Попытаюсь конкретизировать свою мысль.
После Азовских походов Петра I 1695 и 1696 года последовало "великое посольство" 1697-98 года в поиске союзников для войны с Турцией. Союзников найти не удалось, поскольку вся Европа готовилась к войне за испанское наследство (1701-1714). И Петр присоединился к антишведской коалиции.
Почему? ВРЕМЯ БЫЛО УПУЩЕНО.
В РИ царь Фёдор все царствование провоевал за Чигирин (1676-1681), и вел длительные, изматывающие переговоры с Речью Посполитой. Потом — пауза, Софья и Голицын кушали "твикс" , а когда при Петре опомнились — поезд ушел.
В то же время в европе (если где ошибусь, САС меня подправит): в 1683 году турки осадили Вену. Серьезная опастность нависла над Германией. Имперский рейхстаг принял единственное в его истории единодушное решение о борьбе с турками. Была создана освободительная армия в которую вошли многочисленные народы Габсбургской монархии, немецких государств и поляки под общим предводительством польского короля Яна Собесского. 12 сентября турки были разбиты под стенами Вены.
Поддержаные "Священной лигой" (Ватикан, Венеция и Польша), австрийцы в 1685 году заняли Буду и большую часто Венгрии, через два года вторглись в пределы Трансильвании. Война шла еще десять лет с переменным успехом вплоть до 1697 года, когда Евгений Савойский выиграл решающее сражение у Зенты.
В России в это время сажают на копья самых деятельных людей предыдущего царстива, а потом в соплях путаются перед Перекопом в 1687 и 1689 годах...
То есть у Фёдора Алексеевича (многая ему лета!) имеет все шансы уже в 1683 году присоединиться к Антитурецкой коалиции и порешать проблемы на Юге. И не только Азов взять и ублюдочный Прутский поход учинить, а завоевать Причерноморье и Крым (голубая мечта русского дворянства со времен Адашева). Учредить Новороссию на сто лет раньше Екатерины II.
Не сразу — за десять лет. К 1693-1695 году проблема выхода к Черному морю будет решена.
А если есть выход к одному морю есть, то проблема выхода к другому не так остро стоит. Испанское наследство, понятное дело, некуда не денется. И воевать за него будут. Но между двумя этими конфликтами пять лет. И тут у России стоит вопрос — к кому присоединиться. Кого есть. Есть, скорее всего, Речь Посполитую. А с кем? Бранденбург-Пруссия — это понятно. Но и Швеция имеет владения в Померании и устье реки Одер, которые Бранденбург вынужден был вернуть под давлением Франции. Поэтому можно шведов пригласить к столу, а с года 1703 года повоевать с увязшей в Европе Швецией. За устье Невы.
История сама учит, как сделать из неё фальшивку.
Станислав Ежи Лец
Россией управлять просто, но бесполезно...
император Николай Павлович
Не важно, черный кот или белый, но лишь до тех пор, пока он продолжает ловить мышей.
Дэн Сяопин