Без Гангутов ¶
15 октября 1906 г. Морской Генеральный штаб обратился в правительство со специальным докладом, в котором охарактеризовал состояние морских сил Балтийского моря и наметил пути их воссоздания. Предлагалось, в первую очередь, упорядочить организацию морских сил, определить цель и исходя из нее разработать программу дальнейшего развития флота. Поскольку наиболее вероятным противником России в то время могла быть Германия, начальник МГШ, считая, что Балтийский морской театр в вооруженной борьбе на море будет наиболее ответственным, рекомендовал все силы и средства сосредоточить в основном на воссоздании Балтийского флота. Морской Генеральный штаб выдвинул идею не восполнять морские силы отдельными кораблями, а создавать «сразу целый тактический организм — эскадру». Подробные обоснования состава эскадры были изложены в специальном докладе на имя морского министра от 20 февраля 1907 г. [627]
В нем говорилось, что судостроение должно вестись дивизиями, а корабли следует заказывать сразу по одним и тем же чертежам. Причем на восемь линейных кораблей предлагалось строить четыре линейных крейсера и восемь легких крейсеров. Миноносцы считалось целесообразным использовать отделения в составе не менее девяти единиц с одинаковыми тактико-техническими элементами. Потому, отмечалось в докладе, заказывать миноносцы необходимо сериями — не менее девяти миноносцев в каждой; для одной эскадры надо построить 36 миноносцев и один легкий крейсер (для начальника минного отряда). Данный расчет состава эскадры был положен позже в основу программы судостроения Балтийского флота. Одновременно в докладе акцентировалось внимание на необходимости оборудования баз, в частности, строительства доков для линейных кораблей дредноутного типа и легких крейсеров, а также на других вопросах, связанных с возрождением флота.
Программный доклад Морского Генерального штаба 15 октября был представлен царю. Однако морской министр адмирал А. А. Бирилев вместо того, чтобы принять меры для ускорения решения поднятых МГШ вопросов, по собственной инициативе, без согласования с начальником Морского Генерального штаба, 30 октября 1906 г. обратился в Совет министров с ходатайством отпустить средства на постройку двух новых линейных кораблей для Балтийского флота. Так как содержание этого документа не было достаточно обоснованным, Совет министров передал его на рассмотрение Совету государственной обороны, который 9 ноября отклонил просьбу морского министра и предложил разработать «обоснованную судостроительную программу для Балтийского флота на ближайшие годы» с указанием очередности выполнения предложенных мероприятий.
В соответствии с этим решением морской министр приказал начальнику Морского Генерального штаба срочно разработать программу судостроения для Балтийского флота. Проект ее был представлен министру 1 января 1907 г. Программой, получившей наименование «малой судостроительной программы на ближайшее четырехлетие [628] «, предусматривалась постройка четырех линейных кораблей, броненосного крейсера, трех легких крейсеров и 10 эскадренных миноносцев.
Одновременно А. А. Бирилев приказал выполнить аналогичную работу и начальнику Главного морского штаба, так как считал, что «доцусимские» адмиралы, к числу которых принадлежал и сам А. А. Бирилев, лучше справятся с ней, чем молодые офицеры из МГШ. Этим шагом морской министр проявил недоверие к Морскому Генеральному штабу, созданному вопреки его воле и желанию, в очередной раз попытался скомпрометировать деятельность МГШ и выдвинуть Главный морской штаб на первые роли в системе управления Морского министерства.
Судостроительная программа, представленная Главным морским штабом, существенно отличалась от программы, разработанной Морским Генеральным штабом. Обе программы адмирал А. А. Бирилев направил на заключение в Совет государственной обороны без предварительного их согласования в Морском министерстве. Совет государственной обороны рассмотрел обе судостроительные программы и счел невозможным принять по ним какое-либо решение, так как они принципиально отличались друг от друга. После скандального случая с судостроительными программами адмирал А. А. Бирилев вынужден был оставить пост министра.
Замена А. А. Бирилева адмиралом И. М. Диковым не внесла существенных изменений в ускорение темпов строительства Балтийского флота. Свою деятельность новый министр начал с того, что 15 апреля 1907 г. обратился к царю с просьбой дать указания по вопросам, поднятым начальником Морского Генерального штаба в докладе от 15 октября 1906 г. Однако царь уклонился от принятия решения о строительстве новых кораблей для Балтийского флота и вновь передал этот вопрос на рассмотрение Совета государственной обороны.
http://militera.lib.ru/h/zolotarev_kozlov2/13.html
28 февраля 1905 года было принято решение образовать высший военный орган – Совет государственной обороны (СГО). Это решение обосновывалось тем, что в стране отсутствовал руководящий центральный орган,4 координирующий действия сухопутных сил и военно-морского флота.5 Именно в этом усматривалась одна из важнейших причин неудачного исхода русско-японской войны.
