Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: 123hjkl, Den

Россия за ... или РПЦ снова подталкивают к расколу.

Ответить
Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

Ув.ВЛАДИМИР еще лет ..

Ув.ВЛАДИМИР еще лет тридцать назад предполагалось, что атеистов у нас, в Сов. Союзе, подавляющее большинство и что человек, вооруженный марксистско-ленинской теорией, с легкостью освобождается от религиозных предрассудков, которые присущи лишь людям невежественным. В этой связи вспоминается, как академик И. П. Павлов, проходя мимо храма, снял шляпу и перекрестился, на что какой-то матрос укоризненно сказал: “Эх, темнота!”. И хотя ученый к тому времени имел за плечами солидный образовательный багаж, а сколько классов окончил классово подкованный атеист – история умалчивает, тем не менее, очевидно, что религиозная позиция человека формируется не только просвещением. Все гораздо сложнее.

По разным оценкам, к февралю 1917 года около трети населения России отпало от Церкви, но процесс этот начался еще в середине XIX века. Характерный эпизод есть в “Детстве” Льва Толстого – он жил в одной комнате со старшим братом и как-то, прибежав поздно вечером домой, встал по привычке на молитву. Брат, лежа на своей кровати и попыхивая папироской, холодно сказал: “Ты все еще делаешь это?” – и юный Толстой почувствовал стыд за свою отсталость.

К концу двадцатого века, сразу после падения советской власти, неверующими себя называли около 40% взрослого населения России (среди них те, кто не верили в Бога, и те, кто допускали наличие некоего “высшего начала”, но не принадлежали ни к одной церкви или религиозной традиции), и еще 16% затруднились с ответом на вопрос о своем отношении к вере.

Так что :

20% населения — убежденные атеисты. Они категорически против православия и иных религий вообще. Хотя их количество сократилось за 15 лет в два раза, люди из этой категории перетекли не в категории фундаменталистов или полуправославных, а в категории неверующих и околоправославных.

Иными словами, люди, которые говорят, что не верят в Бога, по основным социальным параметрам практически не отличаются от прочих граждан России, а мысли их вписываются в один из типов мировоззрения, наиболее распространенных сегодня в обществе.

Не следует искать у них рожек на темени (как, впрочем, и способности светиться в темноте – у религиозных граждан). Очевидно, что современная общественная тенденция заключается в уменьшении числа неверующих и увеличении числа людей, которые говорят о своей вере в Бога.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Пойташ пишет: В это..

Пойташ пишет:

В этой связи вспоминается, как академик И. П. Павлов, проходя мимо храма, снял шляпу и перекрестился, на что какой-то матрос укоризненно сказал: “Эх, темнота!”. И хотя ученый к тому времени имел за плечами солидный образовательный багаж, а сколько классов окончил классово подкованный атеист – история умалчивает, тем не менее, очевидно, что религиозная позиция человека формируется не только просвещением. Все гораздо сложнее.

Да, все значительно сложнее. Павлов делал это "по традиции" (ведь не верил же он буквально в существование бесов или сотворение мира в 5508 году до н.э.). А матрос эту традиции сломал. Вот и весь секрет Полишинеля. Я не понимаю, почему такая простая вещь не приходит в голову.

Пойташ пишет:

По разным оценкам, к февралю 1917 года около трети населения России отпало от Церкви, но процесс этот начался еще в середине XIX века.

Еще в петровские времена. Что было закономерной реакцией на раскол.

Пойташ пишет:

те, кто допускали наличие некоего “высшего начала”,

Под это можно подвести все, что угодно, хоть три закона диалектики.

Пойташ пишет:

увеличении числа людей, которые говорят о своей вере в Бога.

32%. Как остальные 28% православных умудряются не верить в реальное существование христианского/православного бога, удивительно.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Пойташ
Владыка Континентов
Цитата

ВЛАДИМИР пишет: Как ..

ВЛАДИМИР пишет:

Как остальные 28% православных умудряются не верить в реальное существование христианского/православного бога, удивительно.

Перефразируя известную пословицу "ни Богу свечка, ни черту кочерга", можно сказать, что "и Богу свечка, и черту кочерга" – это характеристика людей, которые, формально исповедуя Православие, склонны к различным суевериям.

Среди взрослого населения страны людей таких наберется ровно половина. Среди же активных православных (т. е. тех, кто посещает церковные службы раз в месяц и чаще) суеверных людей, увы, еще больше. Из них лишь около 40% отвергают суеверия. И это при том, что Православная Церковь недвусмысленно отвергает всяческие суеверия.

В старые времена, когда более трех четвертей населения страны проживало в деревнях (XIX век), суеверия были частью народных традиций. Для такой смеси христианства и язычества существовал, и остается по-прежнему точным и современным термин – "двоеверие". Изменилась лишь география: сегодня из всех двоеверцев в селах и поселках проживает треть, остальные – горожане. Соответственно, и инфраструктура суеверий переместилась в города. Полосы газет заполнены сотнями объявлений "потомственных колдуний в десятом поколении", которые – на фоне православных икон – предлагают неисчерпаемый спектр магических услуг, которые, по всей видимости, пользуются спросом, в том числе и среди православных верующих.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства.

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег построил любитель, а профессионалы сделали "Титаник".

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Пойташ пишет: И это..

Пойташ пишет:

И это при том, что Православная Церковь недвусмысленно отвергает всяческие суеверия.

