Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Reymet_2

Осевое время и религии

Ответить
ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

НАШЕЛ!!! ВЛАДИМИР п..

НАШЕЛ!!!

ВЛАДИМИР пишет:

Перепись Квириния обычно датируют 6 или 7 годом н.э., когда Иудея стала римской провинцией под общим управлением легата Сирии Квириния (Понтия Пилата следует правильнее называть не «прокуратором», а «префектом») и понадобилось провести общую перепись для введения налогообложения. Дело в том, что переписи в провинциях не равнозначны общеримским цензам: цензы, действительно, проводились по всей Империи (ранее по всей Республике), но переписи подлежали только римские граждане. В 8 году до н.э. ценз зафиксировал 4233 тысяч граждан, а ценз 14 года н.э. – 4937 тысяч римских граждан (столь быстрый прирост – 17% за 22 года объясняется не только значительным естественным приростом эпохи ранней империи, но и дарованием гражданства) (Wiseman T. P. The Census in the first century B.C. Journal of Roman Studies, 1969). Очевидно, что ценз не мог быть упоминаемой в евангелиях переписью, поскольку никто из авторов евангелий, канонических и неканонических, ни один раннехристианский автор и коментатор не упоминает о том, что родители Иисуса Христа были римскими гражданами. Остается предположить, что эта перепись носила исключительно фискальный характер – т.е. проводилась в рамках отдельной провинции с целью определения количества налогоплательщиков (Иосиф Флавий упоминает о подобной переписи населения Египта (Иосиф Флавий. Иудейская война. 16. 4)). Однако такая перепись могла произойти только на территории провинции Римской Империи. Римские провинции эпохи ранней империи делились на сенатские и императорские (в эпоху республики были сенатские и преторские), но помимо этих административных субъектов существовали также полуавтономные царства, которые впоследствии стали обычными провинциями. К 1 году н.э. таковых было довольно много: Коттийское в Альпах, Паннонское, Фракийское, Мавретанское, Понтийское, Комагенское, Каппадокийское, Ликийское, Иудейское и Набатейское царство. Хотя верующие библеисты приложили массу усилий, чтобы датировать первую перепись Квириния, который правил Сирией дважды (надпись из Тиволы I века н.э. сообщает, что Квириний правил Сирией и Финикией первый раз до н.э., а второй раз уже около 6 года н.э., также в речи римского императора Клавдия перед сенатом, датированной 48 годом н.э., упоминается о подобной провинциальной переписи в Галлии между 15 и 9 гг. до н.э., проводимой его отцом – Нероном Клавдием Друзом Старшим (Иисус Христос в документах истории. СПб.,2007, с 11-13)) временем до нашей эры, эти усилия пропадают даром, поскольку до 6 года н.э. Иудея не была провинцией (в отличие от Галлии 9 года до н.э.), и первая перепись Квириния, бывшая до нашей эры, вполне могла иметь место на территории Сирии и Финикии, но не могла распространяться на территорию вассального (клиентского) на тот момент царства Иудеи. Чтобы окончательно убедиться в этом, достаточно выяснить, проводилась ли хоть одна подобная фискальная перепись в клиентских царствах Рима.

И вот что я нашел в Сети:

В четвёртом параграфе речь идёт о т.н. «клиентских» государствах и о путях контроля империи над ними. Понятие границы империи было в тот момент чисто условным, опиравшимся на проведенные Римом территориальные размежевания между провинциями и союзными царствами на Балканах, Востоке и в Африке. Статус ряда пограничных территорий, переданных под управление местных правителей, однозначно определить крайне сложно. Эти политические организмы, не вошедшие в состав империи, не были подчинены постоянному надзору сенатских или императорских уполномоченных, хотя их нельзя назвать и независимыми. Они являлись реальными, хотя и неполноправными партнёрами империи на международной арене. Условно их именуют клиентскими государствами, объединяя этим термином разнородные политические организмы.

Уже при Тиберии императорское правительство разработало особую стратегию отношений с варварскими племенами, представлявшую собой политику «шантажа», «подкупа» и стравливания соперников.

Эта стратегия служила одной двуединой цели: во-первых, не допустить складывания на границах империи сильного политического объединения варваров, во-вторых, удерживать с помощью военной силы «союзников» враждебные племена в отдалении от границ. Зона «клиентских государств» принимала на себя первые удары врагов империи, позволяя её правительству выиграть время для адекватного ответа на угрозу.

50

Обычно Рим оформлял связи с варварами договором о «дружбе». «Дружба» эта означала лишь отсутствие у варваров враждебных отношений с Римом. Подобный договор предусматривал, как правило, предоставление царю (вождю) прав римского гражданства, возможность посылать его детей в Рим для получения образования. Обязанности «дружбы» носили не столько формально-юридический, сколько нравственный характер.

Вожди и «цари» варваров полагали, что положение друзей и союзников Рима обеспечивало им безопасность от римской агрессии, поскольку в Риме альянс с подобным «другом» не предполагал введение на его территории имперской администрации и сбора податей. Этим клиентские «царства» отличались от обычных провинций. В то же время римляне не считали новоявленных союзников равноправными с империей, строя свои отношения с ними на традициях патроната. Обязанности племен (царств-клиентов) перед Римом превышали встречные обязательства Рима.

Клиенты-союзники должны были проводить дружественную политику, не пропуская через свои земли враждебные племена, оказывать римлянам помощь продовольствием, поставкой воинских контингентов, не вступая в союзы, направленные против Рима, не осуществлять враждебных действий против него, не вести войны с другими, подобными «государствами» вдоль границы. За это римское правительство соглашалось выплачивать им денежные субсидии. Вожди племен получали титул «друга римского народа» (amicus populi Romani), позволявший искать спасения (в случае поражения) на территории империи. Царям и вождям посылались богатые дары, реже военная помощь.

Причины создания и сохранения клиентских государств различны. Иногда это было противодействие сильного соседа, требовавшее наличия политического буфера между его территорией и собственно римскими владениями. Иногда образование клиентского царства было связано с экономией финансов. Империя перекладывала содержание военных и полицейских сил на бюджеты местных правителей.

51

Могли быть причины и политического характера. Так Калигула считал более престижным содержать вассальных правителей, чем контролировать посредством римской администрации незначительные княжества на Востоке. Ещё одной причиной сохранения самостоятельности зависевших от Рима государств было осознание невозможности удержать их в силу отдалённости от главных административных и военных центров империи.

Сохранение частичной самостоятельности клиентскими государствами, требовало от императорского правительства надёжных средств и методов воздействия на их политику. К числу таковых могут быть отнесены династические браки, организованные при содействии Рима. Другими средствами контроля над государствами — клиентами являлись «заложники», а также пожалование их правителям почётных титулов или предоставление римского гражданства.

Эти политико-дипломатические методы, должны были подкрепляться средствами экономического и силового воздействия. Сюда можно отнести целевые денежные субсидии, установление правил торговли с варварами, (таких как запрет свободы передвижения в приграничной полосе, установление ярмарочных дней, ограничение численности посетителей территории империи и т.п.).

Наконец, римляне применяли силовое воздействие на правителей варваров, используя как масштабные боевые действия, включавшие привлечение значительных контингентов регулярных войск, так и «спецоперации», в которых особую роль играли разведка, подкуп и различные военные хитрости. Разумеется, в действительности различные методы воздействия на клиентов-союзников применялись в комплексе.

Из сказанного можно сделать вывод: римляне использовали различные методы воздействия на клиентские племена и государства. Эти методы применялись комплексно и доказали свою эффективность. Цель римской политики — сделать государства-клиенты послушным орудием империи, как правило, достигалась. Вплоть до III столетия н.э. система клиентских племён

52

и государств успешно решала поставленные перед ней задачи, способствуя к тому же постепенной романизации населения. Тем самым они готовили свою инкорпорацию в состав империи в качестве провинций.

http://law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100081628

Это автореферат чьей-то диссертации. Узнать бы чьей? Для ссылки.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

в Риме альянс с подо..

в Риме альянс с подобным «другом» не предполагал введение на его территории имперской администрации и сбора податей.

Значит, не могло быть переписи Квириния на территории Иудеи до ее превращения в провинцию. Во времена Ирода. Возникает вопрос: почему автор евангелия не знал такой элементарной вещи? Возможно потому, что ко времени написания евангелия — самый конец первого века — уже не осталось клиентских царств, и это обстоятельство забылось.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

http://law.edu.ru/ -..

http://law.edu.ru/ — это Федеральный правовой портал. О боги! где ж здесь искать эту диссертацию?

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Нашел. Вот она - ht..

Нашел. Вот она — http://www.lawlibrary.ru/disser2019335.html

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Настроение - http://..

Настроение — http://slil.ru/27438958

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Да ..

ВЛАДИМИР пишет:

Да иантичные авторы ещё во 2-м веке рассматривают христиан как еврейскую секту

Плиний Младший? Светоний?

Да, Светоний. Он пишет об иудеях, волнуемых Хрестом. Что касается Плиния Младшего, то из его текстов происхождение христианства из иудаизма вполне очевидно. Хотя бы потому, что там говорится о верующих именно в Христа. Слово "христос" — это греческий перевод слова "машиах" и другие версии происхождения имени Христос мне неизвестны. Правда, должен признать, что сами христиане, о которых пишет Плиний, вряд ли еврейского происхождения, потому что евреев не стали бы принуждать приносить жертвы перед статуями императора.

