е. национальным), а потому акции его должны быть распределены между торговыми и промышленными центрами и областями России согласно их торгово-промышленным оборотам и в них перераспределения между различными торгово-промышленными группами;
5). Управляющий банком должен быть по Высочайшему назначению. Правление и совет банка должен быть наполовину по выбору из акционеров банка и наполовину по Высочайшему назначению;
6). Акционерами могут быть только лица, пробывшие не менее десяти лет в русском подданстве и не состоящие в двойном подданстве;
7). Государственный банк оплачивает миллиард рублей золотого запаса из своего основного капитала. Остальная часть государственного золотого запаса поступает в военный фонд и часть в обеспечение заграничных платежей по государственному долгу;
8). Государственный банк имеет неограниченное право выпуска кредитных билетов;
9). Государственный банк не имеет права непосредственно учитывать торговых и промышленных векселей. Он является банком банков по краткосрочному кредиту.
До обсуждения вопроса о преобразовании государственного банка в правительственных сферах необходимо созвать комиссию из представителей крупной и мелкой торговли и промышленности без участия представителей ведомств для представления ей своих соображений."
ымы пишет:
потому что на российский протекционизм ответом будет протекционизм остальных.
Коллеги, для начала позвольте поинтересоваться, где вы в программе Щербатова обнаружили оголтелый протекционизм?
ымы пишет:
Нулевое доверие. После трюка с "бумажными деньгами"?
Примитивно толкуете, колега. На момент написания работы Щербатова — система "доверия" в международной торговле при отсутствии у одной из стран-партнеров золотого стандарта уже выработана. Персонально для вас процитирую Ирвинга Фишера (написано в 1911):
"Одной из наиболее интересных систем частичной разменности является система, известная теперь как “Gold-Exchange Standard”, при которой страны, не имеющие строгой золотой валюты, тем не менее поддерживают твердый паритет с золотом через внешние биржи. При этой системе правительство или его агенты хотя и не разменивают своих денежных знаков на золото, но разменивают их на векселя, подлежащие оплате золотом за границей, т. е. на иностранные девизы. Это значит, что правительство продает векселя на Лондон или Нью-Йорк по установленной цене. Денежные знаки, которые оно таким образом получает и в известном смысле разменивает, оно держит вне обращения, пока цена иностранных векселей не упадет (т. е. пока спрос на размен не прекратится).
В то время как смысл “Gold-Exchange Standard'a” заключается в полном или частичном размене на золото туземной монеты, однако фактически не встречается необходимости иметь золото в стране, где применяется эта система. Так, например, филиппинское правительство не дает золота в обмен на серебряные pesos'ы, даже если золото и требуется для экспорта в Нью-Йорк. Вместо этого оно имеет запас золота в Нью-Йорке и “разменивает” филиппинские pesos'ы просто векселями на это золото. Так как этот вексель может быть предъявлен в Нью-Йорке, то он служит цели золотого платежа за экспортируемые товары. Цена при продаже включает комиссию за обмен, соответствующую обычному превышению над “золотой точкой” (Gold point); это значит, что правительство взимает с филиппинских торговцев эквивалент фрахта, страхования и других издержек по доставке золота в Нью-Йорк.
Должно быть ясно, что система “Gold-Exchange Standard” только номинально является системой размена. На самом деле это есть только система манипулирования с национальной валютой таким образом, чтобы предохранить ее ценность от расхождения с паритетом на золото больше, чем на величину обычной курсовой разницы между двумя странами с золотой валютой. Эти манипуляции заключаются в том, чтобы сократить количество денег в обращении, когда курс достигает известного предела выше паритета, и, наоборот, увеличить количество денег в обращении, когда курс опускается несколько ниже паритета. Сокращение количества денег в обращении достигается продажей заграничных векселей и изъятием из обращения полученных за них денег, тогда как увеличение количества денежных знаков в обращении достигается выпуском ранее изъятых денег в обращение или в случае необходимости новой эмиссией.
Когда система эта становится уже привычной, она будет так же успешно действовать, если бы даже вес серебряных монет был еще больше уменьшен или если бы взамен их были выпущены бумажные деньги. Понятно поэтому, что система “Gold-Exchange Standard” есть практически та же самая система, которая в настоящее время существует для бумажно-денежного обращения в Австрии. В этой стране бумажные деньги в действительности неразменны, но они держатся наравне с паритетом благодаря продаже валюты на Лондон....
Как видно, предложенная здесь схема не потребует переворота в мировом денежном обращении. Она потребует немного больше, чем простого объединения нескольких операций, уже осуществляемых отдельно, а именно: 1) вычисления index numbers'ов, как делается в настоящее время Американским “Bureau of Labor”, 2) покупки и продажи векселей, как это делается в настоящее время филиппинским правительством, 3) покупки и продажи золота, как это делается в настоящее время в Австрии, 4) периодического пересмотра золотых паритетов, как это было сделано, по крайней мере, однажды, когда ныне действующая система вводилась в Индии, на Филиппинах, в Панаме и Мексике. Пересмотр паритета является единственной чертой, которая может быть названа чем-то новым, но это не может быть признано причиной, вызывающей колебания ценностей, так как единственной целью этого пересмотра является предотвращение колебаний, от которых мы страдаем в настоящее время. Ни этот периодический пересмотр паритета, ни какая-либо другая деталь предлагаемого нами плана не требуют никаких изменений в циркуляторных средствах. Каждая нация продолжала бы пользоваться привычными денежными знаками, золотыми ли, серебряными или же бумажными деньгами. Обыкновенный человек и не заметил бы никакой перемены.....
На самом деле не было бы, по-видимому, большей опасности доверять Австрии при условии договорного соглашения, что она будет поддерживать курс своих гульденов на идеальном уровне с товарами в соответствии с index number'ом, чем доверять ей, как в настоящее время, поддержание устойчивого курса на Лондон или чем доверять правительствам Индии, Мексики, Панамы или Филиппин поддержание ими паритета между переоцененным серебром и золотом. Функции, заключающиеся в этой системе, ясны, действия, требуемые ею, определенны. Отступления от точных условий договора будут немедленно замечены и повлекут за собой справедливое возмездие и наказание соответственно международной важности этого нарушения. "