Тему не помню, но вот что было Конрадом изложено в качестве Таймлайна:
Расхождение
19 января 1730 г. в день своей свадьбы в Лефортовском дворце от оспы скоропостижно скончался император всероссийский Петр II, последний Романов по мечу, и скорбный колокольный звон плыл над погруженной в печаль Москвой.
Только теперь потные от страха и ожиданий господа-верховники не запирались в палате, гадая, кому же отдать нежданно упавшую им в руки власть. Не гнали по митавскому тракту делегации с текстами “кондиций”, печальная герцогиня Анна продолжала вышивать гладью в унынии своего дворца, а камер-юнкер Бирен по ночам тайком пробирался под ее вдовье одеяло. Москве было не до курляндцев с их местечковыми интригами. И хотя царь не успел оставить никакого завещания, сомнений в том, кто наследует трон, не было. К сожалению, только испанский посол герцог де Лирия оставил нам хоть какое-то претендующее на полноту описание девушки, которой в тот день волей случая было суждено взойти на престол. Придется поверить ему на слово.
Главный персонаж
…Великая княгиня Наталья, сестра царя по матери и отцу, родилась 23 июля 1714 года. Нельзя сказать, чтобы она была красива: у нее была ветряная оспа и она была немного курноса, но была хорошо сложена, имела превосходный ум и рассудительность. Она была среднего роста и скорее полна, нежели худа, у нее были доброе лицо, красивая шея и руки. Друзья принцессы Елизаветы поссорили ее с царем, чего для бедной принцессы оказалось вполне достаточно, так что она не имела ни малейшего доступа к власти. Ее характер был восхитителен, она была щедра ко всем и милосердна к бедным, любила доставлять удовольствие, была очень расположена к иностранцам, очень хорошо говорила по-французски и по-английски. С огромной печалью в сердце видела она путь в пропасть, куда стремился ее брат, и очень хотела спасти его, но ей вовсе не удавалось переговорить с ним, и сама она знала, что царю внушили пренебрегать ею. Одним словом, это была одна из самых совершенных принцесс в мире, которая оказалась бы благословением России, если бы выжила; но печали, которые были ей причинены, стали причиной чахотки, от которой она умерла 3 декабря 1728 г., оплаканная всеми, кто знал ее, и прежде всего иностранцами.
http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Lirijskij/frametext3.htm
…Великая княжна Наталия, сестра Петра II, была украшена всеми возможными добрыми свойствами. Она не только не была красавицею, а напротив, дурна лицом, хотя и хорошо сложена; но добродетель заменяла в ней красоту: она была любезна, великодушна, внимательна, исполнена грации и кротости, так что всех привлекала к себе. Она совершенно говорила на французском и немецком языках, любила чтение и покровительствовала чужестранцам. Все это заставляло воссылать теплые к небу молитвы о ее долгоденствии, но всевышнему угодно было отозвать ее к себе, после долговременной болезни, 4 декабря 1728 [HTML_REMOVED], на 15 <-м> году ее жизни. Смерть ее оплакали и русские, и чужеземцы, знатные и бедные.
http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Lirijskij/frametext2.htm
…Его величество по восшествии своем на престол имел такую доверенность к своей сестре, что делал для нее все и не мог ни минуты оставаться без нее. Они жили в величайшем согласии, и великая княжна давала удивительные советы своему брату, хотя только одним годом была старее его. Мало-помалу, однако же, царь привязался к своей тетке, принцессе Елисавете, а фаворит его и другие придворные, кои не любили великой княжны за то, что она уважала Остермана и благоволила иностранцам, всячески старались выхвалять принцессу, которая не любила своей племянницы, и сделали то, что чрез полгода царь не говорил уже с ней ни о каких делах и, следственно, не имел к ней никакой более доверенности. Великая княжна, у которой душа была превосходнейшая, чрезвычайно страдала оттого, что брат удалился от нее, и это страдание усугублялось еще тем, что тетка совсем перестала ходить к ней и обращалась с нею весьма холодно. Вот настоящая причина ее болезни, и грусть ее была так велика, что она впала в изнурительную лихорадку, которая чуть было не свела ее в могилу, но крепкое ее телосложение и молодость избавили ее от сей опасности.