К демографической статистике об эпохе Древнего Рима я отношусь весьма скептически. Слишком мало достоверных данных, чтобы производить расчёты. Но 10 млн. христиан в начале 3-го века — это слишком много В тоже время по многим источникам, евреев было куда больше, чем 1,5 миллиона. Про имена, вы сами знаете, что элинизированные евреи носили чаще всего греческие имена. Далее в 1-м веке до н. э и в 1-м веке н.э имелись весьма значительные общины элинизированных еврев. В следующий век эти общины исчезают, а города, в которых они имелись, Александрия, Антиохия и другиестановятся христианскими центрами. Не позволяет ли это предположить, что элинизированное еврейство было полностью поглощено христианской религией?

Человек человеку - друг, товарищ и брат, понял ты, скотина?!

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

LAM пишет: Он пишет..

LAM пишет:

Он пишет об иудеях, волнуемых Хрестом

Хрестом, а не Христом Это разные имена. "Христос" — по гречески "помазанник", а "Хрест" — "счастливый" (Иисус Христос в документах истории" СПб.,2007, с 87) Имя Хрест было довольно распространено (не менее, чем имя Анатолий в современной России) среди рабов и вольноотпущенников, в том числе евреев. Поэтому это место Светония следует понимать так: некий еврей Хрест провоцировал какие-то антиправительственные выступления евреев Рима (однако никто из евангелистов не утверждает, что Иисус Христос бывал в Риме во времена Клавдия). А Вы как полагали? Светоний не мог "перепутать" букву, поскольку уже в главе о Нероне он пишет "христиане" через i. Причем, о своих преследованиях при Нероне ему рассказали сами вифинские христиане. Такой вот источник.

LAM пишет:

Что касается Плиния Младшего, то из его текстов происхождение христианства из иудаизма вполне очевидно. Хотя бы потому, что там говорится о верующих именно в Христа. Слово "христос" — это греческий перевод слова "машиах" и другие версии происхождения имени Христос мне неизвестны.

"Христиане" — это довольно презрительная кличка — букв. "намазанные". Вероятно малоазийские христиане еще до апостола Павла отправляли какие-то обряды, сопровождаемые намазыванием головы неофита какой-либо субстанцией (что сопоставимо с обрядом посвящения в митраизм). От этого действия народная этимология произвела имя их бога, который первоначально носил кельтское имя Езус. А совпадение с какими-либо еврейскими терминами (да еще и в переводе) — не аргумент. Древнееврейское "колено" Даново по названию совпадает со скандинавским племенем данов, но мы же не считаем датчан евреями? А насчет народных этимологий почитайте Исидора Севильского "Этимологии". У него встречаются самые причудливые версии происхождения тех или иных терминов.

LAM пишет:

Про имена, вы сами знаете, что элинизированные евреи носили чаще всего греческие имена.

Я уже писал, что сам Павел, не скрывавший своего происхождения, каждый раз оговаривает, если упоминаемый им христианин — еврей. Таких набирается мало.

LAM пишет:

Но 10 млн. христиан в начале 3-го века — это слишком много

Из 100 млн. населения Рима? Почему?

LAM пишет:

К демографической статистике об эпохе Древнего Рима я отношусь весьма скептически.

Я опираюсь на работы Школы Анналов. А они очень аккуратны.

LAM пишет:

Далее в 1-м веке до н. э и в 1-м веке н.э имелись весьма значительные общины элинизированных еврев. В следующий век эти общины исчезают, а города, в которых они имелись, Александрия, Антиохия и другиестановятся христианскими центрами. Не позволяет ли это предположить, что элинизированное еврейство было полностью поглощено христианской религией?

Нет. Во-первых, численность этих общин преувеличена. Сирийский ученый, сын крещеного еврея Иоханан (Грегориус) Бар-Хебреус (1226–1286), приводит данные переписи, проведенной якобы при императоре Клавдии в 48 г. н. э., согласно которой еврейское население Римской империи составляло не менее 6944 тыс. человек. Наивный человек. Во-первых, в римских ФИСКАЛЬНЫХ переписях (см. выше) не было графы "национальность" или "вероисповедание", потому что они фискальные (Вы же не указываете в декларации о доходах свою национальность?) А во-вторых, это перепись римских ГРАЖДАН, а не евреев. Т.е. их количество за 34 года выросло на 2 млн., что вполне правдоподобно. Почему Иоханан перепутал римских граждан и евреев — не знаю, честное слово. Римским ликторам, проводившим переписи, было глубоко наплевать, является ли римский гражданин евреем или кельтом. Такие вот были интернационалисты. Во-вторых, еврейские общины вне Палестины очень пострадали во время восстания Бар-Кохбы (а значительная часть евреев бежала в Парфию), но в гораздо меньшем составе продолжали сохраняться и дальше. Удивляться же тому, что еврейские историки пишут о "значительных общинах", не стоит. Здесь специфика гностического мышления. Они будут жаловаться на поголовное уничтожение евреев в стране Х, либо на их удаление из общественной жизни страны Х, и тут же — через запятую, настаивать на "значительном" вкладе "крупной и влиятельной" еврейской общины во все сферы жизни страны Х. Верование такое Переубеждать бесполезно...

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Оче..

ВЛАДИМИР пишет:

Очевидно, что ценз не мог быть упоминаемой в евангелиях переписью, поскольку никто из авторов евангелий, канонических и неканонических, ни один раннехристианский автор и коментатор не упоминает о том, что родители Иисуса Христа были римскими гражданами.

Вот будет интересно, если мы найдем некое до сих пор неизвестное апокрифическое евангелие, в котором родители Иисуса Христа (для придания весу) названы римскими гражданами.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: А с..

ВЛАДИМИР пишет:

А совпадение с какими-либо еврейскими терминами (да еще и в переводе) — не аргумент.

Да что Вы говорите?! А постом выше вся Ваша гипотеза покоится на таких "совпадениях"

ВЛАДИМИР пишет:

Таких набирается мало.

Всего двенадцать. Апостолов

Яндекс местного значения

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Но 10 млн. христиан ..

Но 10 млн. христиан в начале 3-го века — это слишком много

Из 100 млн. населения Рима? Почему?

Потому что христианские общины существовали лишь в некоторых частях Римской империи и там только в довольно крупных городах, и нигде, ни в каком городе, не составляли до 4-го века большинства населения.ВЛАДИМИР пишет:

"Христиане" — это довольно презрительная кличка — букв. "намазанные". Вероятно малоазийские христиане еще до апостола Павла отправляли какие-то обряды, сопровождаемые намазыванием головы неофита какой-либо субстанцией (что сопоставимо с обрядом посвящения в митраизм). От этого действия народная этимология произвела имя их бога

Объяснение притянуто за уши. Почему-то Митру так не называли. И далее, эти люди категорически отказывались поклоняться другим богам. Практический монотеизм — явное влияние иудаизма. В греко-римском мире была философия, приходившая к выводу о "едином боге", но единобожия как сколько-нибудь распространённой религиозной практики не было.

ВЛАДИМИР пишет:

еврейские общины вне Палестины очень пострадали во время восстания Бар-Кохбы

Первый раз слышу, чтобы во время восстания Бар-Кохбы кого-то преследовали за пределами Палестины. По Иудее, да прошлись огнём и мечом (но не по Галилее). Евреев в провинциях Римской империи оставалось много до самого конца империи. Но это были "ортодоксальные" евреи, беспрекословно признававшие авторитет академий в Явне и Тивериаде и патриарха-наси, и считавшие "греческую премудрость" грехом. Элинизорованные же евреи учили Тору в греческом переводе, и и оставили множество философских и религиозных произведений на греческом языке . Это еврейство Септуагинты исчезло после 1-го века бесследно. Правда, возможно среди этих "евреев" было немало греков и представителей других народов, принявших иудаизм. Но куда-то же они делись.Куда, если не в христианство?

Человек человеку - друг, товарищ и брат, понял ты, скотина?!

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ан.Павел пишет: А п..

Ан.Павел пишет:

А постом выше вся Ваша гипотеза покоится на таких "совпадениях"

Объяснение названия "христиане" в связи с "намазыванием" елеем — как одним из обрядов посвящения — достаточно распространенное представление не только среди библеистов, но и среди верующих.

Ан.Павел пишет:

Всего двенадцать. Апостолов

Вы понимаете, что из посланий апостола Павла следует, что либо достоверны они — послания, а вся остальная часть нового завета — беллетристика, либо наоборот: Павел не писал ни одного из своих посланий, но в таком случае евангелия и Деяния Апостолов могут быть достоверны? А если достоверны послания апостола Павла, то, в таком случае, апостолы — все 12 — также литературные персонажи.

Могилы и прочие "доказательства" их жизни? Ну так в Дельфах в Греции сохранялся веками омфал — байтил близ храма Аполлона; он считался тем самым камнем, который Кронос проглотил вместо младенца Зевса. Для Вас это есть доказательство реального существования Зевса? Надо уж быть последовательным: а то — "тут верю, а тут не верю".

LAM пишет:

Из 100 млн. населения Рима? Почему?