Отнюдь. Любому человеку с минимумом образования ясно, что апостол Андрей не мог в середине I века н.э. встретить славян в районе совр. Новгорода. Однако, это суеверие очень распространено. Суеверия — это ведь не только вера в барабашку. Бывают и такие.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Каммерер
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Какая либо тенеденци..

Какая либо тенеденция роста крещенных связывается только с пропагандой РПЦ через СМИ.

Россия превыше всего!

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Каммерер пишет: Как..

Каммерер пишет:

Какая либо тенеденция роста крещенных связывается только с пропагандой РПЦ через СМИ.

Ну, что значит — пропаганда РПЦ через СМИ.

Что мы видим на телеэкранах? Видим в 90 случаях из 100 православных телепроповедников (которые, разумеется, куда более приятно глазу выглядят по сравнению с их придурковатыми протестантскими коллегами; я бы устраивал диспуты "о вере" между различными конфессиями вплоть до мордобоя — кстати, православные зря боятся их — они бы могли вполне победить — и не только в плане мордобоя; во всяком случае, это было бы интереснее). Но на этом воздействие на аудиторию прекращается. То что они вещают, большей частью не может не быть принято любым нормальным человеком: что нельзя воровать, надо чистить зубы и т.д. Но тут же все это приправляется всяческими вздорными суевериями, которые уже, мало того, что хорошо известны публике, но уже и порядком надоели (новизны начала 90-х в них нет). Однако, эти домашние заготовки — эдак века XIX изготовления (которые тогда действовали на неграмотных крестьян и полуграмотных мещан из пьес Островского) — не меняются и как заевшая пластинка повторяются из раза в раз. Реальное существование бесов и святость Николая Второго с фамилией — еще не самые эффектные из них. Они абсолютно не понимают (причем, именно не хотят понимать), что общество безвозвратно изменилось, и надо что-то новое придумывать. А "обновленчества" они не любят. Безвыходное положение. И абсолютная уверенность в том, что, какую бы чушь они не озвучили, им должны поверить, на том основании, что они — "пастыри".

Не знаю (ув. Агнец подскажет) аналогична ли картина в Израиле? В Америке? Во Франции? Но если это так, значит мы ничем не отличаемся от остального человечества. Мы — "трава Вселенной" (с).

Остальные 10 случае из 100 — это, во-первых, очень серьезные люди средних лет в пиджаках и галстуках. Тоже православные. Тут я — как Лосев — ужасаюсь Православие не может быть в пиджаке и галстуке. Не может и все. Как не может быть в юбке выше колен. Исторически так сложилось. А эти пиджачники больше всего напоминают протестантских пасторов (с соответствующей степенью убедительности). Уж людям, которые поставили своей целью возрождение старины глубокой надо бы знать, что предки наши увлеклись "благолепием" и красотой обряда. Так что пиджак сюда точно не подходит. Это достоевщина, в самом худшем смысле слова. Как горю помочь? А никак!

Во-вторых (самое малое число), мечтатели с бороденкой и в темном свитерке, которые в АИ СССР-2005 рассказывали бы о далеких галактиках, снежном человеке и Атлантиде. А тут вот перестроились. Ну с этими друзьями разговор тем более короткий. Гарсия Маркес, конечно, писал, что "если самые удивительные вещи рассказывать самым обычным тоном, они становятся достоверными". Да. Но мы-то можем рассказать им в десять раз больше удивительных вещей. И пусть попробуют не поверить!

Так что в целом интеллектуальный уровень православной церкви значительно ниже среднего интеллектуального уровня общества в целом. Из чего проистекает продемонстрированная в опросах ситуация.

К тому же мы уже пережили одну очень правильную идеологию. Переживем и все остальные. Не впервой. И надеяться, как папаша Мюллер, что через 20 лет вырастут новые поколения, которые не будут иметь этого иммунитета, наивно.

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Владыка Континентов
Цитата

Когда в 18-19 веке п..

Когда в 18-19 веке попробовали устраивать публичные диспуты православных батюшек со староверами ,то вышло только хуже . Батюшки уходили все в дерме по уши ,ну не могли представители официальной церкви вести диспуты о вере с староверами и сектантами . Даже специальная миссионерская подготовка нисколько не помогала . Зато во второй половине 19 века — начале 20 века в синод и МВД шли жалобы мусульманского духовенства Казанской и Уфимской губерний на то что , староверы (и сектанты ) совращают в раскол мусульман . Мало было староверам и сектантам русских ,они уже и до мусульман тогда добрались .

ВЛАДИМИР
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Абрамий пишет: Когд..

Абрамий пишет:

Когда в 18-19 веке попробовали устраивать публичные диспуты православных батюшек со староверами ,то вышло только хуже

Никто меня не может заподозрить в симпатиях к старообрядцам. Я считаю их тупиковой ветвью, и в 1666 был бы на стороне никониан. А как иначе?

Но должен признать, что в полемическом отношении позиции старообрядцев сильнее. Они не привыкли привлекать "административный ресурс" в качестве аргумента спора. А это "разум бодрит" (не хуже розги )

Инквизиции на Руси не было по одной простой причине: ее роль играла власть. Впрочем, к счастью светские власти оказались куда терпимее духовных, и поэтому количество уничтоженных очень невелико по сравнению с Европой. А если бы за это дело взялись духовные власти...

"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин

Ответить