http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Lirijskij/frametext1.htm
…Великая княжна провела ночь со 2 <-го> на 3 <-е> число довольно хорошо, ибо спала около 6 часов, но утром 4 <-го> напала на нее жестокая лихорадка, которая уменьшилась к вечеру, и в 10 <-м> часу она, помолившись, хотела лечь спать, но едва только легла в постелю, как на нее напали такие жестокие судороги, что она скончалась не более как в две минуты. Так кончила жизнь великая княжна Наталия Алексеевна, сестра Петра II, имев от роду 14 лет и несколько месяцев. Она украшалась всеми возможными хорошими качествами; не была красавицею — но что значит красота, когда сердце совершенно! Она была покровительницею иностранцев и говорила очень хорошо на французском и немецком языках, была идолом всех честных людей, перлом России — словом, так совершенна, что бог не дозволил ей жить долго на сем свете. Принцесса Наталья не могла жить среди варваров, которые не знают, что такое истинная и строгая добродетель.
http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Lirijskij/frametext1.htm
Начало царствования Наталии
Итак, в качестве посылки предположим, что цесаревна Наталия Алексеевна не скончалась 22 ноября (3 декабря по н.ст.) 1728 г. и в момент агонии брата была во дворце. Впрочем, состояние ее в первые часы было весьма печальным, – придворному архиатеру Л.Блюментросту пришлось истратить на бьющуюся в истерике девушку весь свой запас нашатыря. “Дай Бог, чтобы кого-нибудь из нас любили так пылко, как принцесса любила своего младшего брата!” — записал в своем дневнике растроганный герцог де Лирия, по жизни циник и лицемер.
Когда бедная девочка выплакала все слезы и немного успокоилась, пред ней явилась шеренга разноцветных париков, орденских лент и офицерских перевязей, обладатели которых в словах льстивых, но не оставляющих никакого сомнения, объявили всемилостивейшей государыне об ее избрании на престол всероссийский. А где-то в темном углу дворца раздавались сдавленные оханья – там господа офицеры во главе с князем Трубецким всласть метелили молодого князя Долгорукова, заикнувшегося было о своей сестре Екатерине, нареченной невесте покойного императора. Отца фаворита просто уронили из какого-то окна – пока что в сугроб, но интриган быстро уловил, что дальше начнутся булыжники и поспешил в общий ряд метущих хвостами. Обоих временщиков вскорости ждала увлекательная карьера – одного воеводой в Тамбове, второго – полковником в персидском корпусе.
12 мая 1730 г. в Москве произошла коронация Наталии I, на которой были господа члены Верховного тайного совета, Сената, Синода, генералитет и представители шляхетства, съехавшиеся на несостоявшуюся свадьбу Петра II. Летом двор вернулся в Петербург, о чем Наталия твердила брату последние несколько лет и чего так и не смогла добиться от него. Она до конца жизни горько сожалела, что ей не удалось отговорить Петра от пребывания в роковой для него Москве. Временно, до окончания строительства Зимнего дворца, двор обосновался в Петергофе, а зимой перебрался в спешно построенный деревянный дворец на берегу Невы.
Дела внутренние
Правление оставалось по-прежнему коллективным, хотя – в отличии от времени Петра II – куда более эффективным из-за регулярной работы органов государственного управления. Верховный тайный совет был упразднен, а его полномочия переданы Сенату, который был разделен на департаменты и пополнен новыми членами. Наталия два раза в неделю принимала участие в заседаниях Сената и, как примерная девочка, никогда не опаздывала к их началу, а после собрания кормила господ сенаторов обедом, лично разливая им суп по тарелкам (постникам подавали уху).
Императрице удавалось с редким терпением мирить враждующие партии, чему очень помогал ее в принципе позитивный и рассудительный характер. На заседаниях она выступала последней и подводила итоги дискуссии, которые обер-секретари А.А.Маслов и И.К.Кириллов заносили в протоколы. Наталия, как правило, работала с той командой, которую она заставала, и не делала резких кадровых перемен, да и не могла их делать, так как страдала болезнью всех отличниц – она хотела нравиться своему окружению и, желательно, всем. Ее наставнику Остерману, который обладал полным доверием императрицы и единственный имел право входить к ней без доклада, пришлось потратить много труда и деликатности, чтобы отучить свою воспитанницу от привычки по каждому случаю спрашивать стариков: “я все правильно сделала?”. Впрочем, постоянное чтение и упорная работа расширяли умственный горизонт Наталии, которая постепенно научилась разбираться в делах не хуже своих советников, и могла при случае уверенно проводить свое мнение.