Потому что сохранились отдельные данные фискальных переписей. Учет тенденций и т.д. Это целая наука — историческая демография. Могу дать источники (очень много).

LAM пишет:

Но 10 млн. христиан в начале 3-го века — это слишком много

Не в начале, а к середине. Почему много? В случае, если Вы считаете, что много, придется признать, что христианство долгое время было мелкой, малозаметиной сектой в Риме и начало распространяться только после его принятия Константином. А это не так.

LAM пишет:

Потому что христианские общины существовали лишь в некоторых частях Римской империи и там только в довольно крупных городах, и нигде, ни в каком городе, не составляли до 4-го века большинства населения

В Малой Азии, Сирии, Египте христиане составляют большинство уже к середине 3 века. На Западе — согласен, там митраизм имел большее распространение. Италия и Греция занимали промежуточное положение.

LAM пишет:

Почему-то Митру так не называли.

Митру я привел для аналогии не названия "помазанный" (хотя в Х Яште Авесты его образ весьма близок к образу Машиаха у евреев, что ничуть не удивительно, ведь иудаизм сформировался под влиянием зороастризма), а для обозначения обряда помазания елеем, который близок к митраистическому обряду окропления кровью.

LAM пишет:

И далее, эти люди категорически отказывались поклоняться другим богам. Практический монотеизм — явное влияние иудаизма. В греко-римском мире была философия, приходившая к выводу о "едином боге", но единобожия как сколько-нибудь распространённой религиозной практики не было.

Что касается практического монотеизма, то это всего-лишь выдумка ретивых полемистов и современных "историков" церкви (у которых задача — поставить современным маловерам в пример "благочестивых мужей" древности — их подход не исторический, а дидактический, и историческая правда их не интересует). В реальности в Римской империи наблюдалось двоеверие христиан (чем-то похожее на двоеверие на Руси — его же Вы не отрицаете?), что подтверждается археологически — захоронения христиан очень трудно отличить от захоронений нехристиан (Культура Древнего Рима. М.,1985, Т 2,с 324-327). Несомненно, какая-то часть христиан категорически отказывалась, но не от двоеверия вообще, а от поклонения именно римским императорам наряду с Христом — вот за это их и преследовали (а Вы полагали, за что? за непочтение к Зевсу?) Что же касается монотеизма, то он, если Вы не знаете, характерен не только для иудаизма. В 1 веке как минимум еще две мощные и более многочисленные, как и более распространенные, религии были монотеистическими (и они гораздо ближе к христианским представлениям о боге, чем иудаизм).

LAM пишет:

Первый раз слышу, чтобы во время восстания Бар-Кохбы кого-то преследовали за пределами Палестины. По Иудее, да прошлись огнём и мечом (но не по Галилее).

Электронной еврейской энциклопедии Вы доверяете? Она цитирует Диона Кассия, которому я тоже доверяю:

Кассий пишет, что восстание, очень тщательно подготовленное, «охватило всю Иудею» (под этим названием он, очевидно, подразумевает большую часть Эрец-Исраэль, включая Галилею и Голан) и его поддержали «евреи всего мира» и даже неевреи и «казалось, что весь мир пришел в неистовство».

http://www.eleven.co.il/article/10418

Помимо этого между 70 и 132 гг. были восстания в Кирене, на Кипре, в Египте.

LAM пишет:

Евреев в провинциях Римской империи оставалось много до самого конца империи.

Эллинизированные ассимилировались, но как эллинизированные. И никаких иудаистических представлений они в христианство не принесли, как не мог их принести в христианство Троцкий, если бы он вдруг принял бы православие.

LAM пишет:

Элинизорованные же евреи учили Тору в греческом переводе, и и оставили множество философских и религиозных произведений на греческом языке . Это еврейство Септуагинты исчезло после 1-го века бесследно. Правда, возможно среди этих "евреев" было немало греков и представителей других народов, принявших иудаизм. Но куда-то же они делись.Куда, если не в христианство?

Тогда объясните мне, куда делись митраисты (которых в первые два века н.э. было гораздо больше, чем христиан), а также представители других многочисленных культов и религий? Если они примкнули к христианству, то тем паче должны были его "разбавить" своими религиозными представлениями (и их было гораздо больше, чем иудаистов) .

Вот здесь теологическое представление христиан о том, что есть "истинная религия" (которая неизбежно в целости и "чистоте" торжествует), и есть "ложные" культы, которые обречены и не могут (не смотря на многочисленность) ни на что повлиять, тем более на "истинную религию", не выдерживает столкновения с исторической реальностью.

И под конец (если евреи были основой первохристианских общин), назовите мне хотя бы одного еврея (а лучше десять) — "отцов церкви" (кроме мифических апостолов). Даже Дионисий Ареопагит (который, правда, не был автором Ареопагитик — их написали спустя 350 лет) был греком.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Раннехристианские от..

Раннехристианские отцы церкви, не смотря на все свои чудачества (например, Ориген оскопил себя, правда, руководствуясь своим пониманием отношения христианства к проблеме пола), были интеллектуалами, высокообразованными и хорошо информированными людьми, жившими в крупных культурных центрах империи. Они прекрасно решили проблему соотношения христианства как мировоззрения и нехристианского мира, как всей суммы достижений античной и других цивилизаций. Они не были обскурантами. Если их научные представления не соответствуют современным, это объясняется не их религиозными верованиями, а лишь несравнимо более низким уровнем науки II-V веков (и они подобно Аристотелю, который в одном из романов Свифта честно признался Гулливеру в ограниченности своих знаний, были до конца честны и признавали современную им научную картину мира, равно как и все культурные достижения своего времени). Живи Ориген, Августин или Пелагий в наше время, они не стали бы отвергать теорию Дарвина или современную космологию (приняв все достижения современной науки и замысловато соединив их с христианскими верованиями). И это касается не только астрономии или биологии, но и исторической науки. Бытует представление, что лишь новейшая библеистика поставила под вопрос источность книг нового завета. Это неверно, поскольку уже во II-III веках в среде богословов кипели ожесточенные споры о признании «каноническими» — т.е. историческими (выражаясь современным языком) евангелий, посланий и апокалипсисов. Канон нового завета не составлялся бездумно, на основании лишь одной веры. Показательна в этом отношении критика принадлежности Послания к евреям апостолу Павлу. Уже Тертуллиан, который первым употребил название «Послание к евреям» (а значит, до него послание было без названия), отрицал авторство Павла и предполагал, что его автором был Варнава (современный текстуальный анализ подтвердил его правоту). Аналогичные споры велись в отношении других книг нового завета. Здесь важен не сам результат (в науке редкая гипотеза считается окончательной и неколебимой), а подход этих людей к религии. Он был научным.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: из ..

ВЛАДИМИР пишет:

из посланий апостола Павла следует, что либо достоверны они — послания, а вся остальная часть нового завета — беллетристика

Cписок противоречий посланий с Евангелиями будет?

ВЛАДИМИР пишет:

кроме мифических апостолов

Вы же сами писали и пишете, что Павел не мог написать Евангелия. Т.е. остаётся или признать, что они написаны мифическими персонажами либо как минимум три-четыре "отца" христианства существовали и написали Евангелия. Далее просто: если они были неевреями, зачем им самим называть себя евреями?

Яндекс местного значения

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ан.Павел пишет: Cпи..

Ан.Павел пишет:

Cписок противоречий посланий с Евангелиями будет?

Ну. Вы как-то пропустили мой пост, начинающийся словами:

Ув. Ан.Павел — разобрался с Вашим тезкой.

Повторяю:

Апостол Павел упомянут не случайно. Согласно многим современным библеистическим построениям, именно апостол Павел создал своей деятельностью из христианства – небольшой «иудеохристианской» секты (поскольку в библеистике господствует точка зрения о происхождении христианства от иудаизма) всемирную религию. С этой точкой зрения следует согласиться, однако, схема возникновения христианства несколько иная: Павел около 50 года н.э. обнаружил христианство в качестве народной низовой малоазиатской религии. Увлекся им, стал его адептом и неофитом и своей деятельностью на протяжении многих лет популяризировал христианство, а также создал первые письменные памятники этой религии. Согласно более поздним новозаветным источникам, Павел родился в еврейской семье в Тарсе на юге Малой Азии около 15 года н.э. Его еврейское имя было Савл, и вероятно его стали называть римским именем Павел после получения им римского гражданства (впрочем, возможно, что римское гражданство он унаследовал от родителей). Он получил строгое фарисейское воспитание и обучался в Иерусалиме у самого Гамалиила (одного из крупнейших еврейских богословов того времени). Его обращение в христианство носило внезапный и драматический характер: по его собственному свидетельству, на пути в Дамаск ему явился в видении сам Христос. В Новом Завете сведения о жизни и деятельности Павла содержатся в посланиях апостола Павла и Деяниях апостолов. В отличие от богословов-фундаменталистов, современные исследователи Библии считают, что из 14 Павловых посланий не все написаны самим апостолом. Павлу вполне могли быть приписаны сочинения каких-то других авторов — с целью подкрепить их авторитетность его именем. В целом, все специалисты признают авторство Павла в отношении Послания к Римлянам, 1 и 2 посланий к Коринфянам, Послания к Галатам, Послания к Филиппийцам, 1 Послания к Фессалоникийцам и Послания к Филимону. Аутентичность посланий к Ефесянам, к Колоссянам и 2 Послания к Фессалоникийцам многими исследователями подвергается сомнению, а принадлежность Павлу 1 и 2 посланий к Тимофею и Послания к Титу чаще всего отрицается на основании того, что стиль, язык и манера изложения непохожи на стиль, манеру и язык Павла. Послание к Евреям, согласно почти всеобщему мнению (начиная еще с Тертуллиана), представляет собой сочинение неизвестного христианского автора I века. Это следует учитывать при анализе павловского христианства – т.е. той разновидности христианства, которая связана с именем апостола Павла и со временем стала господствующей, победив как «иудеохристианство» — т.е. секты, прямо соединяющие христианство с иудаизмом в пользу доминирования последнего, так и «первохристианство» — группы аутентичных малоазийских христиан, отрицающих какое бы то ни было отношение к иудаизму и культу Яхве (последней крупным течением этого типа можно считать маркионитов, достаточно многочисленных в Малой Азии до конца IV века). Сведения о том, что апостол Павел был фарисеем и получил сугубо религиозное образование, встречаются в Деяниях апостолов; в посланиях самого Павла их нет. Также, нигде в посланиях Павла автор не называет себя Савлом. Язык посланий – греческий, причем достаточно развитый и почти литературный (вероятно, Павел вообще плохо знал иврит). Цитаты из ветхого завета повсеместно даны из Септуагинты. В посланиях Павел постоянно демонстрирует свое глубокое безразличие к еврейскому происхождению и иудаизму как таковому (он даже сомневается в тезисе о «спасении всего Израиля» — в одном фрагменте Послания к римлянам он уверен в этом (11:26), в другом – не считает это возможным (9:27)). Все это позволяет скептически отнестись к версии о фарисействе Павла и считать ее поздней выдумкой в пылу полемики христиан с иудаистами (христиане считали, что аргумент о «правоверности» Савла, который якобы перешел из фарисейства в христианство, побудит иудаистов стать христианами). В реальности Павел – человек эллинистической среды. Свою задачу он видел, в первую очередь, в распространении христианства, а что касается иудаизма, то его отношение к своей старой религии было неоднозначным. Если учитывать, что Послание к евреям определенно ему не принадлежит, Павел не ставил перед собой непременную задачу обратить в христианство евреев, хотя и не отказался бы от такого результата своей, либо чьей-нибудь миссионерской деятельности. Апостол Павел отлично осознавал, что распространяет принципиально новую религию, отличную от традиционного иудаизма, хотя и полагал, что Бог-Отец христианства тождественен Яхве. Ветхий завет (а Павел уже употребляет термин «новый завет» (2 Послание Коринфянам 3:6)), он видел – как и все последующие христианские богословы – неким «предисловием» к христианству, полагая, что в ветхом завете содержатся различные пророчества и умозаключения, касающиеся нового завета. Таким образом, Павел пришел к простой и для него лично убедительной (хотя она шла вразрез со всей иудаистической мыслью) идее о том, что Яхве просто поменял свой завет с людьми, распространив его на все человечество (в этом Павел – последовательный интернационалист). Павел – не апокалиптик, его религия иногда даже выглядит мещанской, и в этом проявляется противостояние античной эллинистической цивилизации и еврейской среды, в которой в первой половине I века н.э. нарастали апокалиптические настроения. Христианство и иудаизм в I веке н.э. двигались в противоположном направлении. Здесь опять аргумент в пользу эллинистического происхождения христианства. Иудаизм ушел после I века н.э. в гностицизм, христианство стало всемирной религией. Возникает закономерный вопрос: а почему Павел решил, что Иисус Христос – сын Яхве? Вероятно, его в этом убедило имя умирающего и воскресающего бога – Иисус (Езус), которое он сопоставил с еврейским именем Иешуа (представление о том, что разные боги могут иметь национальную принадлежность, свойственно эллинистическому мировоззрению: многие авторы с истинно греческим чувством юмора называют Исиду и Осириса египтянами, а Митру – парфянином; и Павел аналогично решил, что Иисус-Езус-Иешуа – еврей). Бог-Отец в сироязычной среде на границе Сирии и Киликии – близ Тарса – мог именоваться иносказательно Адон, что соответствует одному из эпитетов (также иносказательному) Яхве – Адонай (Господин, Господь). Таким образом, вся последующая ассоциация христианства с иудаизмом оказывается случайностью, и если бы Павел был армянином, христианство с упорством, преодолевая недоумение мобедов, искало свои корни в зороастризме, находя множество параллельных мест в новом завете и Авесте, а армянская традиционная культура подверглась бы в рамках христианства сакрализации, как подверглась настоящей сакрализации в некоторых современных христианских течениях и сектах еврейская ветхозаветная культура (Адам именовался бы Гайком, чье появление датируется XXI веком до н.э. (Рукосуев Е.Ю. Короли, президенты, премьеры… Екатеринбург, 1996, с 128), а некоторые христиане воспринимали бы современный армяно-азербайджанский конфликт как некое священнодейство). Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов, которые автор считает той естественной средой, в которой возникает христианство (критический разбор исследований на эту тему см., например: Metzger B.M. Methodology in the Study of the Mystery Religions and Early Christianity, In: Historical and Literary Studies: Pagan, Jewish, and Christian, Grand Rapids: Eerdmans, 1968; Wedderburn A.J.M. The Soteriology of the Mysteries and Pauline Baptismal Theology, Novum Testamentum, 29, 1987, pp. 53—72). Но прежде, чем рассматривать эту проблему, необходимо определить, что же апостол Павел (а именно автор Послания к Римлянам, 1 и 2 посланий к Коринфянам, Послания к Галатам, Послания к Филиппийцам, 1 Послания к Фессалоникийцам и Послания к Филимону, которые достоверно являются принадлежащими Павлу) знал об Иисусе Христе. Даже богословы-фундаменталисты не утверждают, что апостол Павел находился в Иерусалиме во время распятия Иисуса Христа, хотя вскоре после этого он появляется – в сцене побития камнями Стефана. Итак, Иисус Христос, в предствлении Павла. Он – единственный сын божий от семени Давида (т.е. еврей по национальности) (Послание к Римлянам 1:3) от смертной женщины (Геракл и другие античные герои также рождены от смертных женщин); образ Бога-Отца невидимого (2 послание к Коринфянам 4:4); противостоит Велиару (2 послание к Коринфянам 6:15); богат, но обнищал ради людей (2 послание к Коринфянам 8:9); принял образ раба (Послание к Филиппийцам 2:6); посредник между Богом-Отцом и людьми (Послание к Римлянам 5:1); одинаков для всех людей – евреев и неевреев (Послание к Римлянам 15:8-9); дарует свободу (Послание к Галатам 5:1); глава мужчин (1 послание к Коринфянам 11:3); послан Богом-Отцом в жертву за мир (Послание к Римлянам 8:3); предан ночью, а накануне предательства преломил хлеб и предложил съесть его в качестве своей плоти, а также выпить чашу со своей кровью (причем, эту информацию Павел получил лично от Бога-Отца) (1 послание к Коринфянам 11:23-26); убит иудеями (хотя здесь, возможно, иносказательно, поскольку имеется в виду негативное отношение иудаистов к христианству) (1 Послание к Фессалоникийцам 2:14-15); распят (1 послание к Коринфянам 1:23); умер на кресте (Послание к Филиппийцам 2:7-8); умер за нечестивых и вообще за всех людей (Послание к Римлянам 5:6); отменил своей смертью ветхий завет (Послание к Римлянам 7:4); погребен (1 послание к Коринфянам 15:3-8); воскрешен Богом-Отцом и воскрес в третий день (Послание к Римлянам 4:24, 1 послание к Коринфянам 15:3-8); явился множеству людей – более чем 500 свидетелям (1 послание к Коринфянам 15:5-8); сидит на небесах одесную Бога-Отца (Послание к Римлянам 8:34); будет судить людей (Послание к Римлянам 2:16); соумирающие с ним путем крещения получат жизнь вечную (Послание к Римлянам 6: 3-5); живет в верующих (Послание к Галатам 2:20); в будущем придет с небес при гласе Архангела и трубе Бога-Отца, воскресит мертвых, преобразует их тела и отправит христиан на облака – в воздух, где они и будут пребывать с Богом-Отцом всегда (Послание к Филиппийцам 3:20-21, 1 Послание к Фессалоникийцам 4:15-17); упразднит всякую власть, начальство и силу, а после передаст свое царство Богу-Отцу (1 послание к Коринфянам 15:24-25). Этим ограничивается христология апостола Павла. Нигде в посланиях не упоминается Иерусалим как место деятельности и смерти Иисуса Христа, нет сколько-нибудь значительных цитат из нагорной проповеди Иисуса Христа и других его пространных изречений, нет ни малейших упоминаний о Понтии Плате, Ироде, Иоанне Крестителе, Иуде и многих других персонажах евангелий. Богородица упоминается один раз, достаточно случайно и не называется по имени. Разумеется, нет никаких датировок сакральных событий. Павел знал только то, что Иисус Христос – сын Бога-Отца (тождественного Яхве), что он жил в образе раба (именно раба – в юридическом смысле слова), что он отменил ветхий завет, установил мистерию хлебопреломления и причастия своей крови, был распят на кресте, умер, воскрес на третий день и в будущем придет с небес судить всех людей, воскрешая мертвых. Т.