georg пишет:
Талантливый военначальник (при Нордлингене допустим осуществлял номинальное командование, но в Испанских Нидерландах на посту штатгальтера одержал ряд побед в тяжелейшей войне на 2 фронта с Францией и Голландией, и неоднократно переходя в наступление)
Сыграл едва ли не ключевую роль.
Вот что пишет Гутри:
Командование
Католические армии имели отдельные командные структуры – имперцами командовали Фердинанд и Галлас при помощи (заместитель) Пикколомини, Точно так же, кардинал-инфант считался испанским главнокомандующем, но реальное командование осуществлял Леганес, заместителем был командующий артиллерией Сербеллони, и Гамбакорта, командир кавалерии. Командование баварцами было разделено между Карлом Лотарингским и генералом Фуггером, с Вертом и Биллехом в качестве командующих кавалерией.
Фердинанд III Габсбург, король Венгрии и Богемии (1608-1657), был старшим сыном императора Фердинанда II. Несмотря на свою молодость и отсутствие военного опыта его статус давал ему достаточно авторитета, чтобы играть свою роль. После 1634 г. он посвятил себя политике, унаследовав трон в 1637г. Фердинанд не был гением – ни в военном, но в другом отношении – но он был способным администратором.
Маттео Галассо, граф де Кампо (Матиас Галлас) (1584-1647), был родом из Трентино, итальянской провинции, находящийся под властью Габсбургов. Он был опытным солдатом, служившим под командованием Анхольта, Тилли и Валленштейна в 1620-1633 гг. Отличный подчиненный, он продемонстрировал непригодность для верховного командования, кроме того, он страдал алкоголизмом (здесь он был не одинок – Рантцау, Хацфельд, Гетц, Банер – далеко не полный список главнокомандующих алкоголиков.) Из-за неудачных кампаний в Эльзасе (1636), Померании (1638) и Дании (1644), закончившхеся потерей армии, он получил кличку «губитель армий».
Принц Оттавио Пикколомини, герцог Амальфи (с 1639 г) (1599-1656) был наиболее способным имперским генералом, но его роль в свержении Валленштейна создала ему слишком много врагов в армии и при дворе. Удачливый командующий, он был обойден в пользу менее противоречивого Галласа.
Принц Фернандо Габсбург Испанский, кардинал-архиепископ Толедо (1609-1641) младший брат испанского короля и кузен императора. Не имевший опыта в 1634г., он обладал военным гением, но был неудачливым командиром (это утверждение спорно, на счету дона Фернандо было достаточно побед)
Дьего Фелипе де Авила де Гусман, герцог де Санлукар и маркиз де Леганес (1586-1655) служил начальником штаба дона Фернандо. Как и большинство генералов, получивших свой военный опыт во Фландрии, он был отличным военным, но отличался чрезмерной осторожностью.
Герцог Карл IV Лотарингский (1604-1675) был изгнан из своего княжества французами – вследствие агрессивной политики Ришелье, и поступил на имперскую службу. На войне ему не везло так же, как и в политике – он терпел поражения от Горна, Бернгарда и Тюренна (хм... и от Рогана тоже, зато побеждал Ранцау, Креки и славно наварился на походе на Париж во времена Фронды). Он был достаточно компетентный, но слишком опрометчивый генерал.
На деле командование католиков работало достаточно гармонично. Принцы стали добрыми друзьями, и их моральный авторитет заставил смолкнуть обычные при коллегиальном командовании споры. Галлас и Леганес обеспечивали командованию необходимый опыт и, вопреки обыкновению, Галлас на время оставил увлечение алкоголем, а Леганес отбросл свою чрезмерную осторожность. Пикколомини, Сербеллони, герцог Карл и Верт были отличными полевыми командирами. В армии отсутствовали трения, существовавшие между Тилли и Кордобой и Паппенгеймом, Гронсфельдом, Меродом и Боннингхаузеном, Горном и Бернгардом.
На фоне "шведов" это выглядело подавляющим преимуществом:
Герцог Бернгард фон Саксен-Веймарский (1604-1639) вырос от полковника в 1631г., до командующего армией в 1633, но его амбиции толкали его на более высокие, ведущие роли в политике. Он был довольно средним командиром, но его успех при Лютцене, в сочетании с природной агрессивностью, подал ему идею, что битва не проиграна до тех пор, пока он не признал поражение. Эта идея хорошо служила ему при Лютцене и позже, при Рейнфельдене, но уж если Бернгард проигрывал сражение, он терял все.
Граф Густав Карлссон Горн, маршал Швеции (1592-1657) был заместителем Густава Адольфа и высшим шведским военачальником после его смерти. Несмотря на это он оказался отодвинут на второе место Бернгардом и Оксенштерной. Осторожный и пессимистичный, он находился в постоянной оппозиции Веймару.
Горн и Бернгард постоянно спорили о главенстве, имели противоположные характеры и стратегические взгляды. Горн подозревал, что Бернгард проводит «германскую» политику в ущерб и за счет Швеции. Его подозрения особенно усилились, когда Бернгард во время мятежа поддержал требования мятежников. Как и Густава Адольфа, Горна возмущали снобизм и высокомерие Бернгарда. Команда Бернгарда и Горна оказалась худшей за всю войну, Горн способствовал промедлению до подхода к противнику испанцев, а Бернгард настоял на атаке.
Т.е. фактически победу добыли именно принцы Габсбурги, которые смогли организовать управление войсками (основная задача командира).