Для лучшего течения дел был создан Кабинет министров. Как и следовало ожидать, свое место в нем занял канцлер Г.И.Головкин, второе – вице-канцлер А.И.Остерман, а вот появления третьего никто предугадать не мог. Еще летом-осенью 1729 г., когда брат беззаботно гонял зайцев по всей необъятной империи, оставшаяся в Москве Наталия скучала, и развлекалась чтением. Поиск новых книг неизбежно привел ее к двум лучшим на тот момент библиотекам в окрестностях города. Первая из них находилась в Архангельском, имении самого влиятельного и умного из верховников князя Д.М.Голицына и Наташа часто развеивала одиночество гордого старика своими посещениями. Но еще более интересным местом для девушки оказались подмосковные Глинки, где с 1726 г. безвылазно проживал еще один реликт петровской эпохи – фельдмаршал Я.В.Брюс, кроме книг имевший единственные на тот момент в России телескоп и микроскоп. Потом говорили, что старый колдун узнал по звездам о грядущем воцарении своей гостьи, но хранил до поры молчание, не желая огорчать великую княжну предсказанием смерти ее любимого брата. Как бы там ни было, но в 1730 г. Наталия уговорила Брюса вернуться к делам и переехать в Петербург. Князь Голицын остался в Москве генерал-губернатором и главой московской Сенатской конторы: ему столица обязана многими благодеяниями, в том числе реставрацией Кремля, строительством множества новых зданий и созданием пожарных команд, успешно предотвративших пожар 1737 г.
Трехчленный состав Кабинета оставался неизменным все время правления Наталии. Забегая вперед, представим динамику изменения его состава:
1730-1734 – Г.И.Головкин, А.И.Остерман, Я.В.Брюс
1734-1735 — А.И.Остерман, Я.В.Брюс, П.П.Ягужинский
1735-1736 — А.И.Остерман, П.П.Ягужинский, П.П.Шафиров
1736-1739 — А.И.Остерман, П.П.Шафиров, А.Л.Нарышкин
1739-1746 — А.И.Остерман, А.Л.Нарышкин, И.И.Неплюев
1746-1747 — А.И.Остерман, И.И.Неплюев, В.Н.Татищев
1747-1750 — И.И.Неплюев, В.Н.Татищев, М.П.Бестужев
1750-1760 — И.И.Неплюев, М.П.Бестужев, Я.П.Шаховский
1750-1762 — И.И.Неплюев, Я.П.Шаховский, И.И.Бецкой
В 1731 г. был издан новый Генеральный регламент, который четко разделял компетенции Кабинета, Сената, Синода и коллегий, устанавливал их иерархию и порядок взаимодействия. В кадровой политике Наталия была вынуждена учитывать недовольство шляхетства сосредоточением власти в руках немногих князей-олигархов. При составлении регламента было решено, что из каждой “фамилии” в том или ином органе власти может быть только один человек. Наталия по понятным причинам не доверяла Долгоруким, хотя и не собиралась отправлять их на плаху. Самый умный из них В.Л.Долгоруков был отправлен послом в Англию, где с успехом проработал десять лет до самой смерти. Прошли и другие кадровые изменения. После смерти фельдмаршала М.М.Голицына командующим украинской армией стал фельдмаршал В.В.Долгоруков. Президентом Военной коллегии был назначен Б.-Х. фон Миних, генерал-фельдцехмейстером и начальником Берг-коллегии В. де Геннин, генерал-кригс-комиссаром М.А.Матюшкин, генерал-инспектором Г.П.Чернышев, обер-шталмейстером К.-Г.Левенвольде. Президентом Адмиралтейств-коллегии стал двоюродный дед императрицы А.Л.Нарышкин, в 1736 г. в связи с назначением кабинет-министром уступивший свое место Н.Ф.Головину.
Во внутренней политике государство, как и в реальной истории, было вынуждено идти на ослабление жесткого петровского курса, смягчая разорительную для дворянства личную служебную обязанность и ища более приемлемые для крестьян способы сбора налогов. Был отменен петровский указ о неделимости имений (побочным эффектом чего стало окончательное смешение вотчины и поместья), армия была исключена из сбора подушной подати, а эта обязанность передана помещикам или их управляющим. Было принято решение об ограничении до 25 лет срока обязательной дворянской службы и разрешено помещикам оставлять дома одного из сыновей для управления поместьем. Новый таможенный устав уменьшил пошлины на вывоз сырья, а подписанный в 1732 г. торговый договор с Англией не допускал британские компании на Каспий, зато в обмен на импорт английского сукна обеспечивал закупку англичанами чугуна, что сделало рентабельной уральскую металлургию.