е. Иисус Христос апостола Павла в достаточной степени абстрактный умирающий и воскресающий бог, дарующий бессмертие верующим в него – образ, сходный с описанным в евангелиях Иисусом Христом, но не более, чем с ним же были схожи Аттис, Таммуз и Адонис. Неосведомленность апостола Павла по части деталей событий, описанных в евангелиях (если мы допустим реальность евангельского сюжета), удивительна. Согласно Деяниям Апостолов, апостол Павел неоднократно встречался с апостолами, знавшими Иисуса Христа лично, которым все эти подробности должны быть хорошо известны, а гибель Стефана, описанная в Деяниях Апостолов, где впервые появляется апостол Павел как персонаж этого античного приключенческого романа, должна следовать непосредственно за отбытием из Иудеи Понтия Пилата – значит, Павел, если он действительно учился в Иерусалиме, должен был знать этого чиновника. Приходится признать, что апостол Павел либо вообще не желал говорить на эту тему (что невероятно), либо не знал всех этих обстоятельств и людей, которые неизбежно должны были ему сообщить о них (т.е. не встречался с апостолами, а лишь имел отдельные сведения об Иисусе Христе), либо все описанное в евангелиях, не имело места в реальности, но является литературным сочинением, причем более поздним, чем 50-е годы, на которые падает деятельность апостола Павла (и это представляется единственно возможным объяснением, потому что в противном случае нам придется полностью менять представление о роли апостола Павла в жизни раннехристианской общины и считать описание его деятельности в Деяниях Апостолов чистой беллетристикой). В очередной раз анализ религиозных текстов приводит к обнаружению совершенно неустранимого противоречия. Помимо этого стоит отметить удивительное признание апостола Павла о том, что обстоятельства смерти Иисуса Христа ему сообщил сам Бог-Отец. Также интересно упоминание о «братьях Господних» (1 послание к Коринфянам 9:5) – во множественном числе. Сразу же возникает ассоциация с т.н. Арвальскими братьями – римской культовой жреческой коллегией, которая молилась за успешное произрастание даров полей. На празднике в конце мая, проходившем в ритуальных танцах и песнопениях, они испрашивали благословения богов посевам и ниспослание урожая. В своей праздничной Арвальской песни на архаической латыни Арвальские братья взывали к Марсу и Ларам. При Августе почти забытые обряды Арвальских братьев были возрождены (Гладкий В.Д. Древний Мир. Донецк, 1997, Т 1, с 43). Не исключено, что «братья Господни» (именно так! – во множественном числе) – это некая секта «иудохристиан» (которые напрямую соединяли христианство с иудаизмом в пользу доминирования последнего), существовавшая в 50-х гг. I века н.э. (в том числе и в Иерусалиме). Это объясняет упоминание в других местах нового завета «брата Господня» Иакова, а также упоминание о его казни Иосифом Флавием (Иудейские Древности. ХХ 9. 1). «Брат Господень» Иаков, а также другие «братья Господни» были не родственниками Иисуса Христа, а лишь членами иудохристианской общины («брат» здесь употребляется в духовном смысле – т.е. член общины), с которой у апостола Павла сложились непростые отношения, и которая не могла сообщить ему никаких сведений об Иисусе Христе из Иерусалиме, поскольку никакие из сообщаемых в евангелиях и Деяниях Апостолов событий в реальности там не происходили, а все евангелия и Деяния Апостолов – литературные произведения, созданные уже после Иудейской войны, скорее всего, ближе к концу I века. Интересен также вопрос об этническом составе христианских общин I века н.э. Многие библеисты считают, что первые христиане были в большинстве своем евреями, и лишь во II веке среди христиан возобладали греки и представители других народов Римской империи. Однако это маловероятно, исходя из статистики населения Рима. Около 14 года н.э. население всей империи составило 54 миллиона человек (Лурье Ф.М. Российская и мировая история в таблицах. СПб.,1997, с 32), из этого числа на Европу приходилось 28 млн. человек (Брук С.И. Население мира. М.,1986, с 17), на Египет — более 7 млн. человек (Иосиф Флавий. Иудейская война. 16. 4), на остальную Африку приходится еще 4 миллиона человек (Демографический энциклопедический словарь. М.,1985, с 110), население Кипра – до 1 миллиона человек – больше, чем на данный момент (Демографический энциклопедический словарь. М.,1985, с 185), на долю римской Азии остается 14 миллионов человек, из которых 6 миллионов (Демографический энциклопедический словарь. М.,1985, с 110) приходится на Сирию (включающую современные Сирию, Ливан, Израиль, Палестину и Иорданию), а 8 миллионов человек населяли Малую Азию – т.е. территорию современной Турции без ее крайнего востока. Из 6 миллионов населения между Газой и Антиохией на долю Иудеи могло приходиться не более 2 млн. человек, поскольку Иудея, в отличие от Сирии и Финикии, не имела крупных городов (за исключением Иерусалима). Из этих 2 миллионов не менее 400 тысяч составляли самаритяне, а этнические евреи – не более 1500 тысяч (включая ассимилированных галилеян и идумеев). Еще 500 тысяч евреев населяли крупные города Египта, Сирии, Кипра, а также составляли относительно небольшие диаспоры в Малой Азии и Греции (в Риме в 1 году н.э. евреев еще практически не было). Таким образом, на начало нашей эры в мире (при общем населении 280 миллионов человек) насчитывалось не более 2 миллионов верующих иудаистов, а также 500 тысяч самаритян (еще 100 тысяч жило в диаспорах за пределами Палестины). После подавления еврейского восстания 66-70 гг., а также восстания Бар-Кохбы численность еврейского населения не могла не сократиться (Тацит оценивает число евреев, убитых и плененных в Иерусалиме, в 600 тысяч (История 5.13), а Иосиф Флавий сообщает, что во время осады и падения Иерусалима погибло 1,1 млн. евреев (Иудейская Война 6.9.3) – последняя цифра представляется завышенной). Это означает, что, даже не смотря на некоторый прирост численности еврейской диаспоры за пределами Палестины, к 100 году численность евреев в пределах Римской империи не могла превышать 1,5 млн. человек. Согласно расчетам британского специалиста по конфессиональной статистике Д.Б.Баррета (Народы и религии мира. М.,1999, с 856), численность христиан уже в 100 году превышала 1 млн. человек, а в 200 году – 6,5 миллионов. Таким образом, даже в 100 году большинство членов христианских общин не могло быть еврейским. Евреи в среде христиан с самого начала составляли лишь небольшие группы, иногда объединенные более иудаистическим, чем у апостола Павла, пониманием христианства, но крупных «иудействующих» сект, за исключением эвионитов, в христианской среде не было. Юстин, один из самых ранних историков церкви, живший в середине II века, выделил четыре категории верующих во Христа евреев: во-первых, евреи, вошедшие в христианскую церковь, которые быстро исчезли, растворившись среди неевреев, во-вторых, евреи, оставшиеся в составе синагоги, лишь втайне верующие в Христа – они также недолго просуществовали, ибо нельзя жить вне объединения с единоверцами, в третьих, те, кто стал эвионитами, и в-четвертых, те евреи, которые стали назорянами. В посланиях апостола Павла упоминаются следующие имена членов христианских общин Рима, Малой Азии, Палестины и Греции: Акила, Ампилий, Апеллес, Аристарх, Аристовул, Артема, Архипп, Асинкрит, Ахаик, Варнава, Гай, Димас, Еввул, Епафрас, Епенет, Ерм, Ермий, Ермоген, Зина, Иаков, Иасон, Иисус (Юст), Иоанн, Иродион, Кварт, Кифа (Петр), Клавдия, Крисп, Лин, Лука, Луций, Мариам, Марк, Нирей, Олимпан, Онисим, Онисифор, Прискилла, Пуд, Руф, Урбан, Силуан, Сосипатр, Сосфен, Стефан, Тертий, Тимофей, Тит, Тихик, Трифена, Трифоса, Трофим, Фива, Фигелл, Филимон, Филолог, Флегонт, Фортунат, Юлия, Эраст. Из них лишь 10 – одна шестая часть: Варнава, Димас, Еввул, Зина, Иаков, Иисус (Юст), Иоанн, Иродион, Кифа (Петр), Мариам – могут быть признаны еврейскими. Остальные – традиционные и новые греческие и римские имена. Правда, значительная часть евреев диаспоры (в том числе сам Павел) носила нееврейские (римские и греческие) имена, но сам Павел в текстах своих и приписываемых ему посланий каждый раз поясняет, где речь идет об эллинизированных евреях (Послание к Колоссянам 4:10-11). Следовательно, даже в первых христианских общинах 50-х гг., где протекала деятельность апостола Павла, евреи не составляли большинства, а те, кто примкнул к христианам, были приведены туда проповедью Павла, что вызывало крайне негративную реакцию еврейских иудаистических общин Малой Азии и постоянные стычки Павла с этой публикой. Мнению о наличии значительного большинства евреев в раннехристианских общинах противоречит также то, что среди раннехристианских богословов и отцов церкви евреев или людей еврейского происхождения практически не встречается: Афинагор Афинянин, Ипполит Римский, Ириней Лионский, Маркиан, Ориген, Поликарп Смирнский – греки, Иустин Мученик, Климент Александрийский, Тертуллиан – римляне, Киприан – пуниец, Татиан – ассирийского происхождения.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ан.Павел пишет: Вы ..

