Сколько было православных? ¶
Одним из наиболее дискуссионных (и я бы даже сказал альтисторическим вопросом) советского прошлого является проблема численности наличного состава верующих в СССР. В последние десятилетия многие мемуары и полемические статьи (особенно эмигрантские!) рисуют картину едва ли не всеобщей подпольной религиозности в советский период, что, кстати, вполне коррелируется с настоящим взрывом религиозности в период перестройки (особенно после празднования 1000-летия крещения Руси в 1988). Советские источники послевоенного периода вообще замалчивают эту тему, изображая очень немногочисленных верующих психически неполноценными либо престарелыми людьми, чье невежество объясняется тем, что они формировались как личности в дореволюционные времена или в условиях слабости просветительской работы советской школы (в деревне, напр.) Не смотря на условность самого понятия «верующий» (религиозные активисты; люди, принимающие участие в религиозной жизни; люди, лишь формально, по традиции исполняющие религиозные обряды, которые служат этническим либо историческим идентификатором: особенно в общинах в инородной среде) все равно остается некоторое сомнение – кому верить? Само по себе массовое приобщение населения к религии в конце 80-х еще ни о чем не говорит: ментальные условия эпохи были таковы, что политические и мировоззренческие установки людей менялись молниеносно и масштабно (для сравнения достаточно вспомнить «культы» целителей: Кашпировского, Чумака и др.) С другой стороны, СССР был в религиозном отношении достаточно сложной страной, и степень религиозности в различных концах огромной страны неизбежно различалась. Специфика религиозного мышления, которое неизбежно страдает абберацией – т.е. часто неумышленным преувеличением масштабов собственного значения и деятельности, также не позволяет использовать напрямую мемуарные и прочие материалы церковного подполья (да, и не забудем, что степень религиозности и степень вовлеченности верующих в религиозные организации – церковности также существенно отличались). Если оставить пока в стороне советских католиков и советским мусульман и ограничиться советскими православными, как оценить хотя бы приблизительную их численность в советский период. Согласно материалам переписи 1937 года (когда в числе переписных вопросов был вопрос о вероисповедании; целью исследования было определение темпов отхода населения от религии в результате официальной политики) верующими себя определило до 50% сельского населения и 30% городского. Таким образом можно говорить, что в 1940 году из 194 миллионного населения предвоенного СССР (с учетом продолжения отхода населения от религии в границах 1938 года и присоединения новых территорий, где процент верующих был более велик) 84 миллиона человек (43%) могли относиться к категории верующих. Сколько из них православных? Очевидно, что в границах «старого» СССР степень религиозности среди народов, традиционного исповедующих православие, была выше, чем среди евреев, традиционно исповедующих иудаизм, и ниже, чем среди католических народов и армян-грегориан. Что касается мусульманских народов, то с известной долей условности степень их религиозности можно считать близкой к степени религиозности православных народов. Таким образом, если к 1940 году общая численность народов, традиционно исповедующих православие (русских, украинцев – за вычетом униатов-западенцев, белорусов, грузин и др.) равнялась 142,5 млн. человек. Если считать (очень приблизительно) процент православных верующих равным 43, то тогда получаем численность православных в предвоенном СССР 61 миллион человек.
А спустя 30 лет? В первом издании монографии С.И.Брука Население мира. М.,1981 приводятся данные по численности религиозных групп по странам мира и в целом по миру на начало 70-х гг. Численность приверженцев восточных церквей (православных, монофизитов и несториан) оценена цифрой 80 миллионов человек в целом по миру. Как их делить и распределять по странам мира (с учетом того, что в СССР находилась значительная часть и православных, и монофизитов)?
Начать можно с регионов Азии, Африки и Америки, где учет верующих был хоть как-то поставлен (в отличие от СССР и социалистических стран Европы).
По данным Г.А.Шпажникова в Африке в 1976 году насчитывалось 22 миллиона приверженцев восточных церквей (стало быть в 1970 их было 20 млн.)
В Америке (всех восточных церквей): в США – 4 млн., в Латинской Америке и Канаде – 1 млн.
В Австралии – 200 тысяч.