Ослабляя служебную обязанность дворянства, правительство строго требовало от него обязанности учебной. На основании принятого в 1734 г. указа о правилах дворянской службы было введено требование обязательной грамотности для дворянства и экзаменов в Герольдии, неграмотные недоросли писались нижними чинами. В 1731 г. по инициативе фон Миниха в Петербурге был открыт Шляхетский кадетский корпус на 300 кадетов. Вообще, проблемам образования правительство уделяло очень важное значение, Наталия всегда живо интересовалась этим вопросом, и с завидной регулярностью посещала Академию наук, регламент которой был утвержден императрицей в 1733 г. Президентами Академии в первые годы царствования Наталии были Л.Блюментрост (1730-1734), Г.-К.Кейзерлинг (1734-1737) и А.Д.Кантемир (1737-1744), при котором, наконец-то удалось привести в порядок академическую гимназию, и сделать первые шаги по созданию университета. Академии было дано право жаловать в чины, что сделало обучение весьма престижным, тем более, что сама Наталия неоднократно присутствовала на лекциях, а академики и их президент дружно славили ее яко новую Афину.
Серенада четырех кавалеров
Казалось, что выбор Наталии удовлетворил всех и большая популярность “царь-девицы” была тому подтверждением. Дворянство радовалось уничтожением пожизненной службы и ненавистного майората, а в народе Наталию Алексеевну любили по той простой причине, что она была сиротой, дочерью умученного извергом-отцом царевича, а сирот и страдалиц на Руси всегда любят. Единственным, что никто не учел, были некоторые личные пристрастия молодой императрицы.
Наталия уже давно описана во всех книгах по половой психологии как классический пример вызванной неврозом сексуальной перверсии. Для объяснения патологий Примерной девочки надо учитывать два фактора. Во-первых, тайную и неразделенную любовь к родному брату, которую Наташа так тщательно подавляла всю свою юность. После смерти Петра девушка уже просто не могла думать о ком-либо другом, кто бы занял его место.
Во-вторых, Наталия постоянно страшилась участи умершей от родовой горячки матери, и этот страх перед беременностью и родами перекрывал у нее все желание коитуса. Под влиянием своей фобии Наталия убедила себя, что не сможет выносить и родить ребенка, о чем в слезах призналась сенаторам, к немалому для них смущению.
Однако либидо давало о себе знать, и нашло выход в невинных девичьих шалостях. Трудно сказать, кто приучил Наталию к радостям однополой любви, – есть несколько вероятных кандидаток среди ее фрейлин. Уже осенью 1730 г. Наташа настолько распробовала сладость нового занятия, что умело соблазнила свою вторую и последнюю любовь, двенадцатилетнюю принцессу Елизавету-Екатерину-Христину, которая в реальной истории стала Анной Леопольдовной и тоже проявляла открытые лесбийские склонности. Крещенная в православие под именем Екатерины, принцесса Мекленбургская стала фавориткой императрицы, и эта розовая парочка преданно любила друг дружку до самой смерти.
На памятном заседании Сената Наталия поставила вопрос ясно: она не хочет и не может выходить замуж и рожать наследника. Правительству пришлось озаботиться поисками выхода из положения. Выбор был невелик, – признать наследником престола малолетнего Карла-Петра-Ульриха означало снова вернуть в Петербург герцога Голштинского, который еще при Екатерине всем надоел своими претензиями и аппетитами. Екатерина Иоанновна была замужем, ее юная дочь сладко нежилась в алькове императрицы и не собиралась оттуда вылезать, Анна Иоанновна уже вышла из того возраста, когда от нее можно было бы ожидать детей, про больную же Прасковью никто не вспоминал. Как ни крути, оставалась лишь одна кандидатка, успевшая к тому времени неплохо доказать свои гетеросексуальные склонности и большую любвеобильность – цесаревна Елизавета Петровна.
Наталия недолюбливала Елизавету за ее заигрывания с Петром, а та платила ей той же монетой. Однако бывшая холодность между теткой и племянницей прошла к концу 1729 г. на почве общей ненависти к Екатерине Долгорукой. Теперь же Наталия весьма решительно сообщила тетушке, что Сенат намерен выдать ее замуж, по какому случаю стоит прекратить все развлечения с красивыми гвардейцами. Для полноты внушения сержанта Шубина пригласили в Тайную канцелярию и показали там самые большие клещи, пообещав в случае чего использовать, — бравый преображенец тут же заболел острой импотенцией, от которой излечился только после свадьбы.