08 июня 1905 года было утверждено «Положение о Совете государственной обороны». Согласно документу, председатель СГО наделялся наибольшей властью в стране после императора и входил в состав Кабинета (с октября 1905 г. – Совета) министров.
http://lionpalace.ru/warminist/betweenwars1/
Т.е. генералы получили возможность ознакомиться с планами и запросами моряков. И сказать, что они об этом думают.
Заседание Совета по нему состоялось 22 апреля 1907 г. и носило характер острой полемики между представителями Морского и Военного министерства. Некоторые представители военного ведомства договорились вообще до абсурда. Например, [629] генерал А. Н. Куропаткин заявил, что для России гораздо целесообразнее создать несколько новых корпусов, чем вообще строить флот. На основании проведенного обсуждения Совет государственной обороны принял решение воздержаться от постройки новых кораблей до того времени, пока не будут разработаны и утверждены планы строительства вооруженных сил и обороны государства в целом. Вопрос о судостроительной программе вновь был отложен на неопределенное время.
В РИ моряки генералов таки продавили:
Правительственным распоряжением от 23 октября 1907 г. Совет министров объявил «Положение о составе и подразделении флота», согласно которому «оперативно-способная эскадра» русского флота должна состоять из восьми линейных кораблей, четырех броненосных, девяти легких крейсеров и 36 эскадренных миноносцев. Задача создания такой эскадры выдвигалась как первоочередная в разработанном Морским генеральным штабом проекте «Программы развития морских вооруженных сил России на 1909—1919 гг.». В эскадренном бою броненосным крейсерам отводилась роль свободно маневрирующей силы, способной осуществлять «глубокую разведку» и «охват головы» эскадры противника — тактический прием, извлеченный из опыта русско-японской войны.
http://tsushima.su/RU/libru/ii/historyII/bibl-ww1-k-stat/usov-izmail/
После долгих споров, заседаний и обсуждений в различных инстанциях «малая судостроительная программа 1907–1911 гг.», разработанная Морским Генеральным штабом, наконец-то была утверждена, и Морское министерство получило возможность летом 1909 г. приступить к постройке четырех новых линкоров, предназначавшихся для усиления Балтийского флота.
http://militera.lib.ru/h/zolotarev_kozlov2/13.html
Учитывая, что бездельничающие в военное время моряки с этих ЛК внесли немалый вклад в революцию (ЕМНИП, были куда активней реально воюющих миноносников и подводников)...
АИ. Армейцы более серьёзно подошли к вопросу. В РИ был доклад в Думе адмирала Крылова, по результатам которого утвердили расходы на продолжение строительства линейного флота. Здесь была представлена аналитическая записка по вопросам эффективности решения флотом задач береговой обороны и вообще взаимодействия с армией по опыту Порт-Артура. Авторство записки молва отдаёт генералу В.Ф.Белому, начальнику владивостокской крепостной артиллерии, но часть тезисов и выводов позволяют допустить наличие соавторов, знакомых с реалиями Балтийского моря и с деятельностью лёгких сил флота. К основным тезисам записки можно отнести:
Линейный флот, даже незначительно уступающий флоту противника, обречён на бездействие.
Сколько-нибудь активную деятельность ведут лёгкие силы и (какое-то время) рейдеры.
Обеспечить защиту своих торговых судов флот №2 не может.
Обеспечить поддержку собственных лёгких сил либо сухопутных войск линейный флот №2 не может.
Не допустить или хотя бы серьёзно затруднить использование моря противником (как для десанта, так и для перевозок) линейный флот №2 не может.
Береговая артиллерия, даже значительно уступающая флоту противника по огневой мощи, делает практически невозможными его действия в пределах своей досягаемости.
При высадке десанта имеет место промежуток времени, в течении которого он крайне уязвим, и даже если его упустить — продвижение войск противника сильно замедляется даже небольшими силами.
Наиболее вероятный противник на Балтике — Германия, флот которой однозначно превосходит и будет превосходить балтийский флот России.
Вне зависимости от политических и военных союзов, балтийский флот будет противостоять германскому флоту один на один, т.к. проливы блокируются минами быстро и надёжно.
По этим же причинам невозможно использование линейного флота против Британии, даже если сложится подходящая политическая и военная обстановка.
В связи с этим предлагается:
11.1 Средства на строительство ЛК и БрКр не выделять.
11.2 Сэкономленные средства направить на развитие береговой артиллерии и противодесантных сил.
11.3 В связи с большой протяженностью побережья упор делать на подвижные силы, в т.ч.
— артиллерию среднего и крупного калибра, установленную на ЖД-платформы;
— поезда с противоосколочным и противопульным бронированием, оснащённые лёгкой артиллерией и пулемётами, для поддержки действий по ликвидации передовых десантных отрядов;
— лёгкие пехотные части, приспособленные для быстрой переброски к месту высадки десанта и его ликвидации в ближнем бою;
Плюсы:
С тяжелой артиллерией у России куда лучше РИ, причём уже в начале войны, бронепоезда тоже нелишние.
Грамотный и продвинутый народ, в РИ внимавший агитации на бездельничающих ЛК, занят делом — бьёт немцев.
П.1+ п.2 — глядишь, Германия таки первой развалится.
?