ВЛАДИМИР пишет:
единой системы индустрии без единого нивелира двигателей на паре или на электричестве не появится
Ну появится на базе водяных и ветряных колёс. Экзотично, но не более. Человеческий ум — страшная пробивная штука:
"Под форштевнем третьего слева крейсера что-то багрово сверкнуло, и небольшой предмет — то ли шлюпка, то ли бочка — с шелестящим ревом понесся в сторону «Принцессы», оставляя за собой двойную полосу черного дыма, протянувшуюся над самой водой.
Сварог показал туда, но тетка Чари уже круто положила штурвал на левый борт. Впрочем, новейшее изобретение здешнего военно-морского гения резко замедлило ход, не достигнув цели — кончилось горючее.
Торпед здесь не было по причине отсутствия в обиходе винта. Но пытливая конструкторская мысль отчаянно искала лазейки, голь на выдумки хитра, и кто-то головастый додумался до брандера с ракетным двигателем. Запас топлива был невелик и моментально выгорал, управления не имелось никакого, и все же это оружие неплохо показывало себя, будучи примененным против крупных мишеней, стоящих бортом, на спокойной воде, на короткой дистанции"...
ВЛАДИМИР пишет:
Ведь мало изобрести, надо еще внедрить — встроить в существующую систему, однако придется еще и сделать рентабельным и, так сказать, примирить с психическими и физическими показателями потребителей
Это уже к мануфактурной эпохе применимо. Так что переход к пару ничего нового не принёс. Сами-то машины ещё до этого были, от ткацких станков до токарных и сверлильных...
ВЛАДИМИР пишет:
И все-таки Китай не разделили
Разделили на сферы влияния. Немного другая история ХХ — и он повторил бы судьбу Турции (которую распилили буквально: это — Англии, это — Франции...) Иран тоже разделили.
ВЛАДИМИР пишет:
Последствия не меньшие
Но ведь не большие же. Так что влияние на демографию будет не больше, чем в реале.
ВЛАДИМИР пишет:
Если взять Отечественную войну 1812 года
Отечественная война 1812 была единственной такой войной за три века...
ВЛАДИМИР пишет:
Зато количество эмигрантов. прибывающих (благополучно) в США очень зависит
Да, но демографическое и "пассионарное" давление от отсутсвия паровых кораблей не изменится, просто м.б. эти мигранты в Штаты в таком количестве не попадут. Ну будут другие направления колонизации, делов-то.
А может и будут — спрос рождает предложение, строительство парусников ещё долгое время велось параллельно с паровыми судами.
ВЛАДИМИР пишет:
Сколько нужно парусников, чтобы привезти в США пассажиров одного "Титаника"? А сколько из них не доплывут?
Так ведь "Титаник"-то как раз не доплыл А сколько можно построить парусников вместо одного "Титаника"?
ВЛАДИМИР пишет:
Все равно в Австралии мало народу
Мало. И в Мире без пара будет ещё меньше. Но что на порядок меньше — сомнительно. Золотая лихорадка и всё такое, отсутствие пароходов никогда этому сильно не мешало.
ВЛАДИМИР пишет:
а в Новой Зеландии — маори
Курощат. "Идеология бремени белых" ещё до парового двигателя сформировалось.
ВЛАДИМИР пишет:
Я не думаю, что 300-400 лет назад картина была принципиально иной
Ну "я не думаю" — это конечно сильный аргумент
ВЛАДИМИР пишет:
Существенным отличием современной модели демографического поведения от прошлых трех веков является распространенность развода
Это во-1-х.
ВЛАДИМИР пишет:
Однако, для людей мобильных профессий бросить ненавистную жену (или даже ее укокошить) веке в XVIII не представляло проблемы.
А количество этих людей в ХХ и двести лет назад разнилось на порядки, это во-2-х.
ВЛАДИМИР пишет:
Ранние браки — да были, но была и мода повторных браков в случае вдовства
И не было идеологии чайлдфри, это в-3-х. В-4-х же, число рождений на 1 женщину отличалось от современного как раз таки на порядок. Другая модель была.
ВЛАДИМИР пишет:
В некоторых местностях и в ряде стран до 50% (!) населения отдельных населенных пунктов. Я не шучу
Да я верю. Просто это кгм не от общего населения процент, а от отдельных пунктов и в отдельные периоды времени. Англия после Огораживания или Россия во время Смуты — это периоды особые.
ВЛАДИМИР пишет:
Да, большинство этих женщин состояли в браке
Ну это вряд ли влияло на демографию, т.к. беременеть и рожать при их профессии затруднительно :) Но вообще проституция в те времена не считалась чем-то нормальным даже в Южной Европе: вспомним Д.Алигьери и его деятельность на посту приора Флоренции...
Поработал на передачу - переходи на приём