Вот ряд любопытных свежих (2007-2008) данных Левада-ЦЕНТРА (http://www.levada.ru/religion.html)
К православию себя относит от 56 до 66% населения России (удивляет лишь небольшой % мусульман (3-6%), хотя среди кавказских народов (кроме дагестанцев и чеченцев) много "язычников" (!), а среди татар — атеистов)
Церковные службы не реже раза в месяц посещает только 8% населения (еще 34% около одного раза в год)
Доверяет Русской православной церкви 41% населения (значительно меньше, чем в начале 90-х)
Определенно верит в существование бога — 32% (отнимите мусульман и других неправославных)
Очень религиозным себя считают 5% (в какой-то мере религиозными — еще 37%)
Крещены (из числа всего населения за вычетом мусульман и других нехристиан) — 79% — т.е. примерно 74% всего населения России (а не 90%, как уверяет РПЦ)
Причащается более 1 раза в год — 8% населения (реже — еще 12%)
Молится 1 раз и чаще в неделю — 26% (практически никогда не молятся 47% населения)
Важную роль в жизни религия играет только у 6% населения (причем этот показатель за последние годы никак не растет)
И так небольшое количество людей, считающих что православная церковь должна влиять на государство, еще более снижается — до 7% населения.
Точно так же снижается количество убежденных в том, что православие должно иметь преимущества перед другими религиями — до 8% населения (более половины — категорически против)
Считают, что нужно восстановить преподавание закона божьего в средних школах для всех желающих — только 12% (но если это все же будет сделано, еще 33% будут не против).
Наконец, сторонников возрождения "церковной десятины" — всего 14-15%.
Из этого следует, что структурно современное российское общество (во всяком случае, если брать его славяно-финнскую часть — т.е. немусульман) делится на 5 основных групп в отношении к религии.
Во-первых, есть религиозные фундаменталисты, которых насчитывается не более 10% населения.
Их объединяет более-менее регулярное участие в церковных службах, стремление обеспечить православию прежний господствующий статус в государстве и обществе и вернуть церковь в школу, а также государственное финансирование. Еще раз замечу, что их всего 10%. Что, кстати, парадоксально (!) ничуть не превышает количество религиозных фундаменталистов в СССР. Таким образом, % "воцерковленных" практически не вырос (а если и есть рост, то это следствие отпадения от нашей страны более религиозных Прибалтики и Западной Украины, в условиях чего в самой России, конечно, % фундаменталистов был ниже 10, но все равно этот рост за 18 лет мизерный — примерно с 7 до 10% — по сравнению с остальным массивом населения). Это и есть Русская православная церковь в прямом смысле.
Еще около 20% населения — "полуправославные". Они изредка участвуют в церковной жизни, доверяют РПЦ и вообще верят в существование христианского бога, но в быту религиозностью не отличаются и по социальному своему поведению совпадают с основной массой населения. Если первая группа, как правило, отличается наличием значительного досуга, то эта вторая — как правило очень занятые люди. В первой группе преобладают пенсионеры, сельские жители и часть работников умственного труда. Во второй — бизнес и наемные работники.
Еще 30% — "околоправославные". Это "светские", но не в современном смысле (который включает в себя 90% невоцерковленных людей в России), а в традиционном. К религии они относятся лишь как к культурной традиции, которая служит средством их национально-исторической идентификации. Они не очень доверяют РПЦ, крайне редко принимают участие в церковной жизни, почти не молятся, в существование бога не верят, выступают за сохранение светского характера школы и государства. Если их убедить, что традиционные ценности славянской цивилизации в наилучшей степени выражены в родноверии, они без труда изменят свою идентификацию.
Несколько удивляет то, что формально крестилось 74% населения страны (в три раза больше, чем в советское время), хотя сознательно себя к православию причисляет около 60%. Эти 14% — люди, ушедшие от православия (факт существования в современной России этой категории РПЦ, естественно, не признает). Их можно считать "неверующими" в традиционном смысле слова. Среди них, кстати, велик % молодежи (в т.ч. из верующих семей)
Наконец, 20% населения — убежденные атеисты. Они категорически против православия и иных религий вообще. Хотя их количество сократилось за 15 лет в два раза, люди из этой категории перетекли не в категории фундаменталистов или полуправославных, а в категории неверующих и околоправославных.
Таким образом, минимум две три населения России — "светские". И лишь 10% — воцерковленные православные люди. Причем, последняя цифра как в идейном, так и в обрядовом отношении почти не растет. И все усилия (надо заметить, довольно мизерные) в этом направлении остаются безрезультатными. Православная церковь спокойно ждет, когда все люди сами придут к ней. Это благородно, но безрезультатно. И проистекает это не из уважения "свободы совести", а из элементарного неумения и нежелания наладить социальную работу. Эти 10% — очень женская группа (до 3/4). Старушки вымирают, на их место приходят другие старушки, и где-то среди них затерялись небольшие группы впечатлительных подростков и молодых интеллектуалов, которые все сидят на немногочисленных православных форумах. Общины же (в прямом смысле слова) можно по пальцам пересчитать.
Никаких признаков того, что ситуация ближайшие десятилетия радикально изменится, нет.