Ан.Павел пишет:

Вы же сами писали и пишете, что Павел не мог написать Евангелия. Т.е. остаётся или признать, что они написаны мифическими персонажами либо как минимум три-четыре "отца" христианства существовали и написали Евангелия. Далее просто: если они были неевреями, зачем им самим называть себя евреями?

Как раз сейчас до этого добрался. Допишу — запощу.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Датировка смерти Иис..

Датировка смерти Иисуса Христа тоже проблематична:

Смерть Иисуса Христа датируется периодом правления в Иудее префекта (а вовсе не прокуратора, тем более, что сам термин «прокуратор» в евангелических текстах не употребляется (Ельницкий Л.А. Понтий Пилат в истории и христианской легенде. //Прометей. — М., 1972. Т 9, с 317)) Понтия Пилата – т.е. 26-36 годами нашей эры. Автор Евангелия от Матфея описывает затмение, продолжавшееся «по всей земле» в течение трех часов, а также иные события, сопровождавшие смерть Иисуса Христа на кресте: землетрясение, раздирание завесы в целле Иерусалимского храма и воскресение множества мертвецов в районе Иерусалима, который ожили, вылезли из гробов и пришли в город, где их видело множество людей (Евангелие от Матфея 27:45-53). Автор Евангелия от Марка (хронологически более раннего) описывает затмение на протяжение трех часов и то, что завеса в храме разодралась надвое, но ничего не сообщает о землетрясении и приходе в Иерусалим мертвецов (Евангелие от Марка 15:33-38). То же самое описывает автор Евангелия от Луки (23:44-45). Совсем иная версия смерти Иисуса Христа у автора Евангелия от Иоанна: он не упоминает ни о затмении, ни о землетрясении, ни о завесе храма и воскресении мертвецов. В этом евангелии Иисус попросил пить, ему дали губку, пропитанную уксусом, и он умер (Евангелие от Иоанна 19:28-30). Вопрос, кто же из них прав, звучит риторически; он подобен вопросу: сколько гардемаринов – героев популярного сериала – сопровождало Софью Фредерику Ангальт-Цербстскую, будущую императрицу Екатерину II в ее пути в Россию? Перед нами литературный сюжет, который каждый из авторов развивает в меру своей фантазии. Разумеется, верующими библеистами (и христианскими историками прошлого) предпринимались попытки найти в незавимых источниках упоминания о землетрясении и затмении, что должно было стать доказательством истинности евангельских событий. О солнечном затмении и землетрясении, случившемся в 32-33 гг н.э., упоминает живший во времена императора Адриана (117-138) Флегон из Трал в своей хронике «Выдержки из Олимпиад» (Иисус Христос как историческая личность. СПб.,2007, с 25-26), о чем сообщают христианские писатели II-IV вв. Юлий Африкан, Ориген и Евсевий Кесарийский (сама хроника не сохранилась). К сожалению, нет никаких попыток найти упоминания в трудах нехристианских авторов упоминания о воскресении мертвецов, что было бы гораздо более весомым аргументом в отличие от землетрясений и затмений. Землетрясение (как это не покажется странным людям, живущим в саейсмически неопасных районах) – достаточно тривиальное событие на планете Земля, ежегодно случается до одного миллиона различных землетрясений, и хотя подавляющее большинство из них относятся к числу очень слабых, и их мощность не превышает 1 балл по шкале Рихтера, вспомнив предыдущий год, мы всегда можем найти хотя бы одно крупное землетрясение в каком-либо регионе. Флегон из Трал описывал землетрясение и затмение в Вифинии, т.е. на значительном удалении (более 1200 километров) от Иерусалима (причем, в меридианальном направлении). Поскольку Земля вращается по эклиптике, а не по меридиану, солнечное затмение над Вифинией (на северо-западе современной Турции) как правило не могло быть заметно в Иерусалиме и наоборот – затмение, заметное в Иерусалиме, не могло быть заметно в Вифинии, поскольку ширина полосы затмения не превышает 300 километров. Согласно т.н. Саросу – «драконическому» периоду, заключающему в себе 18 лет 11⅓ дней, по прошествии которых затмения Луны и Солнца повторяются в прежнем порядке, и известному еще древним вавилонянам, в 32 и 33 годах н.з. случилось 6 солнечных затмений: 29 марта, 28 апреля, 23 сентября и 23 октября 32 года (http://www.secl.ru/eclipsecatalog/32.html), а также 19 марта и 12 сентября 33 года (http://www.secl.ru/eclipsecatalog/33.html). Из них лишь затмение 19 марта 33 года было полным, а остальные частными (при котором земную поверхность пересекает только лунная полутень (конус тени и его продолжение не пересекают земную поверхность) и говорить о «тьме» на поверхности Земли невозможно). Полное солнечное затмение 19 марта 33 года – это 60-е затмение пятьдесят девятого Сароса. Область наилучшей его видимости попадает в средние и субтропические широты южного полушария. Максимума затмение достигает в точке с координатами 40.1° южной широты, 46.9° восточной долготы, длится в максимуме 4 минуты 6 секунд, а ширина лунной тени на земной поверхности составляет 267 километров. В момент и в точке наибольшего затмения направление на солнце (азимут) составляет 321°, а высота солнца над горизонтом составляет 44°. Динамическое мировое время в момент наибольшего затмения: 13:40:16, поправка динамического времени: 10202 секунды. Ось тени проходит между центром Земли и южным полюсом, минимальное расстояние от центра Земли до оси конуса лунной тени составляет 4572 километра. Таким образом, Гамма затмения равна -0,7168, а максимальная фаза достигает 1.0576. Средняя длина лунной тени составляет 373320 километров, а расстояние от Земли до Луны 19 марта 33 года составляет 352987 километров. При этом видимый диаметр Луны в 1,0576 раз больше видимого диаметра солнечного диска. При полном затмении видны солнечная корона, звезды и планеты, находящиеся вблизи Солнца (http://www.secl.ru/eclipsecatalog/33319.html). Таким образом, ни в Иерусалиме, ни в Вифинии не только не могло быть «тьмы» в течение трех часов («от шестого до девятого часа» — т.е. после полудни), но и вообще не наблюдалось лунной полутени. Полное солнечное затмение в этот момент можно было наблюдать в районе островов Принс-Эдурад и Крозе в юго-западной части Индийского океана. Если же проследить все историю полных солнечных затмений в период префектуры в Иудее Понтия Пилата (26-36 годы нашей эры), то таковых, согласно Саросу, было восемь: 1 августа 26 года (http://www.secl.ru/eclipsecatalog/2681.html), 22 июля 27 года (http://www.secl.ru/eclipsecatalog/27722.html), 10 июля 28 года (http://www.secl.ru/eclipsecatalog/28710.html), 24 ноября 29 года (http://www.secl.ru/eclipsecatalog/291124.html), 14 ноября 30 года (http://www.secl.ru/eclipsecatalog/301114.html), 3 ноября 31 года (http://www.secl.ru/eclipsecatalog/31113.html), 19 марта 33 года, (http://www.secl.ru/eclipsecatalog/33319.html), 9 марта 34 года (http://www.secl.ru/eclipsecatalog/3439.html). Из них лишь солнечное затмение 24 ноября 29 года отвечает хотя бы некоторым требованиям синоптического описания и известия Флегона. Полное солнечное затмение 24 ноября 29 года – это 52-е затмение шестьдесят второго Сароса. Область наилучшей его видимости попадает в субтропические широты северного полушария. Максимума затмение достигает в точке с координатами 25.5° северной широты, 50.8° восточной долготы, длится в максимуме 1 минуту 59 секунд, а ширина лунной тени на земной поверхности составляет 109 километров. В момент и в точке наибольшего затмения направление на солнце (азимут) составляет 198°, а высота солнца над горизонтом составляет 42°. Динамическое мировое время в момент наибольшего затмения: 12:15:21, поправка динамического времени: 10235 секунд. Ось тени проходит между центром Земли и северным полюсом, минимальное расстояние от центра Земли до оси конуса лунной тени составляет 4735 километров. Таким образом, Гамма затмения равна 0,7424, а максимальная фаза достигает 1,0217. Средняя длина лунной тени составляет 373320 километров, а расстояние от Земли до Луны 24 ноября 29 года составляет 365391 километр. При этом видимый диаметр Луны в 1,0217 раз больше видимого диаметра солнечного диска. При полном затмении видны солнечная корона, звезды и планеты, находящиеся вблизи Солнца (http://www.secl.ru/eclipsecatalog/291124.html). Это полное солнечное затмение действительно было видно и в Малой Азии и в районах, непосредственно примыкающих с севера к Галилее и Иудее (разумеется, в течение немногим более одной минуты, а не трех часов):

[HTML_REMOVED]

