Моноконфессиональности и моноэтничности не наблюдается. 94,95 % русских в Нижнем и 73,93 % в Оренбуржье не должны вводить в заблуждение и впечатляют только сторонников статистики религиозности по этнопризнаку. 76 % русских православны номинально, реальные цифры воцерковлённых православных на уровне 29 % (по В.В. Локосову, Ю.Ю. Синелиной). Практикующих верующих среди мусульман также порядка 20% (2,8 млн.) от общего количества этнических мусульман (14 млн.).
Таким образом, любые религиозные идеологемы являются фактором дестабилизации социально-политической, этнопсихологической и межнациональной обстановки в многонациональных субъектах.
В этих условиях межнациональное и межконфессиональное согласие в Приволжском федеральном округе – не просто громкие слова, а политика реальных достижений, шаткое равновесие в условиях ассиметричной Российской Федерации, условие выживания, в том числе и национальностей, составляющих население округа.
Даже при условии конфессионального большинства религиозный фактор пока не может быть внятным компонентом региональной идеологии. Православные явно, по результатам социологических опросов, «в общефедеральном русле», для них это критерий социальной выживаемости в регионе «исламских претензий», каким является сегодня Поволжье. Мусульманский массив является «полем игры и влияния» ЦДУМ России и появившихся в кон. 20 в. ДУМ РБ, ДУМ Республики Татарстан, ДУМ Поволжья и др. входящих в Совет Муфтиев России, а также набирающих силу организаций фундаменталистов. Каждая составляющая имеет свои сферы влияния, ресурсы, идеологические особенности поведения и существования, поддержку заинтересованных сторон.
Однако преувеличивать конфессиональное влияние на сознание основной массы верующих и всего населения, пока не стоит. Данные социологического опроса проведённого автором среди населения Республики Башкортостан в 2007-2008 гг. (207 опрошенных), например, показывают, что распространению религиозных идеологем мешает пока достаточно низкий уровень конфессиональной и политической активности верующего (86% опрошенных) и неверующего (11%) населения:
— культовые здания посещают нерегулярно – 51 % опрошенных,
— не всегда доверяют служителям культа – 52 %,
— не всегда считают священнослужителей авторитетными в вопросах веры – 52 %,
— против изменения законодательства в отношении религиозных организаций – 63 %,
— против создания партии с религиозной идеологией – 69 %,
— считают, что позиция конфессионального духовенства влияет на политическую жизнь страны, но незначительно – 69%.
Таким образом, современное религиозное осознание большинством людей себя православными или мусульманами нельзя назвать религиозным сознанием в полной мере – это, скорее «обрядоверие». Это также и определённый этнический маркер, а не религиозное сознание народа и уж тем более не «симбиоз православной веры и туранской психологии» (используя неоевразийскую терминологию), где погружение в веру является главным фактором повседневной жизни.
Духовенство основных конфессий достаточно робко высказывает свои политические пристрастия, или не делает этого вовсе, поддерживая «официальную линию», ограничивая свою публичную политичность призывами к гражданской сознательности и обязательностью явки на выборы, а также делая акцент на социальной работе. Причем первенство в социальном служении сегодня в некоторых регионах (Пермь) переходит к так называемым новым протестантским конфессиям, в первую очередь неопятидесятникам.
Другое дело – проблема распространения фундаменталистских организаций исламского толка. Пока их деятельность не выходит за рамки правовых норм, или не пересекается с интересами определённых политических, бюрократических, финансово-промышленных, силовых групп дальнейшее развитие ситуации вокруг данного феномена можно достаточно уверенно спрогнозировать (в известных условиях).