Радуга пишет:
Вы хотите показать грекам, армянам, грузинам, сербам, болгарам и т.д. что их церкви будут "ассимилированы"?
Причем тут греки, армяне, сербы и пр. болгары? Киевская и Московская митрополии это русская православная церков, причем еще, ЕМНИП, при прадедушке Ивана IV единая. И Киевская митрополия была учреждена властями ВКЛ в противовес Москве.
"Понять причины и суть всяких попыток отделения Церкви на Украине от Русской Православной Церкви как нельзя лучше помогают обстоятельства возникновения обособленной от Всероссийской Церкви Киевской митрополии в XV веке. В 1437-1438 гг. состоялся печальной памяти Ферраро-Флорентийский Собор, на котором епископат Константинопольской Церкви (за исключением св. Марка Эфесского) признал власть папы Римского, принял унию и, таким образом, отпал от Православия. Среди наиболее активных поборников унии был митрополит Киевский и всея Руси1 Исидор. Однако вскоре после своего прибытия в Москву Исидор был с позором изгнан великим князем и бежал в Рим, где получил титул кардинала. Во главе же Русской Церкви стал св. митрополит Иона, избранный самостоятельно Собором русских епископов ввиду отпадения Константинопольских Патриархов от Православия.
Предоставим далее слово историку Русской Церкви митрополиту Макарию (Булгакову): "В Риме... понимали, что отнять у Ионы власть над теми епархиями, которые находились во владениях русского государя, решительно отвергшего Флорентийскую унию, нет возможности, а рассчитывали только на епархии русские, находившиеся во владениях польско-литовского короля Казимира, последователя римской веры.
В этих видах папа Каллист III (21 июля 1458 г.) по совещании с своими кардиналами и с согласия Исидора положил разделить Русскую Церковь на две части, и ту половину ее, которая состояла в областях Литвы и Польши,.. отнять у Ионы и предоставить особому митрополиту".2
В 1458 г. униатский Константинопольский лжепатриарх рукоположил в Риме особого митрополита Киевского для Малой и Белой Руси Григория.3 Все это неоспоримые факты, которые любят обходить стороной псевдоисторики "боротьби за незалежну Укра©нську Церкву", но которые свидетельствуют об одном: инициатором и создателем первого по-настоящему удачного отделения Церкви на Украине от Русской Церкви являлся папский престол.4
По прибытии Григория в пределы новообразованной митрополии ему, частью добровольно, частью под давлением светской власти (польско-литовского короля Казимира), подчинились все епископы, кроме одного — Черниговского Евфимия, бежавшего в Москву.5 Поражает то, с какой быстротой епископат Киевской митрополии, отделившись от Русской Церкви, отказался от Православия и принял унию.
Однако долго сохранить верность унии у Григория не получилось. Ее не принял сам народ церковный, лишь волею власть предержащих оторванный от послушания законному митрополиту.
В 1469 г. Григорий был вынужден присоединиться к Православию.6 Но сделал он это не так, как полагается по святым канонам: обратился не к Русской Церкви (уже автокефальной), от которой увел в ересь и раскол Киевскую митрополию, а к Константинопольскому Патриарху Дионисию, который, согласно церковному закону, должен был переадресовать Григория в Москву.
С этих пор начинается многострадальная двухвековая история собственно православной Киевской митрополии в составе Константинопольского Патриархата. Что касается периода с 1469 по 1596 гг., то его можно охарактеризовать, как время постоянного упадка и увядания церковной жизни и Православия в польско-литовских землях, приведшего, в конечном счете, к позорной Брестской унии.
И это имеет прямую зависимость от выхода Киевской митрополии из церковного послушания Московским Первосвятителям.
Епископат, духовенство и верующие Православной Церкви на Украине оказались один на один с властью, целью которой являлась ликвидация, будь то в решительной или в постепенной форме, Православия и обращение их в католицизм. И если Московские митрополиты находились относительно близко, в столице русского православного государства, готового по просьбе церковной власти защитить интересы Православной Церкви там, где они будут притесняемы, одним словом, были способны реально помочь Православию в украинских землях, то совсем иное необходимо сказать о Константинопольской Патриархии.
Безусловно, нет сомнения в том, что Вселенские Патриархи вполне искренне желали сохранить Православие в Киевской митрополии неповрежденным. Однако сами они находились в таком положении, что вопрос этот не стоял для них в ряду самых насущных.
Константинопольская Церковь пребывала под гнетом османского ига. На Патриархов, кроме управления Церковью, турками была возложена миссия "этнарха", то есть руководителя порабощенного греческого народа, им приходилось постоянно участвовать в интригах и политической борьбе, чтобы удержаться на патриаршем престоле. Кроме того, частая смена турецкими правителями, откровенно торговавшими "фирманами", Константинопольских Патриархов приводила к тому, что последние так и не успевали войти в курс дел не то что весьма отдаленной от Стамбула Киевской митрополии, но даже и собственно Греческой Церкви. Кстати, немаловажным отрицательным фактором для жизни Православной Церкви на Украине была именно эта удаленность, географическая и этническая, Константинопольских Первосвятителей. Они зачастую не знали реального положения дел в Киевской митрополии, и в тех редких случаях, когда им все же удавалось вмешаться в течение церковных дел на Украине, это не всегда приводило к положительным результатам. Очень показательно в этом плане такое знаменательное для тогдашней церковной жизни Украины событие, как посещение ее в 1589 г. Вселенским Патриархом Иеремией II на обратном пути из Москвы, куда он ездил за милостыней.
Однако прежде, чем говорить об этом посещении, необходимо вкратце описать обстановку, сложившуюся к тому времени в Киевской митрополии. Как прекрасно заметил церковный историк граф Михаил Владимирович Толстой, "самое разделение Русской Церкви на две митрополии не могло не вредить чистой вере и пролагало путь к унии".7 Этому делу всеми путями способствовали польско-литовские короли, ревностные католики..." (Священник Андрей Новиков, кандидат богословия, преподаватель ОДС).