Зелеными линиями отмечены границы лунной полутени, звездочка соответствует точке наибольшего затмения. Полоса видимости полной фазы тени показана синей линией.
Если мы признаем именно затмение 24 ноября 29 года в качестве затмения солнца, описываемого в синоптических евангелях, возникает, во-первых, проблема с датировкой событий, непосредственно предшествовавших распятию Иисуса Христа, которые уверенно связываются с еврейским праздником Песах – т.е. не могли иметь место поздней осенью, а во-вторых, датировка смерти Иисуса Христа 29 годом приводит к тому, что эта дата оказывается ранее датировки казни Иоанна Крестителя (30 год). Здесь, как и в датировке рождения Иисуса Христа, исследователь сталкивается с попыткой авторов евангелий совместить сразу несколько событий в одной временной точке (если, конечно, предположить, что авторам были точно известны реальные датировки этих событий). Известие Флегона о затмении 32-33 годов стоит особняком – никто из историков и географов I-II вв. н.э., чьи труды дошли до нашего времени, не упоминает об этом затмении. И поэтому данную информацию следует счесть ошибкой (точнее, Флегон – либо передающие его информацию Юлий Африкан, Ориген и Евсевий Кесарийский – могли совместить два разнодатированных события в одной дате). Землетрясение, упоминаемое Флегоном, имело место лишь в Вифинии, что опять уводит нас из Иерусалима в Малую Азию (не исключено, что автор Евангелия от Марка, которое является первым и базовым для синоптических евангелий, просто ассоциировал два события: распятие Иисуса Христа и известное ему землетрясение в Малой Азии; а автор Евангелия от Иоанна либо скептически отнесся к сообщениям о землетрясении и затмении, либо был более сведущ в астрономии – поскольку полное солнечное затмение, в своем продолжающееся 3 часа, в природе не встречается, либо вообще ничего не знал о них). Опять же следует заметить, что упоминание о массовом воскресении мертвецов и приходе их в Иерусалим также не встречается у независимых авторов I-II вв. н.э. (верующие библеисты, к сожалению, даже не пытаются искать подобные упоминания, например, у Плиния Старшего или Тацита). С другой стороны, если бы аналогичное явление имело место, трудно предположить, что такой аккуратный историограф эпохи как Иосиф Флавий не упомянул бы о нем. Из этого следует, что рационально датировать распятие Иисуса Христа по описанию сопуствующих ему событий невозможно. И не стоит искать в евангельских текстах неких точных исторических сведений. Затмение, землетрясение, разодравшаяся завеса храма и воскресение мертвецов в этом сюжете играт роль сакральных, а не реальных событий, и если исследователь желает найти в евангельских легендах «зерно исторической истины», ему следует, к примеру, аналогично искать реальные датировки рождения Митры и заклания им быка.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

ВЛАДИМИР, дайте норм..

ВЛАДИМИР, дайте нормальную ссылку на большую картинку.

ВЛАДИМИР пишет:

Вы как-то пропустили мой пост

Да, из-за того, что он был полтора раза

Яндекс местного значения

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Пов..

ВЛАДИМИР пишет:

Повторяю

ВЛАДИМИР, я просил противоречий, а не рассуждений о том, что прочитал Ваш миелофон в голове Павла

ВЛАДИМИР пишет:

Неосведомленность апостола Павла по части деталей событий, описанных в евангелиях (если мы допустим реальность евангельского сюжета), удивительна.

Давайте как-то определимся, что такое неосведомлённость. Если бы в Посланиях Павел ставил своей целью пересказать жизнь Христа, послания и стали бы Евангелиями А так в письмах туда и сюда он как-то не должен никому, тем более Вам, пересказывать весь Новый Завет. Неосведомлённость Павел проявил бы, если бы то, что он упоминал о Христе, шло вразрез с данными Евангелий (причём желательно нескольких). Ну и где?

Яндекс местного значения

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Пав..

ВЛАДИМИР пишет:

Павел уже употребляет термин «новый завет» (2 Послание Коринфянам 3:6)

Забавно, что Вы "пробросили" этот момент. То есть "нового завета" (по Вашей теории) ещё как такового нет, но Павел о нём уже упоминает Аргумент, в общем, так себе, но и большинство Ваших такого же свойства

Яндекс местного значения

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ан.Павел пишет: Ар..

Ан.Павел пишет:

Аргумент, в общем, так себе, но и большинство Ваших такого же свойства

Ну-ну-ну. Зачем так уж обобощать?

Ан.Павел пишет:

Забавно, что Вы "пробросили" этот момент. То есть "нового завета" (по Вашей теории) ещё как такового нет, но Павел о нём уже упоминает

Забавно, что Вы не замечаете разницы между собранием книг и сакральным событием. Или я Вас неправильно понял?

Ан.Павел пишет:

Если бы в Посланиях Павел ставил своей целью пересказать жизнь Христа, послания и стали бы Евангелиями

Дело не в пересказе. Послания Павла столь же апологетичны, как и сами евангелия (к тому же никто не считает их "биографиями"). Павел не использует многих аргументов, без которых ему не обойтись, но которые появляются позже.

Ан.Павел пишет:

так в письмах туда и сюда он как-то не должен никому, тем более Вам, пересказывать весь Новый Завет. Неосведомлённость Павел проявил бы, если бы то, что он упоминал о Христе, шло вразрез с данными Евангелий (причём желательно нескольких). Ну и где?

Не стоит приписывать человеку, жившему 2000 лет назад, лексику ("не обязан никому, тем более Вам"), принятую на альтфорумах

А серьезно, он-то как раз считал себя обязанным. С апологетической целью. Послания достаточно обширны и во многих случаях он в одном и том же письме повторяется

Дело не в противоречиях. Например, Павел НЕ ЗНАЕТ, что распятие произошло в Иерусалиме (хотите опровергнуть, найдите). Пересказывать весь не стоит, но и отсутствие упоминания об этом (хотя бы один раз) подозрительно, как минимум. К тому же сами евангелия во времена апостола Павла, даже с т.з. верующих библеистов, еще не были написаны. Согласно Деяниям Апостолов Павел находился в Иерусалиме не позднее 36 года. Трудно предположить, что он не знал многих деталей, сообщаемых в евангелиях, если они описывали некоторые реальные события. Значит, апостол Павел в Деяниях и реальный апостол Павел — разные люди (первый — литературен). Отсюда "абстрактность" павловых проповедей в посланиях.

А конкретно, как это могло быть (гипотеза! — если Вы знаете, что это такое):

В соответствии с выдвинутой автором гипотезой о малоазийском происхождении христианства, первоначально в христианской среде существовали устные и, возможно, письменные сборники «логий» — кратких изречений Иисуса Христа, к которым в 50-х годах добавились послания Павла. После смерти Павла в 60-е годы (традиционно она считается насильственной: апостола казнили в Риме, впрочем, вообще не удивительно, что Павел умер не своей смертью, учитывая его настырный и непримиримый нрав и безапелляционную манеру излагать свои взгляды) христианские общины Малой Азии, которые насчитывали к тому времени не более 200 тысяч членов, переживают определенный кризис. Столкнув христиан и иудаистов, Павел положил начало той непримиримой иудо-христианской полемике, которая превратила христианство в систему взглядов, свойственных полколению отцов церкви. Светоний, Тацит и Плиний Младший упоминают христиан в 110-120 годах. Что же происходило в христианской среде в 65-110 годах? Усилиями апостола Павла в христианство обратилось небольшое количество эллинизированных евреев, которые сохраняли свое этническое (но не религиозное) сознание. Павел был более чем уверен, что Бог-Отец христианства тождественен Яхве иудаистов. Дискуссии на эту тему с правоверными иудеями, которые Павел вел в синагогах, нередко заканчивались потасовками (правда, есть все основания полагать, что Павел не отличался силой атлета). Одна из этих христианско-еврейских групп еще в 50-х годах переселилась из Малой Азии в Иерусалим и называлась «братья Господни», которые демонстрацией своего понимания Яхве как отца Иисуса и там тоже провоцировали столкновения на религиозной почве с иудаистами. Смерть Павла могла повлиять на рост количества обращенных в христианство евреев, однако, стабильные группы евреев-христан сохраняются, причем, они – в отличие от остальных малоазийских христиан – преимущественно городские жители. В 70 году римские войска в ходе подавления еврейского восстания разрушили Иерусалим. В Малую Азию бежала часть из оставшихся в живых евреев, и это еще большще обострило конфликтную среду вокруг малоазиатских евреев христиан. Доказывать малоазийским христианам неевреям, что Иисус Христос бог – и что он – сын Бога-Отца, было совершенно излишне: они и так уже давно в это верили. А вот полемические задачи в отношении евреев – как малоазийских, так и живших в других частях Римской империи, диктовали необходимость появления апологетической литературы, специально рассчитанной на еврейскую аудиторию. Распространенное мнение о том, что четыре канонических евангелия (а также апокрифы) являются биографиями Иисуса Христа ошибочно. Все евангелия – это апологетические сочинения, призванные доказать божественность Иисуса Христа. А также то, что он и есть обещанный евреям их богом Яхве мессия. Христиан и «язычников» убеждать в божественности Иисуса Христа было гораздо проще. Образ умирающего и воскресающего, доброго и врачующего бога вполне вписывался в менталитет античного человека, равно как и то, что этот бог или богочеловек (полубог; летально разработанной христологии тогда еще не существовало) мог родиться от брака бога со смертной женщиной. Убеждать следовало евреев, а поскольку для христиан неевреев это не представляло какой-либо первостепенной задачи, следует признать, что главными инициаторами создания евангелий были евреи-христиане. Первым таким апологетическим сочинением в рамках синоптической теории считается Евангелие от Марка (Маркус – римское имя). Это короткое, малолитературное, психологически напряженное произведение, в котором чувствуется привкус ожесточенных споров, структура произведения очень рыхлая: автор, по сути дела, лишь склеил ряд малосвязанных друг с другом эпизодов. Поскольку после 70 года и разрушения Иерусалима центр иудаизма превратился для евреев диаспоры в далекую сказку о прекрасном прошлом, автор Евангелия от Марка решил пойти на нетривиальный шаг: он смело перенес действие мистерии Исуса Христа из Малой Азии прямо в Иерусалим, а эпитет Иисуса Христос – «намазанный» — стал интерпретировать как греческий перевод еврейского слова «машиах» — «помазанный на царство». Датировать его можно 70-ми годами. На основе Евангелия от Марка еще два человека написали свои евангелия – это авторы Евангелия от Матфея (600 стихов и фраз взяты из Евангелия от Марка, еще 550 – из других источников, и только 436 принадлежат самому автору) и Евангелия от Луки (из всех четырех авторов (а точнее, компиляторов, поскольку более-менее окончательно текст евангелий сложился только к 100 году, хотя и после этого предпринималась редактура, — в этом христиан обвиняет Цельс) он, вероятно, был единственным неевреем), однако, авторы, похоже, не знали о работе друг друга. Четвертое из канонических евангелий – Евангелие от Иоанна резко отличается по своей композиции и содержанию от синоптиков. Оно было создано около 100 года в Эфесе (Косидовский З. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М.,1991, с 336). При всем отличии синоптических евангелий от четвертого, всем им свойственен один и тот же стереотип изложения (его и можно считать определяющим признаком понятия «евангелие» как жанр): автор утверждает, что Иисус Христос – бог, сын Яхве и ожидаемый евреями мессия, затем, в подтверждение этого тезиса пересказывается множество сюжетов (иногда противоречащих друг другу даже в рамках одного евангелия), но все евангелия сходят на том, что Иисус Христс был распят в Иерусалиме при Понтии Пилате и воскрес на третий день – т.е. в них заложена христология апостола Павла при локализации действия в Иерусалиме (о чем Павел ничего не пишет, а следовательно не знает).

