Den пишет:
Эти эпизоды что-то решали?
Именно они являются "иллюстрациями" Цусимы. Броненосец "Орёл" никто и никогда за сдачу в плен не обвинял, т.к. он находился в положении шлюпа Невельского. А про Небогатова... Вам, полагаю, известно, как поступил в аналогичной ситуации на однотипном (с небогатовским) корабле капитан Миклухо-Маклай?
Den пишет:
И флаг адмирала был изначально на миноносце? Если бы Сенявин дав бой и умудрившись его проиграть оказался бы в шлюпке и сдался претензий к его храбрости не было бы.
??? А к Рожественскому есть, ибо — дал бой, стал причиной гибели сотен и тысяч подчинённых (страшной, военно-морской смерти), а сам спасся в плен!!!
Den пишет:
Когда предложили сдаться.
Я писал в другом смысле. Вы поняли: "Это когда это было?..." А смысл фразы был: "Это тогда, когда он..."
Den пишет:
Мне пардон начхать на их "охоту". Есть приказ и враг. Кто-то сражается с врагом выполняя приказ — это военный. Кто-то сдается "на выгодных условиях" — это трус. Третьего не дано. Это аксиома.
Третье, как не удивительно, дано. Я мог бы вам напомнить про НК "Свободная Германия", про немецкого генерала, который сдался во время "Багратиона" вместе со своим соединением. Но это было много позже. Здесь же наиболее характерным примером является "боевой путь" прусского вспомогательного корпуса в 1812 году. Как бы ни были плохи англичане в начале XIX века, но Наполеон к тому времени (к 1805 — 1807 годам) стал ещё хуже.
Den пишет:
Офицера это не касается. Это дело дипломатов.
Хороший, честный офицер всегда должен быть ещё и политиком, ибо война есть продолжение политики другими (т.е. насильственными) средствами.
Den пишет:
Честь офицера не позволяет нарушать присягу отказываясь выполнить прямой приказ императора и предавать эскадру в руки врага. И отмазки на то что Сенявин — ясновидящий, не катят.
При чём здесь "ясновидение"? Коллега, в характерах людей надо разбираться. Вот вы отбросили в сторону тот довод, что "Ушаков являлся частью элиты". Пусть так (хотя доводов обратного никто так и не услышал). Но вот Сенявин к элите, к аристократии своего времени принадлежал безусловно. И потому он был, грубо говоря, "сам себе на уме", "сам для себя император".
Вам знакома фраза, произнесённая одним известным сабжем несколько позднее разбираемых событий: "Русские дворяне служат России, а немецкие — мне" (т.е. Николаю I). Вот от неё и нужно отталкиваться. Сенявин-аристократ вдали от России (в стиле главного героя некоего российского мюзикла) взял на себя смелость самому решать, что в интересах лично Александра I, а что — в интересах России.
Сразу замечу — это чтение мыслей исторического персонажа. Я их читаю точно так же, как и коллега Ден, когда объявляет лиссабонские события последствиями флотоводческой трусости Сенявина.
Den пишет:
Я не говорил — профранцузские.
То есть для действий вместе с французами Ушакова придётся уламывать так же, как и всю российскую аристократию. По вашему сценарию у Павла это получилось. Но если Павел смог уломать десятки и сотни влиятельнейших людей, то почему это не получится с Сенявиным?
Den пишет:
Конечно ему свезло что император был слабый, но разве это оправдывает и позволяет ставить рядом с Ушаковым позоря таким сравнением последнего?
Коллега, это сравнение, это сопоставление сделал сам Фёдор Фёдорович. А его никто не мог заставить дать ложную похвалу, тем более, что с Сенявиным они и были, и остались в натянутых личных отношениях.
Den пишет:
девушка вместо того чтобы сопротивляться — раслабилась и "получила удовольствие".
Вот именно, и Сенявин "расслаблялся" за всю эскадру. Это тоже вариант мужества, причём не личного, а руководительского. Мы ведь не обвиняем Александра I за Тильзит сам по себе, за сдачу целой в вынужденных условиях. Мы обвиняем его совсем в другом. Так почему в отношении Сенявина мы должны наши критерии менять на 1800?
Den пишет:
флаг и честь это "вещи"
В морально-политической области? Безусловно. И вещи первоочерёдной важности.
Den пишет:
"Рафаил" плох — не выдержит серьезного шторма, "Ярослав" чуть лучше.
Линейные корабли, которые не способны выдержать шторм, также не способны к ведению боя. Бортового залпа не выдержат, знаете ли.
Должность: нарком обороны СССР.