PzSk-32/1938-K, или попросту танк Австро-Венгрии 1938 года ¶
В непосредственной расшифровке PzSk-32/1938-K — танк (Pz) фирмы "Шкода" (Sk), 32-тонный (32), 1938 года (1938), кавалерийский (K)
А именно, эта машина из Мира Победившей Австро-Венгрии — моего проекта, над которым я работаю уже довольно давно.
Примерный вид ранней модели, за качество прошу извинения.
Класс: средний (кавалерийский) танк
Боевая масса: 30 тонн
Экипаж: 5 человек
Броня: стальная, гомогенная
Лоб корпуса: 70 миллиметров/50 градусов
Борт корпуса: 30 миллиметров/30 (верх)
Корма корпуса: 25 миллиметров
Днище: 11 миллиметров
Лоб башни: 75 миллиметров/25-40 градусов
Маска орудия: 70 миллиметров
Борт башни: 45 миллиметров/35 градусов
Корма башни: 45 миллиметров/35 градусов
Крыша башни: 15 миллиметров/ 80 градусов
Вооружение: 80-миллиметровое, 28-калиберное нарезное орудие, 2x8-миллиметровых пулемета
Двигатель: дизельный, 480 лошадиных сил. Скорость 38 километров в час, запас хода 200 километров
История: танк PzSk-32/1938-K появился как новое поколение "кавалерийских", или, как их предпочитали называть "драгунских" танков. В танковой доктрине Австро-Венгрии 1920-1930 так назывались машины, задачей которых был прорыв линии обороны вместе с тяжелыми машинами, и последующее развитие успеха на марше.
Самым интересным в истории этой машины можно признать то, что первоначально она разрабатывалась как "кирасирский", то есть прорывной танк среднего класса, и предназначалась, соответственно, для использования как машина усиления. То есть эти машины должны были в относительно небольшом количестве придаваться механизированным соединениям, и служить для усиления возможностей прорыва обороны, а не для постоянного боевого контакта.
Именно под таким заданием еще в 1933 году началось проектирование "30-тонного танка с 50-миллиметровым бронированием". Непосредственной причиной стали полученные австрийской разведкой сведения о экспериментах с танками, производящихся в Германии. Хотя точных данных получить не удалось, конструкторам были выданы заказы на новую партию машин. "30-тонный танк с 50-миллиметровым бронированием" должен был стать дешевым и маневренным аналогом 50-тонных тяжелых монстров, которые представляли собой линейку "кирасирских" танков Австро-Венгрии.
Военные предполагали, что 50-тонные и более тяжелые танки не смогут эффективно использоваться из-за весьма малой подвижности. Это не устраивало теоретиков "неограниченной механизированной кампании", которые настаивали, что все танки должны иметь возможность двигаться в единой системе.
Но в 1934 году на вооружение австрийской армии поступил первый 50-тонный танковый тнранспортер, что автоматически снимало проблемы с подвижностью тяжелых танков. Всвязи с этим, военные почти утратили интерес к "30-тонному танку с 50-миллиметровым бронированием", и только вмешательство лично генерала-инспектора кавалерийских сил Вадека Скобаровича спасло проект. Генерал настаивал, что рост мощностей противотанковой артиллерии требует от кавалерийских машин возможности противостоять их огню. В результате, проект удалось сохранить, и он был перезапущен в 1935 уже как "проект 218".
В основе проекта лежало стремление получить средний по размерам и массе танк, который имел бы бронирование, способное эффективно защищать от огня противотанковой артиллерии. Машина должна была включаться в соединения легких танков.
Первоначально работы велись фирмой "Шкода" на основании "классической" подвески, берущей свое начало еще от "Виккерс-6-тонн". Предполагалось создание танка относительно умеренного веса — около 25 тонн — имеющего 50-миллиметровое бронирование и 48-миллиметровую пушку.
Первый прототип поступил на испытания в 1936 году. Военные оценили его защищенность, но, по их мнению, вооружение машины было слишком маломощным для такого тяжелого танка, а старый 200-сильный двигатель — слишком слабым. В результате, над проектом вновь нависла угроза закрытия.
Спасли проект полученные из Германии и СССР сведения о разработке танков нового поколения, предположительно, имеющих противоснарядное бронирование. Австро-Венгрия получила сведения о том, что в СССР уже создается танк Т-28, который, по мнению экспертов "имел не менее чем 30-тонный вес и не менее 50-миллимтерового бронирования". По поступавшим из-за границы слухам, считалось, что "русские производят по 10 танков Т-28 в месяц"
Хотя разведка оценивала данные слухи как маловероятные, тем не менее, Австро-Венгрия нуждалась в адекватном ответе. Единственной возможностью было продолжать работы над "проектом 219", так как больше машин необходимых характеристик не было даже в проектах.
И в 1937 году фирма "Шкода" представила свою новую версию танка.
В этом проекте, "Шкода" пошла по пути максимальной защищенности новой машины. Лобовик танка впервые для средних машин достиг 70 миллиметров! Вооружение пока еще оставалось слабым, все та же 48-миллиметровая пушка, но новый 480-сильный двигатель позволил этой машине иметь скорость в 45 километров в час.
В это же время, фирме "Шкода" удалось создать 80-миллиметровое орудие относительно небольших размеров, использовавшее ту же систему снарядов, что и тяжелое 80-миллиметровое орудие тяжелых танков. В инициативном порядке, "Шкода" разработала прототип "проекта 219" под новое орудие, который был встречен военными с энтузиазмом. Новая пушка выводила машину значительно вперед.
Производство модели с 80-миллиметровым орудием началось в 1938. Всего, до начала войны с Германией осенью 1941 года, промышленность Австро-Венгрии успела выпустить 380 танков PzSk-32/1938-K, которыми вооружили передовые кавалерийские части.
Конструкция танка обращала внимание очнеь мощной защитой. Еще ни один средний танк не имел 70-миллиметрового лобовика из цельного броневого листа! Смотровых щелей для водителя предусмотрено не было, вместо них были установлены три перископа. Очень мощное бронирование было отличительной чертой нового танка.
Привлекало внимание и вооружение. 80-миллиметровое 28-калиберное орудие по мощи приближалось к лучшим иностранным образцам танковых орудий. Весьма совершенная для своего времени оптика и наличие привода башни делало орудие опасным противником для любых танков, даже для сравнительно тячжелобронированных PZ-4.
В то же время в конструкции танка хватало недостатков. Одним из них была устаревшая подвеска, которая, вплоть до появления в 1940 прототипа танка с подвеской "Кристи" была источником сложностей. Другим недостатком был очень высокий силуэт танка и недостаточная устойчивость.
Тем не менее, показал себя лучшей машиной Австро-Венгрии этого периода, с честью вынеся все сложности войны с Германией 1941-1945 года. В числе других обладателей этого танка был и СССР, куда Австро-Венгрия в 1942-1943 годах передала некоторое количество машин для помощи советским частям.
I'm just a gay guy