Игорь пишет: Sergey.. ¶
Игорь пишет:
Sergey-M пишет:
цитата:
вы размеры этих судов представляете.Они не в 500 и не в 5 тыс тонн водоизмещения
Под конец существования там верфи в третьей четверти 19 века когда река уже очень сильно обмелела там пароходики ремонтировали даже. Да и не единичный это пример.
К вопросу о судоходности речек.
Мне попадалась статья "брокгауза" на http://gatchina3000.ru/, они это дело разбирали на примере Дона (к сожалению не помню название статьи)
Реки теряют судоходность от сельского хозяйства — смыв с распаханных берегов => обмеление.
Кстате любой байдарочник знает и без брокгауза — в ненаселенке отмель верный признак деревни.
Пы Сы
Нашол — статья называется "Дон"
Причины ослабления судоходности реки заключаются в следующем. Внимательное изучение русла Д. показывает, что эта река была некогда судоходна на всем своем течении, потому что повсюду, где только нет искусственных засорений в виде карчей и перекатов, Д. безусловно судоходен: ни подводных камней, ни быстрин в нем нет. Русло состоит большею частью из желтого песка; оно при правом возвышенном береге более глубокое, и течение более тихое — плес; местами русло на несколько верст почти прямое и при таких условиях для сплавки судов безопасное. Переходя от гор в луговую сторону, Д. сразу становится гораздо шире, извилистее, быстрее; появляется более отмелей, или вдавшихся в русло реки песчаных кос. Местами встречается и суводь — вид водоворотов, происходящих от того, что, перекатившись через невысокий берег колена реки, вода с быстротою поворачивает назад к руслу. Такие опасные для судоходства колена реки называются по-местному рынками. Разрушение непрочных берегов Д., состоящих из песка, мергеля, мела и т. п., началось с исчезновением из придонского края кочевников, не возводивших построек и не возделывавших земли; заступившие их место казаки и всякие "выходцы, сходцы и переведенцы" из внутренних областей предпочитали селиться по берегу Д. и его главных притоков; возделанная ими прибрежная полоса земли, по выражению местных крестьян, "поползла и проваливалась"; начались обвалы берегов вместе с растущею на них растительностью; образовались огромные овраги, по которым весною и осенью проливные дожди уносили намытую почву прямо или через посредство его притоков в Д. Разрушение берегов и обмеление Д. сказались особенно заметно в периоде кораблестроения на Воронеже, когда были вырублены миллионы десятин леса для флота и для постройки и отопления вновь построенных городов на прибрежье Азовского моря. Загрязненная река уносила ил в Азовское море, вследствие чего обмелело и взморье и донские гирла, и уже при Петре I пришлось подумать о судоходности самого устья. Огромные деревья, упав в воду вместе с частью берега, на котором они росли, ложились нередко поперек русла, заносились песком и цементировались мергелем и мелом, таким образом образовалось большинство перекатов. Против сел и станиц, где в течение почти 300 лет зимою выбрасывались на лед мусор и навоз, образовались мели; против наиболее крупных поселений образовались целые острова.
итд итп — http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/037/37175.htm
Так что в двенадцатом веке баржи поплывут по Москва-реке только в путь.