В Азии – 3 млн.
Итого, за пределами Европы и Азиатской части СССР – 28 млн. человек – приверженцев православия, монофизитства и несторианства.
Стало быть, в Европе и Азиатской части СССР православные и монофизиты (армяне) насчитывали в 1970 году 52 млн.
Из них:
В Западной Европе – 1 млн.
В Греции – 9 млн. (православие исповедовала подавляющая часть греческого и славянского населения).
За их исключением, в социалистических странах Европы (включая СССР) в 1970 проживало 42 миллиона православных и монофизитов.
Разумеется, степень религиозности в социалистических странах, где традиционно исповедовалось православие (Албании, Болгарии, Румынии, СССР и Югославии) была неодинаковой. Наименьший процент православных (и вообще, верующих) в Албании. Наибольший – в Югославии (в последней, вероятно до 50% сербов, черногорцев и македонцев – 5 млн.) В Болгарии и Румынии процент православных верующих был значительно ниже, чем в Югославии, — всего до 8 млн. (треть населения). На долю же Советского Союза приходятся оставшиеся 29 млн. православных и монофизитов (к православным следует также причислить старообрядцев; в 90-х гг. численность старообрядцев оценивалась в 3 млн. человек; учитывая специфический образ жизни старообрядческих общин и многовековой опыт подпольного вероисповедания, их численность в 1970 вряд ли была меньшей). Численность армян (традиционно исповедующих монофизитство) в 1970 году – 3,5 млн., а численность народов традиционно исповедующих православие (опять за вычетом украинцев-западенцев) – 180 млн. Православные и грегориане составляют 15% общей численности восточнохристианских народов. Среди армян религиозность (в форме соблюдения культурно-исторических традиций) могла достигать 50% (то же самое относится и к грузинам). Получаем 1,7 млн. грегориан и 27,3 млн. православных и русских старообрядцев, из которых 1,6 млн. относились к Грузинской Православной Церкви, а остальные 22,7 млн. (за вычетом 3 млн. старообрядцев) – члены Русской Православной Церкви. Таким образом, из 177 млн. русских, украинцев, белорусов, молдаван и др. православными верующими можно было считать в 1970 лишь 13%. А это вполне соответствует первоначальной гипотезе о незначительном удельном весе православных в советском обществе.
Действительно, вспомним свои детские годы – часто ли мы сталкивались с религиозностью в 70-х гг. прошлого века? И в каких средах? Более-менее традиционное православие было распространено: во-первых, среди людей пожилого возраста (преимущественно женщин), во-вторых, среди части (довольно небольшой) советских интеллектуалов (тех, кто ездили по русскому северу в поисках икон и фольклора, реставрировали церкви и т.д.) Изучавшие в полуподполье иврит смеялись над этим обскурантизмом, но сами, в сущности, занимались тем же самым. Впрочем, очевидно, что религия в послевоенном СССР (будь то православие, иудаизм или католицизм) интересовала лишь небольшую часть интеллектуалов, причем часто не ради себя самой, а как фактор национальной самоидентификации. Было, правда, еще одно явление, в известной степени даже официальное. Я имею в виду Золотое Кольцо – комплекс подмосковных старорусских городов. Отреставрированные в 60-70-х гг. памятники старины этих мест вписывались в большую подмосковную туристическую зону. Сама атмосфера Золотого Кольца способствовала сохранению и развитию восприятия православной эстетики: (вспоминается характерный эпизод из фильма еще советских времен «Семь невест ефрейтора Зуева»). Кстати, а магический город Кира Булычева – Великий Гусляр, ЕМНИП, ведь тоже был расположен в пределах Золотого Кольца? Но интересы советских детей все-таки лежали в области космических трасс, а в Подмосковье для них выделялся лишь закрытый наукоград, где случились приключения Сереги Сыроежкина и его двойника – Электроника.
Источники:
Брук С.И. Население мира. М.,1981.
Козлов В.И. Национальности СССР. М.,1975.
Народонаселение. Энциклопедический Словарь. М.,1994.
Шпажников Г.А. Религии стран Африки. М.,1981.
"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин