Жанр альтернативной истории как системный индикатор социального дискомфорта.
Как говорят падонки: "тема сисек не раскрыта". Артем, Вы меня извините, но иначе не скажешь. Где индикатор? Тем более системный? Про социальный дискомфорт – вообще непонятно.
Если судить по количеству АИ-произведений, включая даже и все форумы на которых АИ-разделы имеются (штук семь известных мне, плюс три-четыре в ЖЖ), так по сравнению с фэнтэзи-толкиенистами-прочими камшеобразными произведениями/форумами – АИ вообще маргинальная тема. Даже по сравнению с ресурсами по реальной истории. И вот чего-чего, а дискомфорта я особо не вижу. Есть конечно "страдания ушибленных", но на темы реальной истории больных "белогвардейцев", "сталинистов", "РОНА-РОА — вцев" и прочих фанатиков куда как больше.
"Одиссей покидает Итаку" Василия Звягинцева (1990). И хотя "альтернативе" посвящена только одна из частей романа, именно она обеспечила произведению оглушительный успех.
Ы? Я начал читать с первой части, потом читал вторую. Они выходили и в сборниках, и отдельной книгой потом. Это и был успех, а третья часть мелькнула в целом как проходная.
Предлагаемая статья посвящена анализу литературных произведений, описывающих альтернативную историю советского периода
Замечательно. Только анализа я не увидел – скорее, спойлеры и мнение автора статьи о исторических фактах.
поскольку именно эти произведения являются индикатором социального дискомфорта и социокультурных синдромов, существующих в нашем обществе.
Каким образом?
Весь остальной альтернативный мир: альтернативные Римские империи М.В.Алферовой и Б.А.Толчинского, Ордусь Хольма Ван Зайчика, сотрудники Института Экспериментальной Истории В.Свержина, и многие другие — остаются за пределами нашего внимания.
Ну, уж Ван Зайчик куда как "индикаторнее" всех Лазарчуков, Звягинцевых и уж тем более – Анисимова вместе взятых.
Ибо еще Кузьма Прутков утверждал, что "не обнимают необъятного". Чтобы отчасти восполнить узость своей темы, автор рассмотрел также произведения, характеризующие этапы развития жанра альтернативной истории в целом.
А где собственно, этапы АИ? Вы рассмотрели только фантастику, худлит. Собственно сборники таймлайнов – я не увидел рассмотрения ни одного.
Кстати, сама история России опровергает утверждение, что побежденный живет лучше победителя. Или мы "жить стали лучше, стали веселее" после рейда корпуса Бату и Субэдэя по Северо-Восточной Руси?
Спросите Радугу. Есть и такая точка зрения.
Что же делает таким популярным конструирование альтернативной истории в современной отечественной научной фантастике? Неудовлетворенность современным положением дел, современным состоянием мира. Изменить настоящее (даже в фантастическом романе) можно только поменяв что-то в прошлом.
Я тихо фигею. А написание альтернатив Гитлера, японцев, и прочее в США (где жанр АИ действительно развит и популярен) – это неудовлетворенность чем?
Это можно уподобить восточной практике дзен-буддизма: все российское общество с помощью жанра альтернативной истории медитирует на свое прошлое, пытаясь справиться с последствиями футуршока.
Угу. Сборники АИ-таймлайнов — не художественных фантастических романов, как в РФ, где АИ – легкая приправа к сюжету, заметьте, а именно непосредственно таймлайнов, без серьезной художественной нагрузки – выходят в США и Европе сериями. Они куда медитируют?
Детство - это время, когда не думаешь матом...