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ан.Павел пишет: дай..

Ан.Павел пишет:

дайте нормальную ссылку на большую картинку.

http://www.secl.ru/eclipse_map/4847.html

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Владимир, из вашего ..

Владимир, из вашего поста следует, что еврейское влияние в христианстве таки было очень велико, раз им удалось перенести действие сюжета в Иерусалим, и внушить всем, что Христос таки машиах и сын еврейского Б-га.

А если серьёзно, то всё это очень несерьёзно. О зарождении христианства среди евреев в Палестине сказано в документах, датируемых 1-2 веками. О зарождении христианства в Малой Азии среди неевреев не сказано ни в одном документе того времени. Поэтому, всё, что об этом говорится — недоказуемая болтовня. Извините, никого не хотел обидеть

P. S. . Впрочем, как альтисторический сюжет ваш сценарий имеет право на существование

Человек человеку - друг, товарищ и брат, понял ты, скотина?!

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Зач..

ВЛАДИМИР пишет:

Зачем так уж обобощать?

Почему "обобщать"? Ваша вводная, базовая гипотеза — связка "Езус" — "Иисус" — "Иешуа"; без неё всё разваливается. А дальше, как у Фоменко, всё логично и убедительно

ВЛАДИМИР пишет:

Павел НЕ ЗНАЕТ, что распятие произошло в Иерусалиме (хотите опровергнуть, найдите)

Потрясающе. Объясняю последний раз. Вот когда ВЫ найдёте в Посланиях слова "распят в ...", далее место, отличное от Иерусалима, либо слова "не знаю, где был распят", тогда Вы сможете УТВЕРЖДАТЬ, что Павел НЕ ЗНАЕТ, где произошло распятие. В ином случае Вы можете это только ПРЕДПОЛАГАТЬ с невеликой степенью вероятности.

ВЛАДИМИР пишет:

Павел не использует многих аргументов, без которых ему не обойтись, но которые появляются позже.

См. выше. Я по-прежнему считаю, что Павел Вам ничего не должен в том числе использовать или не использовать какие-то аргументы. Либо приводите наконец конкретные примеры. А то Вы в "астрономической" части вставили кучу никому не нужных цифр, а большинство деклараций по поводу Завета голословны или предполагают, что читатель знает весь Завет наизусть.

Яндекс местного значения

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

LAM пишет: О зарожд..

LAM пишет:

О зарождении христианства среди евреев в Палестине сказано в документах, датируемых 1-2 веками.

А можно тоже с парочкой ссылок?

Яндекс местного значения

Ан.Павел
Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Изв..

ВЛАДИМИР пишет:

Известие Флегона о затмении 32-33 годов стоит особняком – никто из историков и географов I-II вв. н.э., чьи труды дошли до нашего времени, не упоминает об этом затмении.

А про затмение 29 года в "трудах" упоминается?

Яндекс местного значения

альтистории кабинет-советникъ
Цитата

Ан.Павел пишет: А м..

Ан.Павел пишет:

А можно тоже с парочкой ссылок?

Я имею в виду Евангелия и Деяния апостолов. Это тоже исторические документы

Человек человеку - друг, товарищ и брат, понял ты, скотина?!

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ан.Павел пишет: А п..

Ан.Павел пишет:

А про затмение 29 года в "трудах" упоминается?

Ни в коем случае! Там датировка по годам Олимпиад.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Ан.Павел пишет: А т..

Ан.Павел пишет:

А то Вы в "астрономической" части вставили кучу никому не нужных цифр, а большинство деклараций по поводу Завета голословны или предполагают, что читатель знает весь Завет наизусть

То, что они Вам не нужны, еще не значит, что никому. Еще раз напоминаю, что я Вам обещал проштудировать все послания Павла (которые признаны принадлежащими одному человеку) и выудить оттуда (со ссылками на конкретные места) его христологию. Я это сделал, однако мой пост № 7817 Вы или не захотели читать или я не знаю что или... Зато пишите о голословности.

Ан.Павел пишет:

Ваша вводная, базовая гипотеза — связка "Езус" — "Иисус" — "Иешуа"; без неё всё разваливается

Она основана не на совпадении имен, а на совпадении образов и смыслов умирающих и воскресающих испостасных богов Малой Азии с Иисусом Христом. И отличии умирающего и воскресающего Иисуса Христа — ипостаси Бога-Отца от Яхве, который: а) неипостасный бог, б) неумирающий и невоскресающий. Я раз пять в тексте это объясняю, но Вы предпочитаете не обращать на это внимание.

Ан.Павел пишет:

В ином случае Вы можете это только ПРЕДПОЛАГАТЬ с невеликой степенью вероятности.

Равно как и Вы из его МОЛЧАНИЯ можете лишь предполагать, что он ЗНАЛ о том, что Иисус Христос был распят в Иерусалиме.

Второе, он не называет Марию-Деву по имени, и даже девой ее не называет. Вывод очевиден.

И т.д.

Поскольку Деяния Апостолов написаны лет через 20-25 после смерти Павла, его фигура там — тоже сплошная литература.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

LAM пишет: Владимир..

LAM пишет:

Владимир, из вашего поста следует, что еврейское влияние в христианстве таки было очень велико, раз им удалось перенести действие сюжета в Иерусалим, и внушить всем, что Христос таки машиах и сын еврейского Б-га.

Нет, они — евреи, принявшие христианство под воздействием Павла в 50-х гг. после его смерти хотели внушить хотели это иудаистам (неудачно) с целью дальнейшего распространения христианства на всех евреев (для этого и написали евангелия, где доказывали именно евреям, что Иисус Христос — мессия-машиах). А малоазийских христиан убеждать в том, что Иисус Христос — воскресающий и умирающий бог было излишне. Потому никакой апологетической литературы на этот счет.

Дело в том, что около 112 года христианство переживает существенный кризис, его численность в Малой Азии резко сокращается (об этом прямо пишет Плиний Младший), и тогда уже оставшиеся, чтобы не быть поглощенными иудаизмом (куда, по всей видимости, вернулись некоторые евреи-христиане, перетянутые ранее в христианство Павлом, вернее уже их потомки) берут на вооружение наработанную евреями-христианами полемическую литературу и успешно отбиваются уже от иудаистов.

В общем, не будь в истории апостола Павла, всех этих невнятиц вообще не возникло бы.

LAM пишет:

Я имею в виду Евангелия и Деяния апостолов. Это тоже исторические документы

Как раз это-то я и опроверг.

Точнее, если считать их историческими документами, то, в таком случае, трагедия Эсхила "Прометей прикованный" — тоже исторический документ.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

LAM пишет: еврейско..

LAM пишет:

еврейское влияние в христианстве таки было очень велико

Я его ничуть не отрицаю. Но именно "влияние евреев на христианство", а не "зарождение христианства из иудаизма". Отличие все-же есть.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ответить